Права, смежные с авторскими

Интеллектуальные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации включают исключительное право, являющееся имущественным правом. Интеллектуальные права на результаты интеллектуальной деятельности в случаях, прямо предусмотренных Кодексом, включают также личные неимущественные и иные права.

До принятия части четвертой ГК РФ термин "интеллектуальная собственность" применялся в ст. 138 ГК РФ, по сути, как синоним "исключительных прав". С принятием части четвертой ГК РФ ст. 138 ГК РФ была отменена и проведена полная кодификация законодательства об интеллектуальных правах. Ранее термин "интеллектуальная собственность" получил закрепление в ст. ст. 44 и 71 Конституции РФ. Согласно ст. 44 "интеллектуальная собственность гарантируется законом". Правовое регулирование интеллектуальной собственности относится к ведению Российской Федерации (п. "о" ст. 71 Конституции РФ). Тем самым получила четкое нормативное закрепление концепция, согласно которой интеллектуальные и вещные права - это два самостоятельных гражданско-правовых института.

В международных отношениях термин "интеллектуальная собственность" получил широкое распространение главным образом в связи с принятием Стокгольмской конвенции 1967 г., учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС). Наше государство является участником Конвенции как правопреемник Советского Союза, который присоединился к Конвенции в 1968 г. Конвенция объединяет международные союзы в области охраны исключительных прав, независимо от круга охраняемых в рамках соответствующего союза объектов ВОИС. Она не содержит конкретных обязательств ее участников в области регулирования правового режима отдельных объектов интеллектуальных прав. Основная деятельность ВОИС заключается в регистрации международных заявок на изобретения и полезные модели, в международной регистрации товарных знаков, а также в разработке программ содействия сотрудничеству стран-участниц. ВОИС является межправительственной организацией публично-правового характера.

Часть четвертая ГК РФ построена по принципу общей и особенной частей. Она включает гл. 69 "Общие положения" и восемь глав, посвященных отдельным видам интеллектуальных прав (гл. 70 - авторское право, гл. 71 - права, смежные с авторскими, гл. 72 - патентное право и др.). Создание общих положений, содержащихся в гл. 69, признано сегодня важнейшим результатом кодификации, поскольку в ней закреплены основные концептуальные положения, относящиеся ко всем охраняемым объектам. Эти положения не только позволили устранить имеющиеся противоречия, но и значительно обогатили нормативное регулирование.

Кодекс установил единый перечень результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которым предоставляется правовая охрана (ст. 1225). Важно обратить внимание на то, что этот перечень имеет исчерпывающий характер. На территории РФ охраняются только те объекты, которые в него включены. Этот общий принцип охраны был закреплен ранее в ст. 138 ГК РФ. Но сам круг охраняемых объектов устанавливался в отдельных законах, посвященных охране этих объектов. Кроме того, Кодекс расширил сферу охраны исключительных прав, включив в нее новые объекты - секреты производства (ноу-хау) и коммерческое обозначение, а также новые виды смежных прав: право изготовителя базы данных и право публикатора произведения литературы, науки или искусства (§ 5 и 6 гл. 71).

Общим свойством, присущим всем интеллектуальным правам, признается их территориальная ограниченность. Они действуют в пределах территории того государства, где возникли в соответствии с законами этого государства, т.е. в принципе не имеют экстерриториального характера в отличие, например, от права собственности, поскольку для собственника материальных вещей переезд с этими вещами из одной страны в другую не влечет никаких отрицательных последствий, если при их исполнении соблюдаются законы страны пребывания.

Принцип территориального действия интеллектуальных прав, основанный на предоставлении иностранцам национального режима, прямо закреплен в ст. 1231 ГК РФ. При этом предусмотрены различные правовые условия для признания действия личных неимущественных прав, а также иных интеллектуальных прав на территории России и для признания действия исключительных прав.

Действие личных и иных интеллектуальных прав определяется общими нормами ГК РФ (абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ). Согласно этим нормам к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц применяются общие правила, установленные российским гражданским законодательством для участников гражданского оборота. Следовательно, на территории России признаются личные и иные интеллектуальные права (кроме исключительных прав) иностранцев независимо от того, связаны ли Россия и государство иностранца соответствующим международным договором.

Для признания исключительных прав по другую сторону границы - преодоления территориального действия охраны исключительных прав - требуется договоренность между соответствующими государствами - международный договор. В противном случае охраняемые в одной стране изобретения, товарные знаки, произведения науки или литературы могут свободно использоваться в других странах.

Как правопреемник Советского Союза Россия стала участницей Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 г. (в ред. 1971 г.), Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г., Договора о патентной кооперации 1970 г., Страсбургского соглашения о международной патентной классификации 1971 г., Локарнского соглашения, устанавливающего Международную классификацию промышленных образцов, 1968 г. и Мадридского соглашения о международной регистрации товарных знаков 1891 г.

С 13 марта 1995 г. Российская Федерация присоединилась к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (в ред. 1971 г.), устанавливающей более высокий уровень охраны авторских прав по сравнению со Всемирной (Женевской) конвенцией, и к Женевской конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г. С 26 мая 2003 г. Россия стала участницей Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Римской конвенции) 1961 г. В феврале 2009 г. Россия присоединилась к двум договорам ВОИС: Договору по авторскому праву и Договору по исполнениям и фонограммам (вступили в силу 5 февраля 2009 г.).

Россия ратифицировала также Женевский акт Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов, принятого на Дипломатической конференции в Женеве в 1999 г., в связи с чем были внесены соответствующие изменения в ГК РФ, которые вступили в силу 1 июля 2018 г.

В 1997 г. Россия присоединилась к Договору о законах по товарным знакам 1994 г., с 24 апреля 1998 г. Россия стала участницей Международной конвенции по охране новых сортов растений 1961 г. (в ред. 1991 г.). В 2009 г. Россия присоединилась к Сингапурскому договору о законах по товарным знакам и к Договору о патентном праве 2000 г.

В декабре 2011 г. Россия присоединилась к ВТО. В комплекс основных документов Соглашения о ВТО входит Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС). Охрана исключительных прав в нем тесно увязана с многосторонними торговыми договорами в рамках единой международной торговой организации. Кроме того, Россия совместно с рядом других стран СНГ подписала в 1993 г. Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторских и смежных прав, а в 1994 г. - Евразийскую патентную конвенцию.

Наряду с этим отношения России со многими странами в области охраны авторских и патентных прав регулируются двусторонними договорами.

Международные договоры в области охраны интеллектуальной собственности позволяют прежде всего преодолеть территориальный характер действия исключительных прав. В ином случае они не могут быть защищены за пределами той страны, где первоначально возникли, за отдельными изъятиями.

В силу международного договора Российской Федерации иностранцу предоставляются те права, которые установлены для российских граждан (принцип национального режима - см. гл. 5 настоящего учебника). Их содержание (действие, ограничения, порядок осуществления и защиты) определяется Кодексом либо также международным договором ("конвенционные права"), независимо от законодательства страны возникновения исключительного права. Именно в этом находит свое выражение территориальная ограниченность исключительных прав. Закон иностранного правообладателя во всяком случае не имеет для этих отношений определяющего значения. Вопрос о выборе между национальными и территориальными законами здесь не возникает <1>.

--------------------------------

<1> См.: Перетерский И.С., Крылов С.Б. Международное частное право. М., 1940. С. 133.

 

При этом, однако, автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется не по российскому законодательству, а по закону того иностранного государства, с которым заключен международный договор, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав (п. 3 ст. 1256 ГК РФ).

Общие правила действия исключительных прав иностранцев на территории России конкретизируются в главах, посвященных отдельным видам охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.

При этом следует обратить внимание на сравнительно недавно включенные в ГК РФ специальные нормы, определяющие право, подлежащее применению (при отсутствии соглашения сторон) к двум основным договорам в сфере оборота исключительных прав, - к договору об отчуждении (уступке) исключительного права и к лицензионному договору, предметом которого является разрешение на использование охраняемого объекта (п. п. 7 и 8 ст. 1211 ГК РФ).

В отношении договора об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации применяется право страны, на территории которой действует передаваемое по договору исключительное право. С учетом того что охрана объекта, в отношении которого заключен договор, может одновременно действовать на территории нескольких стран, применяемое право определяется по законодательству страны, где находится место жительства или основное место деятельности правообладателя.

В отношении лицензионного договора применяемое право определяется по законодательству страны, где будет использоваться предмет договора, либо также по месту жительства правообладателя или основному месту его деятельности. Подробнее о гражданско-правовых договорах в сфере оборота интеллектуальных прав см. разделы, посвященные охране соответствующих объектов.

 

Авторское право

 

1. Интеллектуальные права, возникающие в связи с охраной, защитой и использованием произведений науки, литературы и искусства, представляют собой традиционную категорию авторских прав.

Автору - создателю произведения принадлежат исключительное право на произведения науки, литературы и искусства и личные неимущественные права (право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения (защита произведений от искажений), право на обнародование результата творческого труда). Исключительное право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Право авторства, право на имя и право на защиту репутации охраняются бессрочно.

Кроме того, авторам отдельных видов произведений предоставляются так называемые иные права: право на отзыв своего согласия на обнародование произведения, а также право доступа и право следования в отношении произведений изобразительного искусства. Так, автор картины, гравюры, скульптуры (другого произведения изобразительного искусства) в случае отчуждения оригинала произведения, во-первых, вправе требовать от собственника оригинала не препятствовать ему, если оригинал произведения необходим автору в целях его копирования (право доступа). Во-вторых, в случаях публичной перепродажи оригинала произведения (включая оригиналы авторских рукописей (автографы), литературных и музыкальных произведений) имеет право на получение от продавца процентных отчислений от цены перепродажи (право следования). Это право действует при условии участия в перепродаже галереи изобразительного искусства, художественного салона, магазина или иной подобной организации.

Право доступа неотчуждаемо и не переходит по наследству. Право следования, которое также неотчуждаемо, может быть завещано или может перейти к наследникам по закону в течение срока действия авторского права. Предоставление авторам права следования входит в число обязательств, которые принимают на себя государства - участники Бернской конвенции (ст. 14 ter).

К иным правам отнесено также право на вознаграждение за служебное произведение, что вызывает определенные сомнения. Дело в том, что к числу концептуальных положений Кодекса относится общая норма, согласно которой автор творческого результата интеллектуальной деятельности признается первоначальным обладателем исключительного права. Он может распорядиться своим исключительным правом как объектом гражданского оборота (п. 3 ст. 1228). Право на вознаграждение за служебное произведение, несомненно, является имущественным правом, основанным, по нашему мнению, на первоначально принадлежащем автору исключительном праве, то есть входит в его состав.

Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если "трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное " (п. 2 ст. 1295), т.е. в том случае, когда автор не оговорил в трудовом договоре, что он оставляет исключительное право на служебные произведения за собой. И, следовательно, тем самым выразил согласие уступить это право работодателю, за что работодатель обязан выплатить ему вознаграждение. Однако, если работодатель в течение последующих трех лет не начнет использование произведения сам либо не передаст право использования другому лицу, исключительное право на служебное произведение возвращается автору, что подтверждает признание первичного исключительного права автора на все его произведения, включая служебное произведение.

Право работника - автора служебного произведения на вознаграждение за служебное произведение неотчуждаемо и не переходит по наследству.

Перечень объектов авторских прав дан в ст. 1259 Кодекса. Он имеет открытый характер. Следует лишь обратить внимание на программы для ЭВМ, которые ранее, по Закону об авторских и смежных правах 1993 г., признавались разновидностью литературного произведения. Теперь программы ЭВМ выделены в качестве самостоятельного объекта интеллектуальных прав. Они также включены в общий перечень результатов интеллектуальной деятельности, установленный ст. 1225 Кодекса. Программы ЭВМ охраняются в режиме литературного произведения.

Авторские права распространяются на все произведения, находящиеся на территории РФ, как на обнародованные, так и на необнародованные. Основное требование, которое при этом должно быть соблюдено, касается формы воплощения произведения. Оно должно быть объективировано в доступном для восприятия виде, что обусловлено нематериальной сущностью результата творческого труда. Форма выражения может быть любой: письменной, устной, может быть звуко- или видеозаписью, иным фиксированным изображением (рисунок, чертеж), объемно-пространственной скульптурой и т.п.

Для возникновения авторских прав и их защиты не требуется соблюдения каких-либо формальностей (регистрации и т.п.). Факультативная государственная регистрация по желанию правообладателя предусмотрена для компьютерных программ и баз данных. Заявка на регистрацию подается правообладателем в патентное ведомство в течение всего срока действия исключительного права на программу или базу данных. Сведения о зарегистрированных программах и базах публикуются в официальном органе ведомства. При уступке прав на зарегистрированную программу или базу другому лицу договор об отчуждении прав также подлежит обязательной регистрации в патентном ведомстве. При возникновении спора об авторстве регистрация признается судебными органами как юридическая презумпция авторства, т.е. считается действительной, пока в судебном порядке не будет доказано иное. Документы на регистрацию могут быть поданы автором охраняемого произведения независимо от его гражданства и места жительства.

2. Специальные нормы о действии исключительного права на произведения науки, литературы и искусства на территории Российской Федерации установлены ст. 1256 Кодекса. Они отвечают принципам, установленным международными договорами России, и содержат достаточно детальное регулирование.

Исключительное право распространяется на все произведения, находящиеся на территории России в какой-либо объективной форме, как опубликованные, так и неопубликованные. Произведение также считается впервые опубликованным в России, если разрыв между датой его первого опубликования за рубежом и датой последующего опубликования в России составляет не более 30 дней. Это общий территориальный принцип охраны авторских прав, действующий независимо от гражданства, т.е. в отношении российских и иностранных, авторов.

Из этого общего правила предусмотрено два изъятия. Во-первых, для российских граждан. Если произведения российского гражданина в какой-либо объективной форме находятся за границей, то за автором произведения, как и его правопреемниками, признаются авторские права в соответствии с российским законодательством. В отступление от территориального принципа здесь действует принцип гражданства автора. И второе изъятие. Исключительное право признается в России за иностранцами - авторами (их правопреемниками) произведений, опубликованных за границей, на основе международных договоров.

Иностранным гражданам и юридическим лицам тех государств, которые участвуют в этих договорах, в России предоставляется возможность пользоваться теми же авторскими правами, какими пользуются российские граждане и юридические лица. В этом находит свое выражение закрепленный в международных конвенциях принцип охраны авторских прав иностранцев на основе национального режима той страны, где используется произведение.

Так, в соответствии с российским законодательством исключительное право включает право автора (иного правообладателя) использовать произведение и распоряжаться этим правом. Автор может использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом. В частности, в исключительное право входит:

- право на воспроизведение и распространение произведения;

- право на перевод произведения и другую переработку;

- импорт и прокат оригинала или экземпляра произведения (за исключением программ ЭВМ, если программа не является основным объектом проката);

- импорт оригинала или экземпляров произведения;

- публичное исполнение произведения, сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, доведение произведения до всеобщего сведения;

- практическая реализация архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта (ст. 1270 ГК РФ).

Всеми этими правами наравне с российскими гражданами обладают авторы-иностранцы (их правопреемники), произведения которых охраняются в России. При этом автор произведения (иной первоначальный правообладатель) определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для обладания авторскими правами. Например, в США весь объем прав на служебную программу для ЭВМ, включая личные неимущественные права, принадлежит работодателю (Свод законов США, раздел "Авторское право", ст. 201-б). Следовательно, если такая программа разработана и впервые выпущена в США, то в качестве ее автора на территории Российской Федерации также будет признано соответствующее юридическое лицо, а не конкретный разработчик.

Следует подчеркнуть, что по российскому закону обладателем авторских прав может быть признан только гражданин, творческим трудом которого создано произведение. Признание даже в ограниченных случаях авторства юридических лиц, как это имело место ранее по ст. 484 ГК РСФСР, исключается.

3. Распоряжение исключительным правом на произведение включает право его обладателя: уступить другому лицу это исключительное право либо разрешить другому лицу использование охраняемого произведения (выдать лицензию). Основанием распоряжения исключительным правом служит гражданско-правовой договор, заключаемый правообладателем с заинтересованными пользователями (издательствами, театрами, организациями теле- и радиовещания и др.): авторский договор об отчуждении исключительного права либо авторский лицензионный договор. Отношения между автором и заказчиком, предметом которых является создание нового произведения, регулируются договором авторского заказа.

Авторский договор об отчуждении заключается в целях передачи автором (иным правообладателем) другой стороне исключительного права на произведение в полном объеме и, соответственно, на весь срок действия права. В силу такого договора происходит замена правообладателя. Существенным условием возмездного договора признается сумма вознаграждения или порядок его выплаты.

По авторскому лицензионному договору исключительное право не передается. Правообладатель - лицензиар предоставляет другой стороне - лицензиату право использования произведения. Договором устанавливается срок и пределы (объем, способы, территория) использования произведения. Если срок не указан в договоре, он считается заключенным на пять лет. В случае прекращения исключительного права договор прекращается.

Следует обратить внимание на предусмотренную ГК РФ норму, защищающую интересы лицензиата: переход исключительного права к новому правообладателю не служит основанием для прекращения или изменения лицензионного договора, заключенного предшествующим правообладателем.

ГК РФ предусматривает два вида лицензионных договоров на использование готовых произведений:

1) о предоставлении исключительной лицензии;

2) о предоставлении неисключительной (простой) лицензии.

По первому договору автор (его правопреемник) предоставляет лицензиату право использовать произведение на установленных в договоре условиях. Он уже не может выдать лицензию на использование этого же произведения другим лицам в течение срока действия договора.

По второму договору автор сохраняет право не только самому использовать произведение, но и предоставлять разрешение на его использование другим лицам. Следует отметить существенную новеллу, включенную в рассматриваемые правила. В случае выдачи исключительной лицензии лицензиар не вправе сам использовать объект лицензионного договора в тех пределах, в которых право использования по этому договору предоставлено лицензиату.

Наряду с этими традиционными договорами в ГК РФ предусмотрены две сравнительно новые для российского законодательства формы распоряжения исключительными правами, отвечающие новым возможностям использования объектов авторских прав в Интернете. Главная особенность - упрощенный порядок заключения договора. Во-первых, правообладатель может публично (путем сообщения неопределенному кругу лиц) в одностороннем порядке распорядиться своим исключительным правом, заявив о предоставлении любым лицам возможности безвозмездно использовать принадлежащее ему произведение науки, литературы или искусства либо объект смежных прав на определенных им условиях в течение указанного им срока. Это так называемая публичная лицензия, которая имеет достаточно широкое распространение в мировой практике. В этих целях правообладатель должен разместить соответствующее заявление в сети Интернет на официальном сайте федерального органа исполнительной власти. Заявление должно содержать сведения, позволяющие идентифицировать правообладателя и соответственно принадлежащее ему произведение или объект смежных прав. Если правообладатель не указывает срок предоставления лицензии, то презюмируется пятилетний срок. В течение этого срока лицензия не может быть отозвана, а предусмотренные в ней права лицензиата не могут быть ограничены. Что касается территории действия лицензии, то, если правообладатель не определил территорию, считается, соответственно, что это территория Российской Федерации.

Во-вторых, существенной новеллой следует признать установленный в ГК новый упрощенный порядок заключения лицензионного договора - предоставление так называемой открытой лицензии на использование произведения науки, литературы или искусства (ст. 1286.1). Следует отметить, что к открытым лицензиям не применяются рассмотренные правила о публичных лицензиях. Основная особенность такого договора - не только упрощенный порядок его заключения, но и предоставление лицензиату очень широких возможностей использования охраняемого произведения, в частности по открытой лицензии может быть предоставлено право на переработку произведения. Кроме того, по такому договору презюмируется право использования лицензиатом объекта договора по всему миру, если в договоре не указана конкретная территория. При этом, однако, возможность заключения договора о предоставлении пользователю открытой лицензии не означает возможность свободного бездоговорного использования произведения.

Договорные формы распоряжения авторскими правами включают также особые условия издательского лицензионного договора. Установлена обязанность лицензиата-издателя опубликовать произведение не позднее срока, установленного договором. Если срок не установлен договором, то в случае спора принимается во внимание обычный срок, принятый для такого рода изданий. При нарушении срока опубликования лицензиар вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке без возмещения убытков, причиненных таким отказом издателю. Он также вправе требовать выплаты ему вознаграждения, предусмотренного договором, в полном объеме.

Предметом рассмотренных договоров служит готовое произведение. Отношения, возникающие по поводу создания нового произведения, регулируются авторским договором заказа. По этому договору автор обязуется создать обусловленное договаривающимися сторонами произведение (науки, литературы или искусства) и передать его на материальном носителе или в иной форме заказчику. Существенными условиями договора следует признать условия использования заказчиком готового произведения, которые должны быть согласованы сторонами. В авторском договоре заказа должно быть предусмотрено либо отчуждение исключительного права на созданное автором произведение, либо предоставление заказчику права на его использование в соответствии с условиями договора.

Размер и порядок исчисления авторского вознаграждения, как и другие условия использования произведения, определяются договаривающимися сторонами.

Кодекс ограничивает ответственность автора за нарушение его обязательств по всем авторским договорам суммой реального ущерба, причиненного другой стороне. К авторским договорам, заключенным иными правообладателями, эта норма не применяется.

4. Международные договоры открывают дорогу не только для иностранных авторов в Россию, но в равной степени и для россиян в страны - участницы этих договоров. Поскольку признание авторских прав не требует соблюдения каких-либо формальностей процедурного характера, то практически произведения российских авторов, охраняемые в России, одновременно получают охрану во всех других странах - участницах соответствующего международного договора.

Россия активно расширяет международное сотрудничество в сфере охраны и использования художественных произведений, исполнительского творчества и других объектов авторских и смежных прав. Развитию широкого культурного обмена с зарубежными странами, несомненно, способствует участие в основных многосторонних авторско-правовых конвенциях.

4.1. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений - старейшая авторская конвенция. Она была заключена 9 сентября 1886 г. и вступила в силу с 5 декабря 1887 г. За период ее действия редакция неоднократно пересматривалась (последний раз в Париже в 1971 г.) в целях расширения предоставляемых ею прав и гарантий. Советский Союз не участвовал в Бернской конвенции, поскольку действовавшее тогда в СССР законодательство не отвечало ее требованиям. Принятие Закона об авторском праве и смежных правах 1993 г. устранило эти препятствия, и Россия присоединилась к Конвенции с 13 марта 1995 г.

Одним из основных принципов Конвенции является закрепление национального режима наряду с предоставлением возможности пользоваться правами, предусмотренными самой Конвенцией, которая содержит значительную группу унифицированных норм материального права. Основное содержание авторских прав определяется национальным законодательством, включая систему судебной защиты: авторы пользуются "правами, которые предоставляются в настоящее время или будут предоставлены соответствующими законами этих стран своим гражданам". Поэтому правовой режим охраны авторских прав в стране происхождения произведения, за некоторыми исключениями, не влияет на их охрану в зарубежной стране.

Содержащиеся в Конвенции унифицированные нормы предусматривают широкий круг предоставляемых автору исключительных имущественных прав (гарантированный объем охраны) на литературные и художественные произведения, под которыми понимаются все произведения в области литературы, науки и искусства. Так, в перечень произведений, защита которых гарантируется Конвенцией, наряду с традиционными объектами включены также "переделки литературного или художественного произведения", в том числе переводы, адаптации, музыкальные аранжировки, которые охраняются наравне с оригинальными произведениями. Специальные нормы закрепляют исключительные права авторов переводить и разрешать другим лицам переводы, переделки, аранжировки и иные изменения своих произведений в течение всего срока действия авторских прав.

Согласно ст. 3 гарантированные Конвенцией права предоставляются:

1) авторам, которые являются гражданами одной из стран Союза, - в отношении их произведений, как выпущенных, так и не выпущенных в свет (в этих целях к гражданству страны Союза приравнивается обычное место жительства в одной из этих стран);

2) авторам, которые не являются гражданами одной из стран Союза, - в отношении произведений, выпущенных в свет впервые в одной из этих стран или одновременно в стране, не входящей в Союз, и в стране Союза.

Следовательно, Конвенция предоставляет охрану исходя из тех же основных критериев, что и национальное законодательство. Произведения граждан стран - участниц Конвенции (как опубликованные, так и неопубликованные) пользуются охраной с момента их создания во всех странах Союза. Причем страной первого опубликования может быть и страна, не входящая в Конвенцию (критерий гражданства).

Произведения, впервые опубликованные в одной из стран Союза, пользуются охраной во всех странах независимо от гражданства автора (критерий территории - места выпуска произведения в свет). Если автор не является гражданином страны происхождения произведения, в отношении которого ему предоставляется охрана в силу Конвенции, он пользуется в этой стране теми же правами, что и авторы - граждане этой страны. Конвенция (6bis) обязывает страны-участницы предоставлять автору независимо от имущественных прав (и даже после уступки этих прав) неимущественные права: право авторства, право на защиту произведения от каких-либо изменений (извращений, искажений), способных нанести ущерб чести или репутации автора.

Минимальные сроки охраны авторских прав, которые обязаны установить страны - участницы Конвенции, составляют все время жизни автора и 50 лет после его смерти. Соответственно, любая страна может установить и более длительный срок. Во многих европейских странах установлен уже 70-летний срок охраны произведения после смерти автора. Однако иностранному автору не может предоставляться срок охраны более продолжительный, чем установлен в стране происхождения произведения, если только в законе страны, где испрашивается охрана, не предусмотрено иное.

Существенным является принцип действия Конвенции с обратной силой. Он выражается в том, что "Конвенция применяется ко всем произведениям, которые к моменту ее вступления в силу не стали еще общим достоянием в стране происхождения вследствие истечения срока охраны" (ст. 18), хотя и были выпущены в свет до этого момента. Зарубежный автор, произведение которого уже не охраняется в его стране (истек срок охраны), не может получить охрану и в любой другой стране, вступившей в Конвенцию после истечения этого срока. Однако при присоединении России к Бернской конвенции Правительством РФ было заявлено <1>, что действие Конвенции не распространяется на произведения, которые на 13 марта 1995 г. (дата вступления в силу на территории России) уже являлись в России общественным достоянием. Это заявление вызвало неоднозначное толкование, поскольку в соответствии с действующим законодательством режим общественного достояния применялся по двум основаниям: во-первых, в связи с истечением срока охраны и, во-вторых, когда произведение вообще не охранялось в СССР, а затем и в России до вступления в Конвенцию. Основные дискуссии касались именно этой второй категории произведений, причем прежде всего иностранных авторов, которые при буквальном прочтении заявления Правительства не подпадали под охрану Конвенции, учитывая, что значительное большинство произведений зарубежных авторов ранее свободно использовалось в России. Не требовалось ни разрешения автора на их опубликование, ни выплаты авторского вознаграждения за использование. Ситуация существенно изменилась, когда в 2004 г. в редакцию ст. ст. 5 и 28 Закона об авторском праве и смежных правах были внесены изменения, согласно которым режим общественного достояния распространялся только на произведения, в отношении которых истек срок действия охраны, установленный в стране происхождения произведения или соответственно в России.

--------------------------------

<1> См.: пункт 2 Постановления Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1224 "О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм" // СЗ РФ. 1994. N 29. Ст. 346.

 

4.2. Всемирная конвенция об авторском праве. Вступление в Конвенцию в 1973 г. потребовало внесения в советское законодательство целого ряда новелл, направленных на его демократизацию. В частности, за автором было признано право на перевод его произведения, удлинен срок действия авторского права с 15 до 25 лет после смерти автора, изменен порядок передачи права на использование произведения за рубежом.

Основной задачей учредителей Конвенции было закрепление принципа национального режима для произведений авторов из стран - участниц Конвенции (как выпущенных, так и не выпущенных в свет) и для авторов - граждан других стран, произведения которых были впервые выпущены в свет в стране-участнице. В соответствии с Конвенцией под выпуском в свет понимается воспроизведение в какой-либо материальной форме и предоставление неопределенному кругу лиц экземпляров произведения для чтения или ознакомления путем зрительного восприятия.

Всемирная конвенция об авторском праве ориентирована в основном на внутреннее законодательство и содержит незначительное число унифицированных материальных норм. К ним относятся нормы о минимальном сроке действия авторско-правовой охраны. Этот срок не может быть короче всей жизни автора и 25 лет после его смерти. Далее предусматривается исключительное право автора на перевод его произведения, выпуск в свет переводов, выдачу разрешений на перевод и выпуск в свет произведений, охраняемых на основании Конвенции, что и потребовало внесения соответствующих корректив в действовавшее тогда советское законодательство. Заметим, что при вступлении в Бернскую конвенцию такая проблема не возникала, поскольку Закон об авторском праве и смежных правах уже основывался на принципах этой Конвенции.

В отличие от Бернской конвенции Всемирная конвенция не обладает обратной силой. Согласно ст. VII она не распространяется на произведения, охрана которых окончательно прекратилась к моменту вступления ее в силу в государстве, где испрашивается охрана. Можно сказать, что действие Всемирной конвенции "определяется моментом возникновения права на произведение". Тогда как действие Бернской конвенции - "моментом прекращения права" - через 50 лет после смерти автора <1>.

--------------------------------

<1> См.: Дозорцев В.А. Обратная сила закона об авторском праве // Российское право. 1997. N 8. С. 44.

 

4.3. Договор ВОИС по авторскому праву (ДАП) - это специальное соглашение в смысле ст. 20 Бернской конвенции. Договор расширяет круг охраняемых объектов, включая компьютерные программы и базы данных. "Компьютерные программы охраняются как литературные произведения в смысле ст. 2 Бернской конвенции", независимо от способа и формы их выражения (ст. 4). Под базой данных понимается компиляция данных или другой информации в любой форме, которые по подбору и содержанию представляют результат интеллектуального творчества. Охрана не распространяется на сами данные (ст. 5).

В соответствии со ст. 6 вводится исключительное право автора на продажу (иную передачу права собственности) оригинала и экземпляров своего произведения. При этом определение условий исчерпания прав после первой продажи или иной передачи права собственности на оригинал или экземпляр произведения с разрешения автора отнесено к национальному законодательству. В России действует национальный принцип исчерпания прав. Распространение оригинала или экземпляра произведения в России (независимо от его распространения за рубежом) допускается с согласия правообладателя. В соответствии со ст. 1272 ГК РФ такое согласие не требуется, если распространяемое произведение было уже правомерно введено в гражданский оборот на территории Российской Федерации путем продажи или иного отчуждения, за исключением случаев отчуждения оригинала произведения изобразительного искусства (см. ст. 1293 ГК РФ).

