Из потребления и соперничества при потреблении

Благо объект

соперничества?

 

Благо исключаемо из потребления?

да

да нет
частное благо блага естественных монополий
нет общие ресурсы общественные блага

   

v

v Внешние эффекты и трансакционные издержки в экономике.

v

Теорема Р.Коуза

Трансакционные издержки – это затраты хозяйствующих субъектов на договорное оформление контрактов, обеспечение их исполнения, а также определение и защиту своих прав собственности.    

Внешние эффекты (экстерналии) – отрицательные или положительные воздействия одного хозяйствующего субъекта на благосостояние другого, которые осуществляются вне механизма рыночного ценообразования.

Теорема Р.Коуза. Если права собственности ясно определены и предписаны, если люди согласны твёрдо придерживаться результатов добровольного обмена, то никаких внешних эффектов не возникает.

v

v Факторы производства

Труд – это физические и умственные усилия, затрачиваемые человеком в процессе создания необходимых обществу благ.

Земля – в широком смысле - это все используемые в производственном процессе естественные ресурсы: полезные ископаемые, воду, воздух, земельные отводы под производство и т.д.

Капитал – в широком смысле - это стоимость, приносящую поток доходов. В узком: в ещественная форма капитала – это средства производства в виде орудий труда и предметов труда. Орудия труда – то, чем осуществляется процесс труда. Предметы труда – то, на что направлен процесс производства (сырье, материалы, комплектующие). Денежная форма капитала – это денежные, финансовые потоки, обеспечивающие процесс производства.

Предпринимательство – (разновидность труда) – представляет собой управленческие услуги. Предпринимательская деятельность состоит в организации процесса производства путём объединения, комбинирования факторов производства с целью получения экономической выгоды, прибыли. 

                           

v Рынок, его функции. Основные вопросы рынка.

Рынок – это … возникшая в ходе естественноисторического процесса система социально-экономических отношений, по поводу купли-продажи товаров в условиях конкуренции и свободного ценообразования. В широком смысле это:

форма воспроизводства материальных условий существования общества (системно-структурный аспект),

способ взаимодействия хозяйствующих субъектов, организации их деятельности (процессуальный аспект).

Субъекты рынка:

фирмы (предприятия);

домашние хозяйства;

государство, как механизм, регулирующий рынок, как собственник предприятий, как производитель общественных благ.

Субъекты рынка могут выступать в качестве продавцов или покупателей, что определяет их экономическое поведение (цели, средства, действия).

Объекты рыночных отношений:

товары и услуги (в т.ч. факторы производства, объекты интеллектуальной собственности);

денежные средства (собственно деньги, ценные бумаги, валюта, золото);

Функции рынка:

Ø Воспроизводственная – обеспечение непрерывности воссоздания материальных условий существования общества.

Ø Информационная – продуцирует информацию необходимую для ответа на главные вопросы рынка (Что? Как? Для кого?)

Ø Регулирующая – устанавливает основные пропорции производства на микро- и макроуровнях за счёт изменения спроса, предложения и цен.

Ø Ценообразующая – определение посредством рыночного механизма цены блага как отражение ценности этого блага и необходимости затрат для общества.

Ø Посредническая – обеспечивает производителям обмен результатами их деятельности

Ø Санирующая -  развитие эффективных производств и санация неэффективных.

Главные вопросы экономической деятельности:

• Что следует производить и в каком количестве?;

• Как следует производить (какие технологические новшества и организационные структуры использовать)?;

• Кто должен выполнять определенную работу, используя преимущества специализации и кооперации?

• Для кого должны быть предназначены результаты производства?

• Как адаптироваться к изменениям условий экономической деятельности?

v Типы рыночных структур по признаку конкуренции

Типы

рыночных

структур

Условия, ограничивающие конкуренцию

 
Количество и размеры фирм Тип продукции Условия входа на рынок и вы- хода из него Доступность информации Контроль над ценой
Совершенная конкуренция Множество мелких фирм Однородная продукция Очень лёгкие Равный доступ ко всем видам информации Отсутствует
Монополия   Одна фирма Уникальная продукция, без близких заменителей Практически Непреодолимые барьеры на входе Некоторые ограничения Значительный
Монополи- стическая конкуренция Множество фирм Разнородная продукция Очень лёгкие Некоторые ограничения Имеется незначительный контроль
  Олигополия Немного- численные фирмы, есть и крупные Разнородная или однородная продукция Возможны отдельные барьеры при входе Некоторые ограничения Ограниченный или значительный

 

v Открытые, закрытые и естественные монополии.

Антимонопольная государственная политика.

Открытая монополия - одна фирма в силу стечения обстоятельств является единственным производителем, продавцом, поставщиком товара.

Закрытая -защищённая от конкуренции нормативно-правовыми установлениями.

Естественная монополия - монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке (в том числе путем ввоза продукции на данный рынок) независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно - технического прогресса.

Государственная монополия   - монополия, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа;

Временная монополия - монополия в условиях временного отсутствия конкуренции;

Антимонопольная государственная политика - мероприятия, направленные на развитие конкуренции. Демонополизация - снижение концентрации производства товаров и создание необходимых условий для развития конкуренции на товарных рынках.

Два основных направления антимонопольной политики: регулирование естественных монополий и регулирование остальных монополий.

Задача. На рынке олигополии доля продаж первой фирмы составляет 20%, второй – 20%, третьей – 20%, четвёртой – 40%. Рассчитайте индекс Герфиндаля.

Решение. H = S2 + S2 + S2 + S2  = 202 + 202 + 202 + 402 = 2800 < 3500. Так как 2800 < 3500 – монополизация рынка не значительна.

v Конкуренция, её виды

Конкуренция - состязание между хозяйствующими субъектами, прежде всего, между производителями (продавцами) за более выгодные условия хозяйствования, лучшие условия производства, обмена (сбыта), потребления благ (товаров).

Силы, определяющие конкуренцию:

Виды конкуренции

 

 

 


РАЗДЕЛ II: МИКРОЭКОНОМИКА

v Закон спроса и закон предложения. Закон спроса и предложения.

Обратная функциональная связь между ценой на товар и величиной спроса на него называется законом спроса.

Прямая функциональная зависимость между ценой товара и объёмом его предложения называется законом предложения.

Движение цены к точке, где спрос и предложение уравновешивают друг друга называется законом спроса и предложения.

Графически действие закона спроса отображаетсяс помощью кривой спроса.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: