Благо объект соперничества? | Благо исключаемо из потребления? | ||
да | да | нет | |
частное благо | блага естественных монополий | ||
нет | общие ресурсы | общественные блага |
v
v Внешние эффекты и трансакционные издержки в экономике.
v
Теорема Р.Коуза
Трансакционные издержки – это затраты хозяйствующих субъектов на договорное оформление контрактов, обеспечение их исполнения, а также определение и защиту своих прав собственности.
Внешние эффекты (экстерналии) – отрицательные или положительные воздействия одного хозяйствующего субъекта на благосостояние другого, которые осуществляются вне механизма рыночного ценообразования.
Теорема Р.Коуза. Если права собственности ясно определены и предписаны, если люди согласны твёрдо придерживаться результатов добровольного обмена, то никаких внешних эффектов не возникает.
v
v Факторы производства
Труд – это физические и умственные усилия, затрачиваемые человеком в процессе создания необходимых обществу благ.
|
|
Земля – в широком смысле - это все используемые в производственном процессе естественные ресурсы: полезные ископаемые, воду, воздух, земельные отводы под производство и т.д.
Капитал – в широком смысле - это стоимость, приносящую поток доходов. В узком: в ещественная форма капитала – это средства производства в виде орудий труда и предметов труда. Орудия труда – то, чем осуществляется процесс труда. Предметы труда – то, на что направлен процесс производства (сырье, материалы, комплектующие). Денежная форма капитала – это денежные, финансовые потоки, обеспечивающие процесс производства.
Предпринимательство – (разновидность труда) – представляет собой управленческие услуги. Предпринимательская деятельность состоит в организации процесса производства путём объединения, комбинирования факторов производства с целью получения экономической выгоды, прибыли.
v Рынок, его функции. Основные вопросы рынка.
Рынок – это … возникшая в ходе естественноисторического процесса система социально-экономических отношений, по поводу купли-продажи товаров в условиях конкуренции и свободного ценообразования. В широком смысле это:
форма воспроизводства материальных условий существования общества (системно-структурный аспект),
способ взаимодействия хозяйствующих субъектов, организации их деятельности (процессуальный аспект).
Субъекты рынка:
• фирмы (предприятия);
• домашние хозяйства;
• государство, как механизм, регулирующий рынок, как собственник предприятий, как производитель общественных благ.
Субъекты рынка могут выступать в качестве продавцов или покупателей, что определяет их экономическое поведение (цели, средства, действия).
|
|
Объекты рыночных отношений:
• товары и услуги (в т.ч. факторы производства, объекты интеллектуальной собственности);
• денежные средства (собственно деньги, ценные бумаги, валюта, золото);
Функции рынка:
Ø Воспроизводственная – обеспечение непрерывности воссоздания материальных условий существования общества.
Ø Информационная – продуцирует информацию необходимую для ответа на главные вопросы рынка (Что? Как? Для кого?)
Ø Регулирующая – устанавливает основные пропорции производства на микро- и макроуровнях за счёт изменения спроса, предложения и цен.
Ø Ценообразующая – определение посредством рыночного механизма цены блага как отражение ценности этого блага и необходимости затрат для общества.
Ø Посредническая – обеспечивает производителям обмен результатами их деятельности
Ø Санирующая - развитие эффективных производств и санация неэффективных.
Главные вопросы экономической деятельности:
• Что следует производить и в каком количестве?;
• Как следует производить (какие технологические новшества и организационные структуры использовать)?;
• Кто должен выполнять определенную работу, используя преимущества специализации и кооперации?
• Для кого должны быть предназначены результаты производства?
• Как адаптироваться к изменениям условий экономической деятельности?
•
v Типы рыночных структур по признаку конкуренции
Типы рыночных структур | Условия, ограничивающие конкуренцию | ||||
Количество и размеры фирм | Тип продукции | Условия входа на рынок и вы- хода из него | Доступность информации | Контроль над ценой | |
Совершенная конкуренция | Множество мелких фирм | Однородная продукция | Очень лёгкие | Равный доступ ко всем видам информации | Отсутствует |
Монополия | Одна фирма | Уникальная продукция, без близких заменителей | Практически Непреодолимые барьеры на входе | Некоторые ограничения | Значительный |
Монополи- стическая конкуренция | Множество фирм | Разнородная продукция | Очень лёгкие | Некоторые ограничения | Имеется незначительный контроль |
Олигополия | Немного- численные фирмы, есть и крупные | Разнородная или однородная продукция | Возможны отдельные барьеры при входе | Некоторые ограничения | Ограниченный или значительный |
v Открытые, закрытые и естественные монополии.
Антимонопольная государственная политика.
Открытая монополия - одна фирма в силу стечения обстоятельств является единственным производителем, продавцом, поставщиком товара.
Закрытая -защищённая от конкуренции нормативно-правовыми установлениями.
Естественная монополия - монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке (в том числе путем ввоза продукции на данный рынок) независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно - технического прогресса.
Государственная монополия - монополия, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа;
Временная монополия - монополия в условиях временного отсутствия конкуренции;
Антимонопольная государственная политика - мероприятия, направленные на развитие конкуренции. Демонополизация - снижение концентрации производства товаров и создание необходимых условий для развития конкуренции на товарных рынках.
Два основных направления антимонопольной политики: регулирование естественных монополий и регулирование остальных монополий.
|
|
Задача. На рынке олигополии доля продаж первой фирмы составляет 20%, второй – 20%, третьей – 20%, четвёртой – 40%. Рассчитайте индекс Герфиндаля.
Решение. H = S2 + S2 + S2 + S2 = 202 + 202 + 202 + 402 = 2800 < 3500. Так как 2800 < 3500 – монополизация рынка не значительна.
v Конкуренция, её виды
Конкуренция - состязание между хозяйствующими субъектами, прежде всего, между производителями (продавцами) за более выгодные условия хозяйствования, лучшие условия производства, обмена (сбыта), потребления благ (товаров).
Силы, определяющие конкуренцию:
Виды конкуренции
РАЗДЕЛ II: МИКРОЭКОНОМИКА
v Закон спроса и закон предложения. Закон спроса и предложения.
Обратная функциональная связь между ценой на товар и величиной спроса на него называется законом спроса.
Прямая функциональная зависимость между ценой товара и объёмом его предложения называется законом предложения.
Движение цены к точке, где спрос и предложение уравновешивают друг друга называется законом спроса и предложения.
Графически действие закона спроса отображаетсяс помощью кривой спроса.