Приведенные положения Договора были имплементированы в российское законодательство до присоединения к Договору.

 

Права, смежные с авторскими

 

Смежные права - сравнительно новый правовой институт, которому посвящена гл. 71 ГК РФ. Охрана этой категории объектов исключительных прав была введена Основами 1991 г. (ст. ст. 141 - 143), а затем более детально урегулирована в Законе РФ "Об авторском праве и смежных правах".

Сфера действия смежных прав включает новую группу обладателей интеллектуальных прав, а также новые объекты охраны. Категория смежных прав примыкает к авторским правам и тесно с ними связана, что послужило в свое время основанием для их объединения в Законе об охране авторских и смежных прав. Однако отсюда не следует, что смежные права относятся к авторским. Это самостоятельный институт интеллектуальных прав. Смежные права осуществляются с соблюдением авторских прав на объекты, использованные при создании смежных прав, однако они признаются и действуют независимо от действия авторских прав на такие объекты.

Авторские и смежные права являются объектами различных международных соглашений. Связь между ними выражается главным образом в том, что процесс распоряжения смежными правами нередко включает использование чужого произведения и соответственно возникает необходимость получить согласие автора. Для возникновения смежных прав не требуется какой-либо регистрации или соблюдения иных формальностей (так же как для авторских прав), но необходимо, чтобы их объект был зафиксирован (т.е. объективирован) с помощью тех или иных технических средств.

Субъектами смежных прав признаются:

- исполнитель - автор исполнения;

- изготовитель фонограммы (звуковой записи);

- организация эфирного и кабельного вещания.

За всеми обладателями смежных прав закрепляется исключительное право на принадлежащий им объект смежных прав.

Интеллектуальные права исполнителя включают также личные неимущественные права (в отличие от других субъектов смежных прав): право авторства, право на имя и право на защиту исполнения от внесения в запись или передачу исполнения каких-либо изменений, которые искажают целостность восприятия исполнения.

Интеллектуальные права изготовителя фонограммы включают право на указание имени (наименования) на материальных носителях фонограмм (их упаковке), право на защиту записи от искажения и право на опубликование фонограммы, выпуск в обращение.

Исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо его запись, либо передача в эфир или по кабелю. Исключительное право на фонограмму действует в течение 50 лет с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись (либо обнародована фонограмма). Эти сроки отвечают нормам о минимальных сроках на исполнение и фонограммы, предусмотренным Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (п. 5 ст. 14).

ГК РФ расширил сферу смежных прав, включив в нее дополнительно права изготовителя базы данных и права публикатора на произведения науки, литературы и искусства, обнародованные публикатором после их перехода в общественное достояние. Права изготовителя базы данных не следует смешивать с авторскими правами на базы данных, которые охраняются как составные произведения, созданные в результате творческого труда составителя. Основным условием охраны прав изготовителя базы служит вложение "существенных" материальных и организационных ресурсов. Однако изготовитель базы данных не может запрещать использование отдельных материалов, хотя и содержащихся в базе данных, но правомерно полученных использующим их лицом из иных, чем эта база данных, источников, т.е. не допускается монополия на материалы, которые хотя и содержатся в базе данных, но могут быть получены из других источников.

Право изготовителя базы данных действует 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания.

Права публикатора возникают у гражданина, который впервые опубликовал (организовал опубликование) ранее не публиковавшееся и находящееся в общественном достоянии произведение, относящееся к кругу произведений, охраняемых авторским правом. Права публикатора действуют 15 лет.

Сфера действия смежных прав хотя и основывается на общих принципах охраны, использования и распоряжения исключительным правом в соответствии со ст. 1229 ГК РФ, однако дифференцируется по отдельным видам объектов.

Смежные права охраняются в России, если охраняемый объект прав был создан на ее территории, если субъектом прав является гражданин России или российское юридическое лицо, а также на основе международных договоров России.

Смежные права граждан России - исполнителей, производителей фонограмм, а также юридических лиц, имеющих официальное место нахождения на территории Российской Федерации, признаются независимо от места первого исполнения, как и места первого опубликования фонограммы (критерий гражданства).

Исключительное право на сообщение или телепередачу организаций эфирного и кабельного вещания признается при наличии двух условий: организация имеет официальное место нахождения на территории Российской Федерации и выходит в эфир (кабельную сеть) с помощью передатчиков, также расположенных в России. При этом имеется в виду право на передачу, созданную самой организацией или другой организацией по ее заказу за счет ее средств.

Следовательно, права иностранных исполнителей - артистов, певцов, музыкантов, танцоров, режиссеров-постановщиков спектаклей, дирижеров, иных исполнителей музыкальных или литературных произведений охраняются российским правом, если первое исполнение имело место на территории России. Равно это относится к исполнителям, чье исполнение записано на охраняемую в России фонограмму или (не будучи записанным) впервые прозвучало в охраняемой передаче в эфире или по кабельному вещанию. В иных случаях охрана исключительного права на исполнение может быть предоставлена на основе международного договора России.

Нормы ГК РФ о действии исключительного права на исполнение на территории России отвечают правилам Римской конвенции (ст. ст. 2 и 4), обязывающим страны-участницы предоставлять национальный режим охраны артистам-исполнителям.

