Рубежи перехода от государственной монополии к конкурентному рынку

Приватизация как условие развития предпринимательства Создание рыночной инфраструктуры Либерализация цен Регулирование инфляции Установление рыночного равновесия Формирование открытой экономики

Приватизация, её этапы и особенности в России.

Приватизация – преобразование отношений собственности посредством передачи или продажи на различных условиях государственной или муниципальной собственности экономическим субъектам, которые используют её в дальнейшем в хозяйственной деятельности: неся полную имущественную ответственность за её результаты.

Разгосударствление – это переход от преимущественно государственно-директивного управления к рыночным методам регулирования производства и других сторон жизни.

Ваучер – государственная ценная бумага, обеспечивающая право гражданина на участие в приватизации государственного имущества.

 

Особенности приватизации в России

Директивность – обязательность участия всего населения

Приоритетность одной формы собственности – частной

Радикальность – скоротечность и беспрецедентность по огромному масштабу

    Результаты приватизации в России: главная цель – формирование «цементирующего» общество слоя многочисленных мелких и средних собственников-предпринимателей («среднего класса») - не достигнута. Наоборот, общество разделилось на немногочисленных сверхбогатых лиц (олигархов, топ-менеджеров и др.) и многомиллионную армию бедных и живущих за чертой бедности.

Либерализация цен

Либерализация цен - переход от назначаемых государством цен (государственного ценообразования) к ценам, устанавливаемым под действием рыночных спроса и предложения (рыночному ценообразованию).

Необходимым условием достижения положительного результата от либерализации цен служит проведение государством эффективной антимонопольной политики в отношении производителей и справедливой политики в части выравнивания доходов населения в отношении потребителей.

Результаты либерализации в России: вместо прогнозируемого реформаторами роста цен не более чем в три раза цены за 1992-1996 гг. выросли на потребительском рынке более чем в 2000 раз, на инвестиционном рынке – 3000 раз. Что обусловило соответствующее обесценивание ваучеров.

v Этапы развития рыночных отношений в России

1. 1990 - 1991 – выбор стратегии перехода к рынку. Младореформаторами во главе с Е.Гайдаром была выбрана примитивная проамериканская стратегия, основанная на модели «шоковой терапии»;

2. 1992 – весна 1998 – этап активной реализации выбранной стратегии и попытка финансовой стабилизации (уменьшения темпов инфляции, сдерживания падения курса национальной валюты);

3. 1998 – финансовый кризис, как следствие реализации выбранной стратегии и признание главой правительства дефолта – состояния банкротства государства;

4. 1999 - нач. 2000 – выход из кризиса вследствие роста цен на мировых рынках нефти;

5. 2000 – осень 2008  –экономический рост без изменения его качества, т.е. основанный не на развитии технологий, а на благоприятной конъюнктуре цен на энергоносители.

6. осень 2008 – наст.вр. – начало и развитие нового экономического кризиса.     

Роль государства на современном этапе определяется дилеммой: для изменения траектории развития экономики усиливать роль государства необходимо, но в условиях тотальной коррупции в госаппарате – это сделать невозможно.

    Коррупция – незаконное обогащение должностных лиц и политиков, основанное на взяточничестве и срастании с организованной преступностью.

"Индекс восприятия коррупции (ИВК)"

(по данным организации Transparency International)

Ранг Страна (ИВК 2004) Ранг Страна (ИВК 2005) Pанг Страна (ИВК 2007)
1 Финляндия 1 Исландия

11

Финляндия
2 Новая Зеландия

2

Финляндия Дания

3

 

Дания Новая Зеландия Новая Зеландия
Исландия 4 Дания

143

Гамбия

90

Непал

126

Нигер Индонезия
Россия Россия Россия
Танзания Сьерра-Леоне Того

 

Распространение коррупции в органах власти, криминализация экономики в целом тесно связаны с теневой (ненаблюдаемой) экономической деятельностью.

v Теневая экономика. Ненаблюдаемая экономика

Для целей статистического учёта применяется термин "ненаблюдаемая экономика".

Теневое производство – разрешённая законом деятельность, осуществляемая неофициально или результаты которой умышленно занижаются с целью уклонения от уплаты налогов, взносов на социальное страхование или уклонения от следования определенным предусмотренным законодательством стандартам, нормам и административным процедурам;

Незаконное производство: 1) запрещенное производство товаров и услуг» продажа или просто владение которыми также запрещены законом» и 2) виды производственной деятельности, которые обычно являются разрешенными, но которые становятся незаконными, если они осуществляются производителями, не имеющими соответствующего разрешения;

Производство в неформальном секторе -виды производственной деятельности, осуществляемые теми некорпорированными предприятиями в секторе домашних хозяйств, которые не зарегистрированы и/или размер которых по количеству занятых меньше определенного порогового значения, и которые имеют какое-либо рыночное производство;

Производство домашних хозяйств для собственного конечного использования -виды производственной деятельности, в результате которых домашние хозяйства потребляют или капитализируют произведенные ими же товары и услуги;

 

РАЗДЕЛ V. ВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА

 

v Военная экономика как наука

Предмет теории военной экономики - военно-экономические, общественно-экономические отношения производства, распределения, обмена (обращения) и потребления предметов военного назначения в их целостности, во взаимосвязи с исторически конкретными способами производства и способами ведения войн.

 


Теория военной экономики выявляет существенные, устойчивые причинно-следственные связи явлений и процессов экономического обеспечения войн, то есть их объективные законы. Возникнув на стыке экономической и военной наук, она опирается на них, использует их методы и категориальный аппарат.

 

Взаимосвязь войны и рыночной экономики

 

 


Основной закон в военно-экономической сфере: производитель более совершенных, эффективных орудий насилия, как правило, побеждает производителя менее совершенных средств ведения вооруженной борьбы.

Условие "как правило" определяется влиянием на исход войны таких факторов, как:

- уровень военного искусства военного руководства;

- морально-психологическое состояние противоборствующих сторон;

- возможности покупки (получения в виде военной помощи) ВиВТ у третьей стороны.

 

v Военно-экономические потребности и механизм их удовлетворения

               

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: