Совершенствование газоперекачивающих агрегатов (ГПА) как одного из важнейших элементов газотранспортных систем ОГПЗ,можно оценить по его качеству. Качество в условиях эксплуатации определяется целым рядом категорий, наиболее значимые из которых эффективность, экономичность, надежность, безопасность с учетом всех своих категорий, экологичность, эргономичность, удобство подхода ко всем его узлам, элементам в процессе эксплуатации и обслуживания. В основном все перечисленные категории подаются строго формализованным оценкам, определяются аналитическими решениями, за исключением последних, которые в основном относятся к неформализованным показателям с применением экспертных оценок.
Анализ технических условий на изготовление и модернизацию ГПА, особенностей конструкции, опыта эксплуатации их позволяет привести целый ряд замечаний в этом направлении.
Концепция разработки ГПА на базе авиационных приводов предусматривает прогрессивную модульную конструкциюв отличие от блочной конструкции стационарных ГПА. Тем не менее, наряду с известными положительными особенностями имеет место замечание по дополнительным издержкам в процессе ремонтных работ. Это связанно с тем, что основной модуль, газогенератор, состоит из осевого компрессора, камеры сгорания и газовой турбины высокого давления, детали и узлы которых имеют ресурсы, значительно отличающие друг от друга. В случае выхода из строя одной из деталей, имеющей наименьший ресурс, приходится разбирать весь газогенератор. При этом обычно ремонт газогенератора проводится в заводских условиях, что сопряжено со значительными транспортными издержками. Для совершенствования эксплуатационной пригодности. фирма Роле Ройл для агрегата типа RB-211 изготовила газогенератор из пяти независимых модулей (передний компрессор, средний компрессор, задний компрессор, камера сгорания и газовая турбина высокого давления). Каждый из пяти модулей имеют ресурс одинакового порядка и соединены между собой не по валу, а по специальным периферийным муфтам. Это позволило значительно упростить ремонтные работы и проводить их непосредственно на станции, без привлечения высококвалифицированных специалистов.
|
|
Конструкция должна обеспечивать возможность наблюдения за состоянием узлов агрегата, включая осмотры при помощи стробоскопа, доступность ревизии. Модульность конструкции обеспечивает быструю и несложную сборку, разборку агрегата на ряд модулей, предварительно сбалансированных.
Анализ данных по показателям контроля над режимом работы системы смазки, приведенных в технических условиях (ТУ) ГПА, выявил ряд сложностей и различные результаты по данному вопросу, которые заключаются в следующем. В рассмотренных ТУ агрегатов, таких как ГТК-10-4; НК-14СТ; ДТ-71; ГТН-16М-1; ГТН-25-76 для систем смазки вместе с центробежными нагнетателями рекомендуется одно и тоже смазочное масло марки Тп-22, ГОСТ-74; Тп-22С, ТУ-81. А по рекомендациям относительно давления и температуры в системе смазки наблюдается определенный разброс этих параметров. Значения температур в ответственных точках смазки, в подшипниках или отсутствуют в ТУ, или же приводятся для разных агрегатов различные значения.
|
|
Отмеченные выше особенности создают определенные трудности в условиях эксплуатации по контролю над основными показателями системы смазки и обеспечения надежной работы опоры, вала и всего агрегата в целом. С целью обеспечения надежного контроля во всех ТУ необходимо строго рекомендовать предельно допустимую температуру смазочного масла в опорах скольжения с вкладышами на баббитной основе - как основного участка в системе смазки, от которого зависят рекомендации по остальным участкам этой системы.
Свойства смазочного масла представляется целым рядом характеристик, определяющих его термоокислительную стабильность, антикоррозионную стойкость, склонность к вспениванию и т.д.
Характеристики подшипника определяются условиями расположения, взаимодействия сопряженных поверхностей трения, что обеспечивается системой эксплуатации, обслуживания и ремонта.
При работе агрегата необходимо поддерживать режим работы и техническое состояние подшипникого узла и системы смазки на соответствующем уровне, определяющем на основании ТУ, соответствующих документации завода-изготовителя и эксплуатирующего производства.
В процессе эксплуатации необходимо решать диагностические задачи на основе поверочных теплотехнических расчетов системы смазки с целью контроля основных характеристик: конечных температур, расхода теплоносителей и т.д. Проводятся ряд приемов и способов для поддержания рабочей температуры масла в подшипниках: контроль, профилактика и ремонт на должном уровне элементов системы смазки, включая своевременный ремонт масляных фильтров, профилактику аппаратов воздушного охлаждения масла, поддержание на предельном уровне работы масляного насоса по расходу масла. Но все проводимые мероприятия на протяжении ряда лет не дают должного результата для поддержания нормальной рабочей температуры масла в подшипниках ГПА.
Многолетний контроль над режимом работы и техническим состоянием подшипников валопровода ГПА свидетельствует о том, что качество применяемого смазочного масла не соответствует техническим требованиям. Следует отметить также то, что по частоте выхода из строя подшипники ГПА занимают ведущее место, сразу после горячих деталей ГПА. Поэтому приходится завышать значения предельных, аварийных уставок масла в подшипниках в условиях эксплуатации, что приводит их к преждевременному выходу из строя.
Пути повышения работоспособности опор ГПА связаны с заменой минеральных масел на синтетические.Их дороговизна оправдывается многочисленными преимуществами на основании данных зарубежных источников. Во-первых, благодаря их свойствам, синтетические масла обеспечивают защиту подшипников от значительного износа. Во-вторых, синтетические масла по сравнению с минеральными маслами обеспечивают высокую термоокислительную стабильность, противоизносовые и антикоррозионные свойства, низкую склонность к вспениванию, хорошую демульгируемость. В-третьих, увеличение срока смены масла и снижение расхода энергии предотвращают значительный рост затрат в процессе эксплуатации, также снижаются средства на ремонтно-техническое обслуживание и частота выхода из строя подшипников ГПА.
|
|
Следует отметить также невысокую эксплуатационную пригодность системы очистки воздуха в воздухоочистительном устройстве (ВОУ) ГПА. На основании механизма образования загрязнений в проточной части осевого компрессора (ОК) ГПА следует, что если механические частицы в воздухе органической природы, то они образуют налипание, отложение в проточной части ОК, что приводит к коррозия, эрозия и износу лопаточного аппарата во входном устройстве ОК. Для борьбы с отмеченным недостатком на компрессорных станциях (КС) применяют сложные системы очистки проточной части ОК на работающем и остановленном агрегатах. Периодичность очистки на работающем агрегатах с «мягкими» абразивами 150-160 ч. А очистку проточной части ОК проводят во время остановки ГПА на ремонт. Эти работы сопряжены со значительными издержками.
Качество и степень технического обследования при проведении ремонтных работ и в процессе эксплуатации влияют на надежность этих агрегатов в межремонтный период.
Одна из причин возникновения неустойчивой работы ГПА в условиях эксплуатации связана с мероприятиями, проводимыми по модернизации ГПА,которые изменяют характеристики проточной части и создают дополнительное противодавление на выходе газовой турбины.
Характеристики оборудования могут искажаться не только в процессе эксплуатации за счет ухудшения технического состояния, но также при модернизации оборудования, проводимой в процессе эксплуатации, изменяющей технологический режим, касающийся проточной части его. Это относится к установке регенераторов (воздухоподогревателей) в процессе эксплуатации для ГТУ, спроектированных и изготовленных по безрегенеративному циклу, а также к установке утилизационных теплообменников значительной тепловой производительности и котлов-утилизаторов для выработки сухого перегретого пара.
|
|
Утилизационные теплообменные аппараты ГТУ ненадежны в работе, т.к. в качестве нагреваемого рабочего агента, в основном, используется не умягченная вода. Кроме этого в процессе эксплуатации происходит прогорание трубок аппарата в случае отключения его при отсутствии надобности в утилизации теплоты продуктов сгорания ГТУ. Так, например, в летний период при отключении аппарата с помощью шиберов не удается полностью исключить утечки продуктов сгорания через шибер, омывающих трубный пучок утилизационного теплообменного аппарата.
Таким образом, совершенствование агрегатов путем модернизации за счет изменения аэродинамики проточной части необходимо проводить в стадии проектирования и изготовления, чтобы избежать негативных последствий при работе оборудования в процессе эксплуатации [14].