Территориальный критерий действует и в отношении фонограммных прав иностранных граждан и иностранных организаций. Условием признания смежных прав зарубежных производителей фонограмм служит первое опубликование фонограммы в России либо официальное место нахождения звукозаписывающей организации (юридического лица) на территории России. Под опубликованием фонограммы в соответствии с Кодексом понимается выпуск в обращение ее экземпляров в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера фонограммы. Иные условия признания исключительных прав основываются на международных договорах.

Особые условия установлены для признания исключительных прав иностранного изготовителя (гражданина или юридического лица) базы данных и публикатора. Они основаны по существу на так называемом принципе взаимности. Исключительное право иностранного изготовителя базы данных и иностранного публикатора признается в России при условии, что законодательством соответствующего иностранного государства предоставляется российскому гражданину (юридическому лицу) охрана исключительного права на эти объекты (ст. 1336 ГК РФ).

2. Международные договоры России в сфере охраны смежных прав. Россия участвует в трех международных договорах:

- в Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женевская конвенция);

- Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция);

- Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам.

Основной целью Женевской конвенции об охране интересов производителей фонограмм является объединение усилий стран-учредителей для борьбы с пиратством - незаконным (без согласия производителя) производством и распространением копий фонограмм, включая ввоз таких копий с целью их распространения (ст. 2). Конвенция полностью опирается на внутренние нормы. За государствами-участниками сохраняется право определения юридических мер, посредством которых должно быть обеспечено применение Конвенции на территории государства (ст. 3). Для иностранных правообладателей она действует в каждой стране с момента ее вступления в силу в этой стране - в России с 13 марта 1995 г.

Римская конвенция направлена на согласование интересов обладателей охраняемых смежных прав, которые сталкиваются при создании определенных произведений: исполнителей ("лиц, которые... участвуют в исполнении литературных и художественных произведений"), производителей фонограмм, вещательных организаций. Объекты охраны - исполнение, фонограммы, передачи в эфир. Как и большинство международных конвенций в области охраны интеллектуальной собственности, Конвенция, в принципе, исходит из предоставления зарубежным обладателям смежных прав национального режима той страны, где испрашивается охрана. Государство-участник обязано также обеспечить на территории своей страны минимальный уровень охраны смежных прав, предусмотренный Конвенцией. Причем для каждой категории смежных прав определены критерии предоставления охраны и минимальный объем предоставляемых прав. Например, каждое государство-участник обязано предоставить охрану зарубежным артистам-исполнителям при соблюдении следующих условий: исполнение имело место в другом Договаривающемся государстве, исполнение записано на охраняемой фонограмме или (не будучи записанным на фонограмме) распространяется путем охраняемой передачи в эфир. Предоставляемая артистам-исполнителям охрана включает право воспрепятствовать передаче их исполнения в эфир или публичному сообщению, записи исполнения и воспроизведению записи без их согласия за установленными исключениями. Условия охраны и объем охраны определены также для зарубежных производителей фонограмм и организаций вещания.

Минимальный срок действия охраны, установленный Конвенцией, - 20 лет. Этот срок исчисляется с конца года, в котором была осуществлена запись исполнения, включенного в фонограмму, или исполнялось произведение, не записанное на фонограмму, или прозвучала передача в эфире. Российское законодательство об охране смежных прав формировалось с учетом уровня охраны, установленного Конвенцией, и с этой точки зрения не было препятствий для вступления России в Конвенцию.

Признанию взаимных обязательств, направленных на защиту интересов граждан стран СНГ - бывших сограждан Союза, оказавшихся после распада СССР по разные стороны границ, призвано служить Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав, которое было заключено в Москве одиннадцатью странами СНГ 24 сентября 1993 г. В него вошли Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина. Позднее - 10 февраля 1995 г. - к нему присоединилась Грузия. Соглашение открыто для подписания другими странами, ранее входившими в СССР.

Учитывая, что СССР участвовал во Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1952 г., все страны подтвердили, что они считают себя связанными ее положениями. Причем вытекающие из Конвенции обязательства признаются действующими на территории договаривающихся государств с 27 мая 1973 г., т.е. с даты вступления ее в силу для бывшего СССР. Вместе с тем предусмотрено, что во взаимных отношениях договаривающихся государств положения Конвенции будут применяться также к произведениям, "охранявшимся по законодательству стран-участниц до этой даты на условиях предоставления национального режима" (т.е. с обратной силой).

В отношении сроков охраны Соглашение исходит из того, что может быть применен принцип материальной взаимности, т.е. государство, где испрашивается охрана, не обязано предоставлять охрану на более продолжительный срок, чем срок охраны, установленный в стране происхождения. Предусматривается, кроме того, "совместная работа по борьбе с незаконным использованием объектов авторского права и смежных прав", принятие мер по созданию и функционированию национальных авторско-правовых организаций, решение вопросов об избежании двойного налогообложения авторского вознаграждения, определении порядка взаимных расчетов и принятии мер для своевременного их осуществления.

Наряду с многосторонними конвенциями Россия заключила со многими странами новые двусторонние соглашения о взаимной охране авторских прав. Для примера можно привести Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о взаимной охране авторских прав (Москва, 25 июня 1993 г.), Соглашения с Австрией, Швецией, Польшей, Словакией, Чехией и рядом других стран.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: