Генезис жреческой и царской власти

Соединение царского титула с выполнением жреческих обязанностей было в древнем мире обычным делом. Во многих случаях царей почитали не просто как священнослужителей, посредников между человеком и богом, но и как богов, способных оделить своих подданных и поклонников благами, которые, как правило, считаются находящимися вне компетенции смертных и испрашиваются путем молитвы и жертвоприношения у сверхъестественных, невидимых существ. Так, от царя часто ожидали воздействия в нужном направлении на погоду, чтобы зрели посевы и т.д.

Часто во главе общества вставал наиболее смышленый и изворотливый колдун. Впоследствии он начинал совмещать магические или религиозные и политические функции в оном лице. Таким образом, формируется культ человекобога.

Различают два типа человекобога: религиозный и магический. В первом случае предполагается, что существо высшего порядка вселяется в человека на более или менее продолжительный срок и проявляет свою сверхъестественную мощь и мудрость путем совершения чудес и изречения пророчеств. К данному типу человекобога подходит название вдохновенного и воплощенного: человеческое тело здесь всего лишь хрупкий скудельный сосуд, наполненный бессмертным божественным духом. Во втором случае человекобог - маг есть не более как человек, но человек, обладающий необычайной силой. На обладание подобной силой в меньшем объеме претендует большинство его соплеменников, ведь в примитивном обществе едва ли найдется хоть один человек, который на досуге не занимался бы магией. В то время как человекобоги первого, боговдохновенного типа черпают свою божественность от божества, которое снизошло до того, чтобы скрыть свое небесное сияние под унылым обличьем земного праха, человекобог второго типа черпает свою необычайную силу из некой физической общности с природой.

Во многих частях света верховный правитель происходит по прямой линии от древнего мага или знахаря. С момента обособления особого класса шаманов на него было возложено исполнение обязанностей, обеспечивающих безопасность и благосостояние общества. Эти люди постепенно достигают богатства и власти, а лучшие из них превращаются в священных владык. Для наиболее проницательных умов ложность магии с течением времени становится все более и более очевидной, и магия мало-помалу вытесняется религией. Другими словами, колдун уступает место жрецу, который, отказываясь от стремления непосредственно управлять ходом природных процессов на благо человека, старается достичь той же цели косвенным путем – путем обращения к богам.

Таким образом, появившийся в древности институт человекобога эволюционирует от колдунов-правителей к жрецам-правителям вместе с осознанием ложности магии и постепенным отказом от нее в пользу религии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гурвич Г. Д. Философия и социология права: Избранные сочинения / Пер. М. В. Антонова, Л. В. Ворониной. - СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета С.-Петерб. гос. ун-та. - 848 с. 2004.

Режим доступа: https://lib.sale/sotsiologiya-prava-uchebnik/kontseptsiya-djeymsa-frezera-34757.html

2. Золотая ветвь / Дж. Фрэзер - М.: Политиздат, 1980.

Режим доступа: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Frezer/index.php

3. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский – М.: Издательская фирма «Восточная литература», 1995. С 32-33.

Режим доступа: https://books.google.ru/books?id=5dQNAgAAQBAJ&pg=PA32&lpg=PA32&dq=%D1%84%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%B7%D0%B5%D1%80+%D0%BC%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B5%D0%BC%D0%B0+%D1%83%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D1%85+%D0%B8+%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D1%85+%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2&source=bl&ots=qjAlncEmcc&sig=ACfU3U2j_BqSIY4_3PrHK9g5ThbfAzVExQ&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwiCluvEoaToAhXOepoKHSQyDdMQ6AEwA3oECAoQAQ#v=onepage&q=%D1%84%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%B7%D0%B5%D1%80%20%D0%BC%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B5%D0%BC%D0%B0%20%D1%83%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D1%85%20%D0%B8%20%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D1%85%20%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2&f=false

ЭССЕ

«ДОСТОВЕРНОСТЬ» СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ: МИФ О СОТВОРЕНИИ ЧЕЛОВЕКА В ИНТЕПРИТАЦИИ ДЖ.ФРЕЙЗЕРА В КНИГЕ «ФОЛЬКЛОР В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ»

Одной из самых древних и спорных по своему содержанию книг является Библия. Многие поколения ученых пытались найти объяснения происхождению и истории данной книги. Известный английский учёный Дж. Фрейзер, разрабатывая и совершенствуя свой эволюционистический метод, применял его для исследований общих фольклорно-этнографических и религиоведческих проблем. Опираясь на этнографический и фольклорный материал при анализе библейских мотивов, он объяснял плохо исследованные места Ветхозаветного текста. Результатом данной работы служит книга «Фольклор в Ветхом Завете», впервые опубликованная в 1918 году.

Интересующий нас вопрос отражен в первой главе. Автор отмечает противоречивость изложенных рассказов в первой и второй главах книги Бытие. Данное противоречие объясняется тем, что изначально они происходили от разных источников, а впоследствии просто были включены условным редактором в данное произведение. Наиболее древним из двух рассказов считается второй. Он восходит к Яхвисту (примерно IX до н.э.) и более насыщен фольклором, который впоследствии был устранён автором. Бог представляется человекоподобным существом, которое вылепливает человека из глины. Первый же рассказ был написан жрецами на несколько столетий позже, во времена вавилонского пленения или после него, и относится к Жреческому кодексу. В нём Бог является абстрактным существом, которое недоступно человеческому глазу, и управляет миром простым велением. Наивность первого и серьезность второго рассказа составляют прямой контраст, который по каким-то причинам редактор решил не устранять.

Фрейзер пишет, что для анализа и сопоставления с фольклорными традициями наиболее удобен первый рассказ, т.к. тот «не отшлифован». Сравнение с преданиями древних народов о происхождении жизни носят основную часть главы «Происхождение человека». В ней Джеймс Джордж приводит большое количество аргументов, касающихся фольклорных истоков анализируемого рассказа. Например, происхождение людей от земли для евреев выглядит очень естественно, т.к. на их языке слово «земля» («адама») грамматически есть женский род от слова «человек» («адам»).

Анализ языческих преданий разных народов приводит к тому, что человек, был создан из земли. Важно отметить, что в большинстве источников глина красного цвета. По мнению Фрейзера, это попытка объяснить красный цвет крови. Хотя, яхвистский автор не упоминает о цвете, но можно предположить, что глина эта была красная, потому что на еврейском языке «человек» вообще передается словом «адам», «земля» словом «адама», а «красный» - словом «адом». Достоверность этого факта автор подтверждает тем, что почва в Палестине имеет темно-красный или коричневый цвет. Следовательно, можно сделать вывод, что либо авторы рассказов Ветхого Завета были очень наблюдательными и смогли логически выстроить свое повествование, либо сама природа подтверждает достоверность Священного Писания.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Фольклор в Ветхом Завете / Дж. Фрейзер

Режим доступа: http://lib.ru/HRISTIAN/ATH/folklore.txt

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: