Развитие естественно-научной теории

Мыслители: Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро и др.
Используя ссылки на естественное право, Локк определил понятие правового закона, его цели - сохранять и расширять свободу людей, рассматривал принцип разделения властей как гарантию против злоупотребления властью, а свободу индивида характеризовал как свободу следовать своему желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от "непостоянной, неопределенной и неизвестной самовластной воли другого человека".  
Основоположником теории разделения властей принято считать французского юриста XVIII в. III. Монтескье. Установление правовой государственности он связывал с политической свободой в гражданском обществе. Он полагал, что именно разделение властей, когда власть находится в разных руках и созданы условия для их взаимного сдерживания, способно обеспечить подлинную свободу.  



Мыслители: И. Кант (1724-1804) и Г. Гегель (1770-1831)
Развитие мыслей немецких ученых

Государство Кант понимал как "объединение множества людей, подчиненных правовым законам". Право у Канта было тесно связано с моралью. И правовые, и моральные нормы имеют один источник - категорический императив: По мнению Канта, законы государства требуют от людей сообразовывать проявление свободной воли со свободой других людей. И тогда взаимоотношения в обществе приобретут правовой, упорядоченный характер.  
В отличие от него Г. Гегель воспринимал идею правового государства как практическую действительность. Правовое государство он определял как "царство реализованной свободы", одновременно отождествляя государство и право. Ценность гегелевских воззрений на государство обычно видят в том, что принудительную сторону государства он не считал главной. Главным он признавал четкую социальную и правовую направленность государственной деятельности, ее нравственное содержание, полезность для общества и людей в целом.  


Мыслители: Г. Еллинек, Г. Кельзен, английский позитивист Г. Харт, американские ученые Дж. Роулс и Л. Фуллер, англо-американский юрист Р. Дворкин, Ф. Хайек (австриец по происхождению, но проживший долго в Англии и США) и др.
20 век – Марксистская теория

Марксистская теория относилась к теории правового государства отрицательно, характеризуя и государство, и право как классовые явления. Что касается советского общества, то официальная идеология отвергала идею правового государства и лишь в период перестройки (80-е годы) началась разработка теории социального правового государства.
В Конституции Российской Федерации 1993 г. наше государство провозглашено в качестве правового, что следует отнести к программным положениям.

Правовое государство –это организация власти, которая создает наиболее благоприятные условия для полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также является связывающим звеном для сдерживания государственной власти в целях недопущения злоупотребления ими своими полномочиями.
Главные аспекты идей правового государства  
Правовое государство создается для ограничения правом действия государственной власти  
Правовое государство создается для наиболее полного обеспечения свобод и прав человека  
Принципы правового государства -это основополагающие идеи, на основании которых строиться сущность правового государства.

Принципы правового государства  
Обеспечение прав и свобод человека и гражданина  
Недопущение злоупотребления полномочиями государственной власти  
Федерализм Высокий уровень правосознания  
Разделение властей Взаимная ответственность государства и личности  
Верховенство закона Наличие гражданского общества  
Разделение властей –основополагающий принцип, согласно которому политическая власть должна быть поделена между несколькими субъектами для предотвращении тирании.
Сущность гражданского общества –объединение и выражение интересов граждан, их свобод, запросы, а не волю правящих элит, власти, государства.
Легитимность –согласие народа с властью, когда он добровольно признает за ней право принимать обязательные решения.

Гражданство –устойчивая правовая связь человека и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.
Гражданственность –нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит.
Принцип дозволения - это ставка на доверие и добросовестность самих субъектов общественных отношений, на механизмы и стимулы, которые определяют их поведение.
Система сдержек и противовесов –совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти.
Федерализм – это признание государственного устройства - федерации, которое может внести свой вклад в дело ограничения властей, путем ввода разделения властей еще по вертикали.
Верховенство закона -господство нормативного акта, принимаемого высшим законодательным органом власти, над иными подзаконными актами.












Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: