Вопросы к промежуточному контролю

1. Философия политики в современном общественно-политическом дискурсе.

2. Предмет философии политики.

3. Возникновение философии политики как науки.

4. Функции философии политики.

5. Понятие философии политики, политической философии и теории политики.

6. Эпистемология политики: философские основания политики.

7. Философские парадигмы познания политики.

8. Язык и эпистемология политики.

9. Природа политического.

10. Материя политического, ее характеристики.

11. Проблемное поле философии политики.

12. Политосфера и ее структура (глобальный срез, ареалы, политогенезы, политические популяции, политические лица).

13. Политические уровни (микрополитика и макрополитика).

14. Политическое развитие как философско-политическая проблема.

15. Эволюционная версия политической динамики.

16.  Диалектическая версия политической динамики.

17. Структурная версия политической динамики.

18. Синергетическая версия политической динамики.

19. Бытие власти как философско-политическая проблема.

20. Рациональность и иррациональность в политике.

21. Теоретические трактовки понятия рациональности.

22. Специфика рациональности политических технологий.

23. Специфика рациональности политической апологии.

24. Феномен политической власти в ракурсах философии политики.

25.  Политический риск, аналитика и прогностика риска.

26.  Политические решения.

27.  Политическая хроногеометрия в универсалиях политического времени и пространства.

28.  Россия в мировом политическом пространстве.

29.  Атрибуты политического пространства и времени.

30.  Топология исторического времени (прогресизм, финализм, циклизм).

31.  Хронополитика и плюрализм типов социального времени.

32.  “Российское" политическое время.

33. Политическая праксеология: понятие и сущность.

34. Политика и мораль: проблема соотношения.

35. Благо, добро, зло, справедливость в политике.

36. Глобализм в парадигмах модерна и постмодерна.

37. Модели глобального развития С. Хантингтона и А.С. Панарина.

38. Насилие и ненасилие в политике.

39. Этические парадигмы эпохи модерна и их упадок. Потребность новой этики.

40.   Принцип ответственности в этике Г. Йонаса.

41. Философское осмысление политической коммуникации Ю. Хабермаса.

42. Первопроходцы современной политической философии (Р. Арон, С. Вайль, Х. Арендт).

43. Философские основания демократии в К. Лефора и П. Рикера.

44. Культура и демократия (Р. Инглхарт).

45. Основные подходы к природе и сущности идеи справедливости.

46. “Теория справедливости" Д. Роулза.

47. Марксистская теория справедливости.

48. Проблематика современной политической философии (Л. Штраус).

Список литературы

Основная

1. Ильин В.В., Панарин А.С. Философия политики. - М.: Изд-во МГУ, 1994.

2. Панарин А.С. Философия политики. Учебное пособие. – М.: Новая школа, 1996.

3. Современная политическая философия. Антология. Пер. из англ. - К.:Основи, 1998.

4. Гаджиев К.С. Политическая философия. – М.: Экономика, 1999.

5. Гаевский Б.А. Философия политики. Монография. – К.: МАУП, 2001.

6. Кравченко И.И. Бытие политики. – М.: ИФ РАН, 2001.

7. Федорова М.М. Классическая философия политики. – М.: Весь мир, 2001.

8. Капустин Б.Г. Критика политической философии. Избранные эссе. – М.: Издательский дом «Территория будущего», 2010.

9. Солонько И.В. Феномен концептуальной власти: социально-философский анализ. – М.: б.и., 2011.

10. Философия политики и права. 100 основных понятий. Словарь: Учебное пособие / Под общ. ред. Е.Н. Мощелкова; Философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова.- Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2014.

11. Пятигорский А.М. Что такое политическая философия: размышления и соображения. Цикл лекций. Электронный ресурс. IP-адрес: http://thelib.ru/books/aleksandr_moiseevich_pyatigorskiy/chto_takoe_politicheskaya _filosofiya-read.html

 

12. Расторгуев В.Н. Философия политики. Методология политического планирования. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. – М.: Издательство Юрайт, 2017.

13. Алексеева Т.А. Современная политическая мысль (ХХ – ХХI вв.). Политическая теория и международные отношения. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2018.

Дополнительная

1. Гаджиев К.С. Политическая философия. М.: Юрайт, 1998.

2. Тилли Ч. Демократия. М.: Наука, 2007.

3. Кирилюк Ф.М. Философия политической идеологии: Учебное пособие. К.: Центр учебной литературы, 2009.

4. Даль Р. А. Полиархия: участие и оппозиция. М.: Изд. дом Гос. ун-та – Высш. шк. экономики, 2010.

5. Крауч, К. Постдемократия. М.: Изд. дом Гос. ун-та – Высш. шк. экономики, 2010. 

6. Кимлика, У. Современная политическая философия: введение [Текст] / пер. с англ. С. Моисеева; Гос. ун-т – Высшаяшкола экономики. М.: Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010.

7. Най С. Джозеф. Будущее власти: как стратегия умной силы меняет XXI век. Москва: АСТ, 2014.

8. Шахай А., Якубовски М. Философия политики. Харьков: Изд-во «Гуманитарный центр», 2011.

9. Алмонд Г. Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти странах. М.: Мысль, 2014.

10. Миронова Д.В.Г. Политическая философия. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 2014 (2-е изд., 2019 г.).

11. Цымбурский В.Л. Морфология российской геополитики и динамика международных систем XVIII – XX веков. М.: Книжный мир, 2016.

12. Карадже Т.В. Политическая философия. М.: МПГУ, 2017.

13. Бусыгина И.М. Политическая география. Формирование политической картины мира. Учебник. М.: Аспект Пресс, 2019.

 

Словарь терминов

Авторитарно-подданническая традиция — в отличие от традиций демократического гражданства предполагает не взаимообязательные (договорные) отношения граждан с государством, а односторонние обязательства подданных.

 

Агностицизм – первоначально позиция неведения относительно существования или несуществования Бога; в современном философском смысле — неверие в возможность познания мира, достижения объективной истины.

 

Алармизм (от фр. alarmer — бить тревогу) — современное идейное течение, объединяющее интеллектуалов и экспертов, предупреждающих по поводу грозящих глобальных опасностей и угроз — ядерной, экологической и т.п.

 

Антиглобализм — концепция, в основе которой лежит неприятие стандартизации, унификации человеческого сообщества, основанной на формировании мира как единой экономической, политической и социокультурной системы. А. представляет собой многоплановую концепцию, которая вырастает на экономической платформе, но подкрепляется политическими составляющими, вследствие чего А. воспринимается как протест против концентрации богатства в руках транснациональных корпораций и отдельных государств, доминирования глобальных торговоправительственных организаций, таких как Всемирная торговая организация, Всемирный банк, Международный валютный фонд, Организация экономического сотрудничества и развития и т.п. Появление А. традиционно связывают с реакцией на изменения, коррелирующие с развитием глобализации в конце 90-х гг. XX века. Так, в июне 1998 во Франции была образована Ассоциация граждан за налогообложение финансовых операций (ATTAC — Association for the Taxation of Financial Transactions for the Aid of Citizens). Основным требованием ATTAC явилось установление «налога Тобина». Американский экономист Джеймс Тобин посчитал, что если все финансовые операции обложить налогом в размере 0,1% процента, то многие валютные спекуляции просто бы стали невыгодны. По мнению членов ATTAC, введение подобного налога позволило бы оказывать помощь странам третьего мира и развивающимся странам. Традиционно считается, что сторонники антиглобализма — это люди, находящиеся в 14 оппозиции к действующей политической силе, но это не всегда справедливо. В качестве одного из примеров можно привести позицию президента Франции Николя Саркози, выступающего за возможность введения налога, сопоставимого с «налогом Тобина», с целью сократить рискованные финансовые спекуляции и обеспечить банкам базу для разработки долгосрочных инвестиционных решений в момент кризиса всемирной системы. Эксперты же Международного валютного фонда считают, что подобный проект сегодня просто нереализуем. Важно отметить при этом, что идея Тобина возникла еще в 70-е годы XX века. Данное совпадение представляется неслучайным. Большинство исследователей феноменов глобализма и А. склонны связывать источники возникновения последнего с социальнополитическими событиями, происходившими в Европе и Америке в конце 60-х — начале 70-х годов. Наследием этих событий стало то, что в А. отсутствуют централизованные структуры, но есть крайне гибкая коалиция транснациональных, национальных и локальных движений с различными приоритетами. В А. нашли отражение множество политических концепций, возникших и развивавшихся в XX веке (концепции прав человека и политического участия, идеи правового и социального государства, гражданского общества, теория партиципаторной демократии), которые были дополнены идеями, лежащими в основе феминистского, экологического, антивоенного социальных движений. В работах сторонников А. уделяется большое внимание социокультурным и антропологическим аспектам жизни человека в глобализирующемся мире. Примерами могут служить критика вездесущности рекламы, разрушающей самобытную культуру (Наоми Кляйн), обвинения в создании монокультуры, уничтожающей этнические и культурные особенности малых народов (Вандана Шива). Зачастую разрозненные антиглобалистские идеи трансформируются в предложения о создании некоего особого социально-политического уклада. Например, социолог Джон Холлоуэй представляет идею о создании социальных пространств, автономных по отношению к государству и капиталу. Очевидна параллель, возникающая между тематикой работ названных выше авторов и наиболее яркими сочинениями французских и американских авторов, опубликованных в конце 60-х годов XX столетия (работы Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Бодрийяра, Ж. Деррида, Ж. Делеза, Ф. Джеймисона). Существует множество работ современных российских и зарубежных авторов, которых зачастую причисляют к антиглобалистам. Такая характеристика представляется слишком однозначной. Например, философско-политические работы по проблематике глобализации выдающихся мыслителей современности И. Валлерстайна или А.С. Панарина трудно однозначно определить как антиглобалистские. Вместе с тем, ряд идей данных мыслителей, связанных с проблемами национального самоопределения, трансформации политико-экономического порядка в глобализующемся мире, имеют антиглобалистскую направленность.

 

Антиномия — столкновение двух противоречивых, но одинаково обоснованных суждений. Антиномии посягают на логический закон исключительного третьего (А либо не-А) и потому игнорируются педантичной рассудочностью. В то же время в них могут отражаться реальные противоречия человеческого бытия и сознания.

 

Антропология культурная – наука, изучающая доцивилизационные (примитивные) и архаические (традиционные) общества преимущественно в духовном измерении — верования, ценности, нравы. Сегодня наметилась тенденция расширить предмет исследования национальной культурной специфики как таковой применительно к любым обществам.

 

Антропология политическая — наука о «человеке политическом», т.е. о субъекте политического творчества, его возможностях и ограничениях этих возможностей, о его воздействии на социальную и духовную сферу общественной жизни. В политической антропологии делается акцент на исследовании специфики человека как субъекта политического действия, обладающего особой волей к власти, волей переустраивать мир в соответствии со своими проектами, ценностями и идеалами. Раскрыть смысл термина «человек политический» возможно только противопоставив автономную личность во всей ей полноте и уникальности «системному фетишизму», столь характерному для многих отраслей политической науки, ориентированных на исследование «самоналаживающихся» систем, т.е. стремящихся обходиться без исследования человека как фактора непредсказуемости и неопределенности. Мировоззренческое кредо политического антрополога выражается известным афоризмом «не человек для общества, а общество для человека». Фокус его внимания сосредоточен не на специфике политических институтов, систем и режимов, но на исследовании политики как особого вида культурной деятельности, основанной на уникальном культурноконфессиональном коде того или иного общества и присущей ему картине мира. Поэтому в политической антропологии функциональный подход к исследованию политики сочетается с ценностным, связанным с осмыслением проблем сущности и назначения человеческой деятельности, соотнесения целей и средств, ценностных и прагматических мотиваций в политическом поведении и тп. В данном контексте принято говорить о противопоставлении антропологического и социологического подхода к исследованию человека. В рамках социологического подхода человек рассматривается как продукт социальной среды, изучаются механизмы социализации, т.е. становления и развития личности под воздействием совокупности общественных отношений. Сам человек выступает здесь как носитель определенных общественных и политических функций, ролей, обязанностей. Цель его становления — адаптация к господствующим институтам и нормам, подавление девиантного поведения. Соответственно в рамках социологического подхода проявляется тенденция к детерминизму: индивидуум вторичен по отношению к системе, является «винтиком государственной машины», в рамках которой он вынужден существовать. В противовес этому антропологический подход тяготеет к применению культурологического анализа, наделяющего духовнорелигиозное ядро культуры статусом «базиса», смыслообразующего начала, обусловливающего единство всех видов практик конкретного общества. Политическая, экономическая, гражданская, повседневная активность каждого субъекта, его мотивации предопределяются системой интуитивных представлений о реальности. Аксиологическая позиция политической антропологии заключается в установке на реабилитацию ценности самобытных культур, традиций, укладов жизни. Инаковость, 16 непохожесть отдельных личностей и образуемых ими сообществ — не недостаток, который должен быть исправлен в ходе модернизации (осовременивания) государства и общества, но наоборот — величайшая ценность. Антропологический подход отвергает принципы монизма и саму возможность существования универсального всечеловеческого общественного идеала.

 

Антропоцентризм — установка на то, чтобы поставить человека в центр мироздания в качестве «венца творения» и меры всех вещей.

 

Апокалипсис — одна из книг Нового Завета — Откровение Иоанна Богослова, в которой содержится пророчество о конце света, Страшном суде и последующем наступлении Царства Небесного на земле.

 

Арабистика — комплекс научных дисциплин, посвященных изучению арабского мира.

 

Архаизация — вытеснение из культуры и повседневных практик новообретенных (современных) элементов и активизация более традиционных, прежде подавленных или прятавшихся в тени.

 

Архетип — скрытый в коллективном подсознании культурный стереотип, косвенным образом влияющий на наше поведение, наши предпочтения и выбор.

Аскетизм — религиозный принцип поведения, связанный с умерщвлением плоти и воздержанием от всего пота кающего личным удовольствиям и радостям.

Атомизм социальный, атомарность — картина общества, в рамках которой индивиды выступают как изолированные друг от друга атомы.

 

Бихевиоризм — направление в американской психологии и социологии, призывающее не интересоваться внутренним миром человека, а изучать внешние стимулы и ответные реакции. Предполагалось, что тем самым общественные науки преодолеют свою «гуманитарную ограниченность» и уподобятся по точности и доказательности естественным.

 

Буддизм — одна из мировых религий, основанная Буддой — великим религиозным реформатором и духовным учителем в Индии на рубеже VI—V вв. до н.э.

 

Вестернизация — распространение западных ценностей, институтов и образа жизни во всем мире частично в результате товарного и культурно-информационного обмена, частично — в результате западной гегемонии, а также деятельности местных «западников».

 

Витальный — относящийся к жизни, к органическому началу, к биологическим стихиям.

 

Власть (от древнеслав. власти — владеть) — отношение между людьми, состоящее в возможности для одних из них оказывать решающее влияние на деятельность и поведение других. В. выступает одним из базовых понятий философии политики и права, и потому существует множество определений этого понятия, выражающих различные подходы к политике и праву вообще. Можно говорить об основных группах таких определений и подходов. Сторонники телеологического и волюнтаристского подходов рассматривают В. как возможность проводить свою волю и достигать намеченных целей. Так, по определению М. Вебера В. означает возможность и способность индивида или социальной группы осуществлять свою волю в определенной системе социальных отношений, несмотря на сопротивление, а согласно Э. Гидденсу В. означает способность изменять порядок вещей. Сторонники системного и структурнофункционального подходов определяют В. как способность системы обеспечивать исполнение ее элементами своих функций и принятых обязательств, как способ самоорганизации общности людей, основанный на целесообразном разделении функций управления и исполнения. Адепты бихевиоралистских, интеракционистских и реляционистских подходов трактуют В. как тип поведения людей, когда одни командуют, а другие 24 подчиняются, а также как взаимодействие между индивидами, в котором одни из них могут оказывать решающее влияние на других. Так, например, для Р. Даля власть А над Б есть возможность добиться того, чтобы Б сделал нечто, чего он не сделал бы без такого воздействия. В рамках подходов, связывающих В. с осуществлением влияния на других людей, различаются также сторонники ситуационного взгляда, согласно которому В. есть фактическое осуществление решающего влияния, и диспозиционного взгляда, по которому для наличия отношений В.-подчинения достаточно стабильной возможности для одних оказывать такое влияние на других. Сторонники коммуникативных моделей рассматривают В. как особый вид коммуникации и связывают ее с групповым взаимодействием людей. Так, по мнению Х. Арендт, В. есть способность человека действовать, но действовать совместно с другими людьми. Поэтому В. всегда принадлежит группе и сохраняет свою силу до тех пор, пока группа сохраняет единство. Приверженцы герменевтического и лингвополитического подходов полагают, что В. во многом носит символический характер и сохраняется благодаря разделяемым членами данной общности смыслам, а также что язык в значительной степени определяет характер и формы осуществления В. в конкретной человеческой общности. Автор радикальной теории В. Стивен Льюкс подчеркивает конфликтный характер отношений В.-подчинения, утверждая, что проявить свою В. по отношению к кому-то значит пойти против его воли и тем самым — против его автономности. В философии права существует также взгляд, связывающий В. с правами и обязанностями человека: в рамках этого взгляда В. есть возможность приказывать, когда тот, кому приказывают, обязан повиноваться. При любых методологических подходах, однако, В. характеризуется как взаимодействие субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект. В. также представляет собой асимметричное отношение между людьми, когда субъекту принадлежит более активная и определяющая роль. Впрочем, в современной философии политики и права властные отношения все чаще трактуются не как чисто субъектно-объектные, где одна сторона всегда и во всем выступает субъектом, а другая — только объектом. Сегодня при характеристике властных отношений речь идет скорее о В.-взаимодействии, где стороны, хотя и в разной степени, оказывают друг на друга взаимное влияние. Однако при этом отношения В.- подчинения всегда сохраняют в себе неустранимый авторитарный элемент — без такого авторитарного элемента не может существовать и сама В. В. также всегда должна на что-то опираться, поэтому одной из важнейших ее характеристик являются ресурсы В., под которыми понимается вся совокупность средств, обеспечивающих решающее влияние субъекта на объект В. Различают, в частности, экономические, социальные, принудительные, демографические и культурно-информационные ресурсы В., при этом роль культурноинформационных ресурсов неуклонно возрастает, поскольку в условиях 25 преобладания демократических властных процедур, а также в условиях информационной революции для В. очень многое зависит от характера информации, которую будут получать граждане. Так, по оценке О. Тоффлера, сегодня главным ресурсом В. уже являются знания и информация. В соответствии с используемыми ресурсами принято выделять различные виды В., в частности, экономическую, социальную, принудительную, культурно-информационную и политическую В. В этом ряду политическая В. отличается от других тем, что она способна к мобилизации всех обозначенных видов ресурсов. Кроме того, политическую В. отличает монополия на легальное использование силы в пределах государства, верховенство, обязательность решений по отношению к иным видам власти, публичный характер, наличие единого центра принятия решений. Для прочности и действенности политической В. очень важным фактором также выступает ее легитимность — признание этой власти в качестве законной со стороны граждан государства. Такое признание зависит не только от оценки общественным мнением законности порядка конкретной смены власти, но и от эффективности действий политической В. по решению насущных в наличных обстоятельствах общественных проблем. Политическую В. характеризуют также применяемые ею средства властного воздействия, среди которых выделяются, в частности, принуждение, убеждение, пропаганда и манипулирование. Если принуждение, убеждение и пропаганда подразумевают открытое воздействие субъекта на объект В., то манипулирование выступает средством скрытого воздействия на сознание людей, в результате которого те, на кого направлено действие манипуляторов, как будто бы по своему желанию начинают действовать в интересах организаторов такого воздействия и нередко — вопреки своим собственным реальным интересам. Историческая эволюция средств властного воздействия состоит, в частности, в том, что в действиях В. постепенно уменьшается доля прямого принуждения и насилия — и увеличивается доля пропаганды и особенно манипулирования. Однако силовой элемент никогда полностью не уходит из арсенала средств политической В. Политическая В. также всегда связана с опасностью злоупотребления ею, поэтому историческая эволюция политических систем состоит и в совершенствовании средств контроля над ней, в роли которых выступают, в частности, конституционное ограничение ее полномочий, правила выборности, отчетности и сменяемости В., а также разделение властей, политический плюрализм и свобода критики.

 

Волюнтаризм — апологетика свободной и иррациональной воли, не ограниченной ни космическим, ни нравственным законом.

 

Гедонизм — тип психологической или социокультурной установки на получение удовольствий и избегание страданий любой ценой.

 

Геобиоценозы — естественно сложившиеся эволюционные звенья, объединяющие геологические и биологические элементы нашей планеты в неразрывную и гармоничную взаимоподдерживающую систему.

 

Геополитика – наука о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния различных государств в пространстве. Термин введен в оборот шведским ученым Челленом (1846— 1922).

 

Господство (от господь, господин): 1) власть в особо интенсивном и всеобъемлющем ее проявлении, включающем полное доминирование, подавление, угнетение; управление, основанное на фундаментальном и неизменном неравенстве ресурсов и возможностей властвующих и подвластных; 2) в трактовке Макса Вебера — институционализированная, организованная, прочно укорененная в обществе власть, вызывающая готовность подвластных подчиняться ее приказам; форма организации власти в обществе. В современной философии политики и права более принятым является понимание Г. в веберианском духе. В этой трактовке Г. есть также неразделимое отношение между людьми по типу Г.-подчинения, где Г. властвующих может существовать лишь при готовности подвластных подчиняться. По М. Веберу, каждое фактическое отношение Г. характеризуется определенным минимумом желания подчиняться. Власть находит свое воплощение в Г., но не всегда обретает его черты. Г. может быть связано лишь с прочной, достаточно стабильной и укрепившей себя властью. Г. означает также закрепление разделения труда в обществе на управленческий и исполнительский. Г. в этой трактовке означает не просто разделение людей на властвующих и подвластных, но определенный достаточно прочный общественный и политический порядок, основанный на том, что одни властвуют, а другие подчиняются. В современных условиях, по крайней мере на государственном уровне, Г. выступает как система Г., включающая специальный аппарат управления, работу подконтрольных тем, кто осуществляет Г., средств массовой информации, а также подсистему обучения и воспитания. В истории мысли проблематика Г. присутствует уже у Аристотеля, который различал «власть господскую», «власть отцовскую» и «власть политическую». В этом сопоставлении «власть господская», то есть власть господина над рабом, предстает как власть заведомо и неизменно высшего над низшим («власть отцовская», по Аристотелю, носит временный характер, а «власть политическая» есть власть над свободными и равными, не способная обрести черт господства). Однако и «власть господская», по Аристотелю, выглядит скорее как наставление и обучение раба, чем как же- 36 сткое доминирование над ним. В христианской традиции многие авторы рассматривали Г. как неизбежное следствие греховной природы человека. Для Августина изначальная природа человека не требует Г., однако оно становится необходимым для человека после грехопадения, поскольку при этом, по Августину, качественно изменяется к худшему сама человеческая природа. Другая традиция, усиливающаяся в Новое время, видит причины Г. в социально-исторических и коллективно-психологических факторах. Так, Э. де ла Боэси еще в XVI в. в «Рассуждении о добровольном рабстве» утверждает, что основная причина существования Г. и тирании — в добровольном подчинении людей. Для Ж.Ж. Руссо и Г.Ф.В. Гегеля Г. имеет общественную природу. Согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу, Г. есть явление историческое, связанное с разделением труда в обществе, возникновением общественных классов и социальным доминированием одного класса над другим. Поэтому, по Марксу и Энгельсу, Г. человека над человеком будет устранено, когда для этого созреют исторические условия. А. Грамши в «Тюремных тетрадях» пришел к важному выводу, что Г. одних общественных групп над другими обеспечивается не только усилиями государства. Согласно его теории, доминирующая группа осуществляет Г. над другими группами в различных формах: в государстве — посредством прямого принуждения, в гражданском обществе — посредством гегемонии, которая означает высокую степень добровольного подчинения доминируемых групп. Таким образом, для Грамши структура власти в гражданском обществе не смягчает, а усиливает Г. доминирующих групп. По М. Веберу Г. также не ограничивается государственным принуждением: оно может осуществляться как «на основании власти», так и «в экономических формах», когда социальный актор, будучи формально свободным, фактически вынужден действовать в направлении, выгодном экономически господствующим силам. Поскольку для Г. важно добровольное подчинение подвластных, то, согласно Веберу, каждое Г. старается возбудить веру в свою легитимность и позаботиться о ней. Вебер выделяет три идеальных типа Г. в зависимости от типов легитимности, на которых они основаны: 1) легальное, имеющее рациональный характер и основанное на вере в законность установленного порядка и Г., осуществляемого на базе этого порядка; 2) традиционное, основанное на вере в святость традиций и легитимность власти, основанной на этих традициях; 3) харизматическое, основанное на проявлениях человеком святости, геройской силы или образцовости личности и вере в законность порядка, созданного этими проявлениями. Согласно М. Веберу, от типа легитимности, на котором оно основано, зависит и характер осуществления Г. В целом в истории Г. постепенно эволюционирует от личностного доминирования до деперсонализации и растущей анонимности власти, а также от преобладания силовых мер до все более значительной роли мер информационного и психологического воздействия.

 

Гетерогенный — разнородный, состоящий из качественно различных начал.

Гражданское общество — совокупность неполитических отношений (экономических, духовно-нравственных, религиозных, культурных) граждан и их ассоциаций, основанная на принципах самодеятельности, неподопечности и автономии по отношению к государству.

 

Даосизм — учение о дао, или пути бытия (человека и всего сущего), связанное с таким и принципами, как «цзы жань» (естественность, соблюдение законов и ритмов природы) и «у-вэй» (воздержание от нетерпеливого вмешательства в естественный ход вещей). Основатель — китайский мудрец Лао-цзы (VI-V в. до н.э.).

 

Девиация — отклонение; девиантное поведение — отклоняющееся от норм морали и культуры.

 

Деидеологизация — требование отказа от идеологии как препятствия для рационально-прагматического поведения в политике, ориентированного на реальные интересы и проверяемые факты, а не на ценности и утопические прожекты. На самом деле концепция деидеологизации сама страдала утопизмом, ибо отказ от идеологии может быть только частично условным; чаще всего речь фактически идет об отказе от одной идеологии в пользу другой, вступающей в моду.

 

Демократия свободы — понятие, означающее одну из двух разновидностей посттрадиционного общества. В частности, согласно французскому политическому мыслителю А. Токвилю (1805— 1859), демократическими являются все постфеодальные общества, в которых рухнули сословные перегородки. Но при этом одни из них пошли по пути демократии свободы — рыночной и иной соревновательности людей, неизбежно приводящей к неравным результатам, к успеху наиболее предприимчивых, а другие — по пуги демократии равенства — ограничений свободной соревновательности и втискивания неравных по природе людей в прокрустово ложе равенства.

 

Десублимация — противоположность сублимации. Если последняя согласно автору понятия З. Фрейду означает облагораживание ваших инстинктов, получающих шансы на удовлетворение лишь постольку, поскольку они обретают реабилитированные культурой в озвышенные формы, то десублимация есть высвобождение инстинкта из «оков» культуры.

Дихотомия — деление на две части.

Европоцентризм — концепция, согласно которой западно-европейский тип культуры является образцовым для всего человечества, а Западная Европа — центром мирового развития.

 

Закономерность в политической реальности — разновидность существенных взаимосвязей между политическими процессами и явлениями, отличающаяся объективным, но вероятностным характером. Вероятностный характер связан с активностью субъектов политики, равнодействующая всех действий которых может оказывать существенное влияние на способы и формы проявления закономерности, трансформировать ее и корректировать траекторию политического развития. Признание наличия закономерностей, определяющих динамику политической реальности, и возможности их познания — конституирующий принцип политической науки, который лежит в основе понимания ее сущности, целей и задач. Жесткая версия сциентизма, принимая естествознание XIX в. в качестве образца, ставила определение степени развитости научного знания о политике и об обществе в целом в зависимость от способности открывать объективные законы политической реальности — т.е. выявлять, фиксировать и эмпирически доказывать необходимые, существенные, повторяющиеся, устойчивые причинно-следственные связи, применение знания о которых на практике позволяет получать предсказуемые и желаемые результаты. В ХХ в. в результате нескольких революций в философии науки уверенность в монокаузальном характере законов политической реальности сменилось представлением о неоднозначном детерминизме, который предполагает обусловленность результата многими факторами и способность каждой причиныспособствовать порождению нескольких следствий. При этом действие закона связывалось преимущественно с ограничением разнообразия — исключением определенных процессов из числа возможных. В политике закономерность проявляется в тенденции к сохранению взаимосвязи и взаимозависимости политических явлений при отсутствии вновь возникших факторов, способных приводить к существенным изменениям.

 

«Золотого миллиарда» теория — современная европоцентристская версия концепции «избранного народа», согласно которой обеспеченное существование на планете может быть гарантировано только для миллиарда человек из наиболее преуспевающих стран, в то время как остальным странам уготована участь сырьевого придатка и поставщика дешевого человеческого материала для обслуживания интересов транснационального капитала. Согласно адептам данной теории в противном случае планета «взорвется» от экологических перегрузок.

 

Идентичность (в социокультурном смысле) — совокупность устойчивых черт, позволяющая той или иной группе (этнической или социальной) отличать себя от других.

Имманентный — внутренне присущий, а не привнесенный или заимствованный извне.

 

Инверсия — резкий переход в противоположное качество.

 

Инволюция — (в социокультурном смысле) — утрата достигнутых завоеваний культуры и цивилизации, отступление в варварство.

 

Инженерия социальная и политическая — методологический подход к политике и социальному управлению, предполагающий целенаправленное и системное воздействие на социальное развитие. Такое воздействие обычно осуществляется «сверху» и требует масштабных преобразований или создания новых социальных институтов (институциональная инженерия), а также опережающего формирования правового пространства (социально-правовая инженерия). Понятие инженерии социальной было введено К. Поппером в книге «Открытое общество и его враги» (1945), который противопоставлял утопическую инженерию, основанную на принципах историцизма и вере в созидательные возможности «единственно правильного учения» (от Платона до марксизма), и постепенную, поэтапную инженерию (piecemeal engineering). В первом случае осуществляется строительство «идеального общества» по единому проекту; во втором актор может не иметь долгосрочного плана, ставя 66 пред собой только осуществимые задачи и минимизируя риски. Опыт ХХ в. показал, что амбициозные перестройки чаще создают новые трудноразрешимые проблемы, чем решают текущие. Принципы инженерии социальной корреспондируют с конструктивизмом — структуралистским (П. Бурдье) и социальным (П. Бергер, Т. Лукман). Критики идей инженерии социальной и социального конструктивизма (И. Гофман, А.С. Панарин и др.) отмечают социальные и политические риски, связанные с последствиями произвольного «переконструирования» мира. Результатами инженерии социальной могут быть экспорт моделей «идеального переустройства», разрушение традиционных институтов и т.д.

 

Интенция — направленность внимания, духовный настрой.

 

Интровертный тип — предложенный австрийским социальным психологом К. Лоренсом термин, означающий одну из двух психологических разновидностей: интровертов, живущих внутренними переживаниями, и экстравертов — нацеленных на внешний мир, общительных жизнелюбов.

 

Истеблишмент — правящие круги общества, доминирующие элиты (не только политические).

 

 

Консенсус — согласие; в политике означает готовность к взаимным компромиссам и уважение прав другой стороны.

 

Консерватизм — идейно-политическое течение, ориентированное на сохранение (консервацию) старых общественных порядков и нравов или их реставрацию, если они оказались порушенными. Термин был введен французским писателем Ф.Г. Шатобрианом для обозначения феодально-аристократической идеологии.

 

Контрреформация — попытка папской церкви и консервативных клерикальных кругов выкорчевать гнезда Реформации в Европе. Привела к религиозным войнам XVI—XVII вв. в Европе и рождению инквизиции.

 

Конформизм — установка на пассивно-приспособительный, соглашательский тип поведения в социальной жизни и в политике.

 

Конфуций (551—479 до н.э.) — знаменитый древнекитайский философ и этико-религиозный реформатор, основатель конфуцианства. Проповедовал идеал государственного устройства, при котором власть принадлежала бы мудрецам — носителям высшего знания и добродетели.

 

Ксенофобия — неприязнь к «чужакам» — иностранцам, представителям другой расы и т.п.

 

Коэволюция — термин, означающий понимание развития как возрастания соразмерности, взаимоувязки разных начал, в частности — целей человека и внутренних гармоний природы, вместо былых установок на ее «покорение» и завоевание.

 

 

Латентный — скрытый, не обнаруживающий (до поры до времени) видимых признаков.

 

Легитимность — социально-психологическая характеристика, фиксирующая консенсусный аспект власти. Содержанием Л. является принципиальное согласие в вопросе о праве использования власти. Важнейшими показателями легитимности служат высокий уровень доверия к субъекту власти, положительное отношение к формам ее организации, политическим институтам, решениям и действиям политических акто- 77 ров. Легитимный характер власти понижает степень насилия при ее реализации, существенно увеличивает действенность нормативной регуляции в обществе, способствует социальной стабильности. Описание власти как сочетания принуждения и согласия, как и попытки анализа политической лояльности, имеют длительную историю в социальном познании. Но понятие «легитимность» появилось лишь в XVII–XVIII вв. — в эпоху буржуазных революций в Англии и во Франции. В начале ХIХ в. оно получило широкое распространение в европейской общественной мысли благодаря усилиям французских роялистов, пытавшихся доказать исключительность прав династии Бурбонов на государственную власть. В этот период «легитимность» и «легальность» использовались как синонимичные понятия, означающие правомочность власти,подтверждаемую законами, в противовес захваченной власти, не имеющей правовых оснований. В начале ХХ в. М. Вебер в теории легитимности, ставшей классической для социальной науки, развел данные понятия. Легитимность была представлена как специфицирующий признак господства (Herrschaft), отличающий его от власти (Macht), и определена как признание власти подчиненными и их добровольное согласие ей покоряться, образующие основу политического порядка. Вебер выделил три основания, делающие возможным подобное послушание,— харизма, традиция, закон. При харизматическом типе легитимности готовность повиноваться возникает в силу абсолютного доверия к лидеру-вождю, восхищения им, верой в его выдающиеся способности, позволяющие решать любые социальные проблемы. Традиционный тип легитимности основан на вере в порядок, выдержавший испытание временем, в безусловную ценность моральных, правовых, религиозных принципов, которые на протяжении поколений зарекомендовали себя как действенные регуляторы общественной жизни. Фундаментом легального типа легитимности служит закон как формальное правило всеобщей значимости, санкционированное и гарантированное государством. Таким образом, в отличие от традиции XIX в., у Вебера легальность оказывается одним из вариантов легитимности, при котором лояльность власти обусловлена неукоснительным соблюдением требований закона и при определении персонального состава правящей элиты, и при создании или реформировании политических институтов, и при принятии решений и их реализации. В настоящее время понятие «легитимность» используется более широко. При характеристике вертикали политических отношений, взаимоотношения правящих и управляемых, веберовская трактовка сохраняет приоритет. Легитимность выступает атрибутом «верхов», но наделяют их этим атрибутом «низы» — добровольно исполняя приказы правящей верхушки и признавая ее право на насилие в отношении непокорных. Помимо вертикального, понятие «легитимность» используется и в горизонтальном измерении. В данном случае речь идет об атрибуте, которым наделяют друг друга участники взаимодействия, находящиеся на 78 одной ступени социальной иерархии. Такое наделение означает признание за тем или иным субъектом права представлять определенную социальную группу — принимать решения и действовать в ее интересах. Прежде всего, это значимо для сферы международных отношений, в которой правительство каждого государства выступает как легитимный представитель своего народа и от его имени выстраивает систему взаимосвязей. Именно признание акторалегитимным (или отказ ему в таком признании) влечет за собой важнейшие политические и экономические последствия, способные существенным образом изменить судьбы народов. Инстанцией, наделяющей легитимностью, может быть как отдельное государство, так и международное сообщество. На первый план выходит формально-институциональная основа — наличие норм, правил, традиций и законов, в рамках которых признание правомочности обретает именно этот актор. В то же время нельзя недооценивать роль ценностных факторов — важнейшим инструментом легитимации или делегитимации служат представления о благе и справедливости. В современной науке в качестве источников легитимности называются: ­ система ценностей, определяющая убежденность в значимости политического режима (идеологическая легитимность), ­ уверенность в оптимальности правовой системы, политических институтов и выполняемых ими функций (структурная легитимность), ­ удовлетворенность соблюдением представителями власти демократических принципов (демократическая легитимность), ­ доверие к уровню компетентности инстанций, принимающих политические решения (технократическая легитимность), ­ вера в соответствие политического курса объективным социальным законам (онтологическая легитимность), ­ осознание общности национальной, этнической, религиозной и иной идентичности с субъектами власти (конструктивная легитимность), ­ зависимость от мнения большинства (мажоритарная легитимность), ­ лояльность в результате стимулирующего воздействия (лоббированная легитимность), ­ признание авторитета конкретных политических лидеров (персональная легитимность в ее гендерной, профессиональной и визуальной формах) и др. Количественной характеристикой легитимности является уровень политической поддержки населением лидеров, институтов, решений и пр. Эмпирическими индикаторами, свидетельствующими об интенсивности легитимности, могут служить степень принуждения при реализации политического курса, наличие и масштабы акций гражданского неповиновения, размеры политического абсентеизма, распространенность девиантного поведения, уровень криминализации общества и т.п.При ослаблении или утрате оснований легитимности происходит делегитимация власти, влекущая за собой невозможность сохранения власти правящей элиты мирным путем. 79 Основания легитимности, пределы подчинения и причины изменения уровня лояльности — важнейшая тема современных политико-правовых, социологических и социально-психологических исследований. Ценностно-нормативные трактовки кладут в основу легитимности этические категории («благо», «справедливость»), пытаясь дать содержательное решение проблемы доверия к власти. Формально-рефлективные стремятся выявить формы властных отношений и построить общие модели легитимации власти, отвлекаясь от конкретно-исторического содержания действий политических институтов. И в том и в другом случае исследования лежат в проблемном поле политической и правовой культуры, политического сознания и ценностных оснований политики и имеют ярко выраженную прикладную направленность — разработку эффективных моделей легитимации или делегитимации институтов власти.

 

Либерализм — идейно-политическое течение, ставящее целью освобождение общества от оков государства, личности — от давления авторитарной коллективности. Основатели: И. Бентам, Дж.С. Милль, А. Смит, Г. Спенсер. В России — Т.Н. Грановский, К.Р. Кавелин, Б.Н. Чичерин.

 

Либертаризм — концепция невмешательства государства в социально-экономические отношения, целиком отдаваемые на откуп рынку. Сегодня настойчиво пропагандируется «чикагской школой» (М. Фридман, Г. Бэккер, А. Лаффер, П.К. Робертс).

 

Лизинг — аренда производственного оборудования; благодаря лизингу мелкие фирмы могут не тратиться на основные фонды (строительство помещения, закупку дорогостоящего оборудования и пр.) и сосредоточить средства на организации избранного профиля деятельности.

 

Лоббизм — способ давления на процессы принятия политических решений, осуществляемый организованными группами для протаскивания своих интересов.

 

Логос (греч. — слово, мысль, упорядочивающий разум) — термин, обозначающий всеобщий закон — логику, которой подчиняются и объективный мир, и человеческий разум.

 

Мажоритарная избирательная система — система таких процедур, которые позволяют отсеять голоса, полученные мелкими партиями, в пользу представительства наиболее крупных партий, образующих устойчивое парламентское большинство.

 

Макиавелизм — образ политического поведения, при котором ради поставленных целей считается приемлемым и оправданным использовать любые средства, вплоть до самых вероломных, коварных и жестких. Термин связан с именем итальянского политического деятеля и мыслителя Н. Макиавелли.

 

Манихейство — основанное в III в. персом Мани религиозно-философское учение, видящее в мире лишенную всяких промежуточных состояний противопоставленность Света и Тьмы, Добра и Зла.

 

Маргинализация — выталкивание на дно, резкое понижение в социальном статусе.

 

Марксизм – это учение К. Маркса (1818-1883)  об обществе и выросшая из него идеология, основанная на следующих постулатах:

• базисно-надстроечный детерминизм (производственно-экономические отношения — это базис, определяющий политическо-юридическую, идеологическую и культурную надстройку);

• учение о частной собственности как грехопадении человечества — источнике всех бед и противоречий общественного развития;

• учение о классовой борьбе как движущей силе истории и об исторической миссии рабочего класса, освобождающего человечество от частнособственнического строя и связанных с ним противоречий.

 

Ментальность – исторически обусловленная специфика мышления представителей разных стран и культур.

 

Мессианизм (от слова «мессия» — Спаситель) — учение о спасении мира какой-то персонифицированной высшей силой.

 

Милленаризм (от англ, millennium — тысяча) — система религиозно-эсхатологических ожиданий, приписывающая мистический смысл концу тысячелетия — как роковой черты, отделяющей земную историю человечества от Страшного суда и последующего тысячелетнего царства святости и справедливости.

 

Модернизации теория — теория перехода от традиционного к современному «высокоорганизованному» обществу; при этом под традиционным фактически понимается любое общест во — от примитивных племен, занимающихся собирательством, до рафинированных цивилизаций Индии, Китая, Ирана... Современность же отождествляется с Западом и тем самым теряет свою многовариантность и альтернативность: другим народам не оставляют другой перспективы, кроме самоотказа в пользу западного «эталона».

Мондиализм (от фр. monde — мир) — особая идеология, предполагающая слияние всех государств и народов в единое планетарное образование с установлением Мирового Правительства, уничтожением расовых, религиозных, этнических, национальных и культурных границ.

 

Немецкая историческая школа — философско-историческое направление (30—40-е гг. XIX в.), близкое немецкому романтизму. Отстаивало органичность исторического процесса и неповторимую индивидуальность его национальных проявлений в противовес установкам эпохи Просвещения (XVIII в.) на универсальные схемы развития.

 

Неоконсервативная волна — идейно-политическое течение на Западе, заявившее о себе на рубеже 1970-1980-х гг. и связанное с попытками преодолеть левое диссидентство во всех его разновидностях, консолидировать западные общества на основе идеалов классического либерализма, преодолеть капитулянтские настроения перед натиском Советского Союза. Оказалась фактором, сыгравшим свою роль в победе Запада в «холодной войне».

 

Неофрейдизм — направление западной социальной философии и психологии, связанное с пересмотром концепции З. Фрейда в духе реабилитации человеческого подсознания и критики подавляющих его общественных институтов (Фрейд, напротив, в конфликте подсознания и культуры занимал преимущественно сторону последней). Неофрейдизм дополняет марксистскую концепцию социально-экономического отчуждения личности концепцией витального отчуждения («репрессивное общество» посягает на нашу чувственность).

 

Нобили (от фр. noblesse) — благородное сословие, дворянство; в современном политическом лексиконе — то же самое, что истеблишмент — правящие круги общества.

 

Номинализм — течение в западной философской и социологической мысли, рассматривающее общество как сумму индивидов, а все понятия, относящиеся к коллективному интересу, общественному благу и другим надындивидуальным уровням, — «пустыми». Противоположная позиция — реализм, настаивающий на примате общего над отдельным (общее существует реально, а не номинально).

 

Нонконформизм — психологическая и социокультурная установка на несогласие с общепринятым или навязываемым властью и авторитетом.

Онтология — философское учение о бытии (в отличие от гносеологии — учения о нашем познании).

«Открытое общество» — понятие, предложенное англо-немецким философом Карлом Поппером (1902-1985) для обозначения либерально-демократических обществ в отличие от «закрытых» — авторитарных. Это понятие сегодня получает разные акценты: в экономике речь идет о свободе торговли — устранении таможенных барьеров, что выгодно странам с более развитой экономикой, так как обеспечивает их проникновение на рынки более слабых стран; в социокультурной и идеологической сферах — об устранении разного рода цензуры, а также ограничений на пути экспорта западной массовой культуры.

 

Ориентализация — уподобление Востоку, усиление компонентов политики и культуры.

 

Парадигма — устоявшиеся образец или модель, создающие осознанную или неосознанную установку мышления видеть явления в определенном свете или исследовать их в соответствующем методологическом ключе.

 

Патернализм — установка на отцовскую опеку (заботу), перенесенная на все общество, свобода которого ограничивается властью, выступающей как благонамеренный опекун народа.

 

Патронимия — община родственников вместе с работниками и слугами, выступающая как хозяйственная единица, отве тственная в фискальном отношении.

 

Перцепиент (от слова «перцепция» — чувственное восприятие) — в теории коммуникации — воспринимающая сторона, тот. кто принимает сигнал, сообщение или другие внешние импульсы.

 

Плюрализм — социально-философская и политическая позиция, согласно которой существует множество независимых и равноправных начал (позиций, интересов, партий, идеологий), разнообразие которых продуктивно.

 

Постиндустриальное общество — понятие, означающее общественный порядок, приходящий на смену индустриальному обществу. Одни исследователи (Д. Белл, Ж. Фурастье) связывают его со сферой услуг (в отличие от промышленной экономики предыдущего типа), другие (Г. Бэккер, А. Турен) — с интеллектуальной сферой (наука, образование, здравоохранение), обслуживающей человеческий капитал в отличие от промышленных инвестиций; третьи — с постэкономическим человеком, ориентированным не столько на материальный уровень жизни, сколько на ценности качества жизни.

 

Правовое государство — государство, не только насаждающее универсально действующие юридические нормы, но и само подчиняющееся им — ограничивающее свои действия конституционно-правовыми нормами.

 

Принцип реальности — термин неофрейдизма, означающий жесткие внешние ограничения и нормы.

 

Принцип удовольствия — термин неофрейдизма, означающий сидящее в нас инфантильное начало, не признающее норм и требующее немедленного удовлетворения наших влечений.

 

Прометеизм — установка культуры, восходящая к мифической фигуре Прометея — похитителя небесного огня; означает неограниченные притязания человека на покорение природы и преобразование мира.

 

Пропорциональная избирательная система — система, при которой партии получают в парламенте долю мест, равную доле получаемых ими голосов избирателей.

 

Психоанализ — созданный австрийским психологом З. Фрейдом психотерапевтический метод, связанный с расшифровкой неврозов как инфантильных травм сознания, полученных в результате столкновения наших природных влечений («принцип удовольствия») с общественными нормами и запретами («принцип реальности»).

 

Радикализм — установка на крайние позиции и решительное, ни перед чем не останавливающееся претворение в жизнь тех или иных идейно-политических принципов.

 

Редукционизм — упрощающая трактовка тех или иных явлений и процессов, связанная со сведением высших форм к низшим (например, духовных факторов — к экономическим, технологическим или биологическим).

 

Релятивизм — учение об относительности условности и проблематичности всех законов и норм — от научных, связанных с познанием, до культурных и нравственных.

 

Реформация — религиозно-политическое движение XVI в. в Европе, породившее протестантизм. Ознаменовалось национализацией религии, избавившейся от опеки папского престола, и новыми, более независимыми отношениями верующих с клиром.

 

 

Секуляризация — освобождение общества, различных сфер социальной жизни и институтов от опеки церкви.

 

Синкретизм — слитность, внутренняя недифференцированность, сопутствующая ранним стадиям развития биологических или культурных явлений.

 

Синкретика — отрасль современного методологического знания, связанная с мягкой привязкой и взаимной адаптацией разнородных начал, вместо жесткого подчинения или ущемле ния прав одного в пользу другого.

 

Синод — учрежденный Петром I административный орган, ведавший церковными делами. Это означало устранение автономии церкви, прежде воплощаемой независимой от светской иерархии фигурой Патриарха.

 

Синология — комплекс научных дисциплин, посвященных изучению Китая.

 

Системно-функциональный подход в социально-политических науках состоит в рассмотрении общества в целом и отдельных сфер общественной жизни как взаимозависимых элементов, каждый из которых действует как функция целого. Этот метод противостоит, с одной стороны, представлениям об обществе как механической сумме или конгломерате элементов, с другой — представлениям о безыскусном органическом единстве, которое не нуждается в умышленном упорядочении со стороны власти. Система есть такой тип социальной целостности, который представляет собой проблему власти и управления.

 

Скептицизм — зародившаяся в Греции вместе с движением скептиков (V в. до н.э.) философия. Установка на сомнение в надежности наших знаний и наших верований. «Подвергай все сомнению и воздерживайся от категорических суждений» — вот кредо скептицизма.

 

Соборность — концепция общественного устройства, восходящая к русскому философу А.С. Хомякову (1804—1860), который определил его так: «Соборное единство есть единство свободное и органическое, живое начало которого есть Божественная благодать взаимной любви». В отличие от тоталитарной коллективности, модель которой В.И. Ленин определял в виде общества, «организованного как единая фабрика», соборное единство имеет в виду модель общества, организованного как храмовая община.

 

Социализация — процесс усвоения личностью в ходе взросления социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому она принадлежит.

 

Социальное государство — государство, ответственное за состояние социально незащищенных граждан, имеющее соответствующие социальные программы и институты, смягчающие последствия рыночной конкуренции.

 

Софизм — сознательная подмена тезисов в споре или при доказательстве сомнительных истин. Название ведет свое происхождение от школы софистов в Древней Греции, расшатывавших не только идеалы и достоверные объективные знания, но и многие нравственные ценности.

 

Социал-дарвинизм — перенесение на общество биологической теории естественного отбора и выживания сильнейших.

 

Сциентизм — мировоззренческая позиция, считающая научное знание высшей ценностью, а науку — центральным, нормообразующим элементом общества, с рекомендациями которого все должны сверять свое поведение. Сциентизм, с одной стороны, преувеличивает социальные возможности науки и ее самостоятельность, с другой — недооценивает другие формы общественного сознания и связанные с ними социальные институты.

 

Танатос — персонифицированный образ смерти или сил, несущих смерть.

Телеология — религиозно-философское учение о высших целях мироздания, которым подчинена его видимая историческая динамика.

 

Теократия — форма правления, при которой глава духовенства, церкви одновременно является и фактическим правителем государства.

 

Теория элиты — обосновывает идею исключительной миссии, социально-политической и интеллектуальной активности привилегированных слоев общества (элит) и пассивности остальных людей (масс).

 

Тирания — система правления, отличающаяся особой жестокостью и бесконтрольностью власти. У Аристотеля — режим, связанный с вырождением демократии в диктатуру, опирающуюся на одобрение и поддержку охлоса (черни).

 

Тоталитаризм (от лат. totus — весь, целый, совокупный) — система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества, его экономическо й, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни, власти господствующей элиты, возглавляемой лидером (фюрером, вождем, каудильо).

 

Унитарное государство — государство, не предоставляющее автономии входящим в него регионам и сосредоточившее все решения в центре как единственном носителе суверенитета.

 

Утопия (от греч. topos — место и и — нет: место, которого нет) — термин введен английским писателем и государственным деятелем Т. Мором, написавшим сочинение о прекрасном острове Утопия, где создано «идеальное общество». В современной политической лексике — несбыточные мечты об «идеальном обществе».

 

Фатализм – учение о царстве непреложной необходимости или предопределении, не оставляющем места ни случайным вариациям, ни альтернативам и связанной с ними свободе человека.

 

«Фаустовский» человек — сформировавшийся в недрах западной культуры тип человека, ориентированный на выпытывание последних тайн природы с целью ее окончательного покорения.

 

Философия политики (политическая философия) — наука (научно-образовательная дисциплина) о наиболее общих (философских) основаниях политики. К числу таких оснований следует отнести проблемы сущности политики как социального феномена, как специфического регулятора общественной жизни, соотношения сущего и должного, рационального и нерационального в политике. В своем современном состоянии данная наука (и особенно как университетская образовательная дисциплина) в свое содержание включает онтологические, гносеологические, аксиологические, антропологические, социокультурные, эпистемологические, праксиологические и прогностические проблемы политики. К онтологическим проблемам относятся сущность и происхождение политики, функциональные (неизменные, метаисторические) и конъюнктурные цели политики, политическая жизнь, ее основные характеристики, политика и политическое, природа власти и проблема наследования власти, соотношение политической, интеллектуальной и духовной власти, легализация и легитимация власти, источники ее легитимности, эффективность и ресурсы политической власти, философско-политическая природа свободы, власти и справедливости, соотношения и взаимодействия данных феноменов, хронополитика и геохронополитика как направления междис- 195 циплинарных исследований, циклическая и линейная модели политического времени, прерывность и непрерывность политического времени, временные и пространственные горизонты политики, политического планирования и прогнозирования, сущность и характеристики переходных политических систем и ситуаций. К гносеологическим проблемам относятся основные формы политического знания, политическая истина и политические императивы, востребованные и невостребованные знания в политике, политический дискурс как смысловая структура политического процесса, основные подходы к изучению политики, явное и неявное знание в политике и науке, роль и особенности философского познания в политике и политологии, методологический инструментарий политики и науки. К аксиологическим проблемам следует отнести соотношение политической этики и аксиологии, политических ценностей, идеалов и норм, политической целесообразности и морали, прагматизма и идеализма в политике, сущность позитивистской установки на «освобождение от ценностей» и право на политическую оценку, политику как конфликт интересов и ценностей, проблему нравственных критериев в политике, цели и средства в политике и политической этике, философско-аксиологические аспекты политической идентификации и самоидентификации. В рамках антропологических проблем рассматриваются человек как объект и субъект политики («человек политический»), политика в сознании человека, мифологемы «новый человек» и «сверхчеловек», человеческий фактор в политике, человек среди традиционных и новых акторов политики и геополитики, интерактивность современной политики, народы как «коллективные личности» и феномен коллективной воли, политическое сознание индивида и общественное мнение, политическая социализация, ее механизмы и этапы, интеллектуалы в политике. К социокультурным проблемам относятся культурно-деятельностный подход к политике и науке, политические субкультуры, аффективные, когнитивные и оценочные ориентации в политических действиях, компетентное гражданское общество и политическая культура (инвариантные характеристики, основные тенденции и национальные особенности), теория и практика политики мультикультурализма с учетом региональной этнокультурной и конфессиональной специфики, философские истоки лингвополитологических исследований, семантика по


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: