Приватизация как условие развития предпринимательства | Создание рыночной инфраструктуры | Либерализация цен | Регулирование инфляции | Установление рыночного равновесия | Формирование открытой экономики |
Приватизация, её этапы и особенности в России.
Приватизация – преобразование отношений собственности посредством передачи или продажи на различных условиях государственной или муниципальной собственности экономическим субъектам, которые используют её в дальнейшем в хозяйственной деятельности: неся полную имущественную ответственность за её результаты.
Разгосударствление – это переход от преимущественно государственно-директивного управления к рыночным методам регулирования производства и других сторон жизни.
Ваучер – государственная ценная бумага, обеспечивающая право гражданина на участие в приватизации государственного имущества.
Особенности приватизации в России
Директивность – обязательность участия всего населения
|
|
Приоритетность одной формы собственности – частной
Радикальность – скоротечность и беспрецедентность по огромному масштабу
Результаты приватизации в России: главная цель – формирование «цементирующего» общество слоя многочисленных мелких и средних собственников-предпринимателей («среднего класса») - не достигнута. Наоборот, общество разделилось на немногочисленных сверхбогатых лиц (олигархов, топ-менеджеров и др.) и многомиллионную армию бедных и живущих за чертой бедности.
Либерализация цен
Либерализация цен - переход от назначаемых государством цен (государственного ценообразования) к ценам, устанавливаемым под действием рыночных спроса и предложения (рыночному ценообразованию).
Необходимым условием достижения положительного результата от либерализации цен служит проведение государством эффективной антимонопольной политики в отношении производителей и справедливой политики в части выравнивания доходов населения в отношении потребителей.
Результаты либерализации в России: вместо прогнозируемого реформаторами роста цен не более чем в три раза цены за 1992-1996 гг. выросли на потребительском рынке более чем в 2000 раз, на инвестиционном рынке – 3000 раз. Что обусловило соответствующее обесценивание ваучеров.
v Этапы развития рыночных отношений в России
1. 1990 - 1991 – выбор стратегии перехода к рынку. Младореформаторами во главе с Е.Гайдаром была выбрана примитивная проамериканская стратегия, основанная на модели «шоковой терапии»;
2. 1992 – весна 1998 – этап активной реализации выбранной стратегии и попытка финансовой стабилизации (уменьшения темпов инфляции, сдерживания падения курса национальной валюты);
|
|
3. 1998 – финансовый кризис, как следствие реализации выбранной стратегии и признание главой правительства дефолта – состояния банкротства государства;
4. 1999 - нач. 2000 – выход из кризиса вследствие роста цен на мировых рынках нефти;
5. 2000 – осень 2008 –экономический рост без изменения его качества, т.е. основанный не на развитии технологий, а на благоприятной конъюнктуре цен на энергоносители.
6. осень 2008 – наст.вр. – начало и развитие нового экономического кризиса.
Роль государства на современном этапе определяется дилеммой: для изменения траектории развития экономики усиливать роль государства необходимо, но в условиях тотальной коррупции в госаппарате – это сделать невозможно.
Коррупция – незаконное обогащение должностных лиц и политиков, основанное на взяточничестве и срастании с организованной преступностью.
"Индекс восприятия коррупции (ИВК)"
(по данным организации Transparency International)
Ранг | Страна (ИВК 2004) | Ранг | Страна (ИВК 2005) | Pанг | Страна (ИВК 2007) |
1 | Финляндия | 1 | Исландия | 11 | Финляндия |
2 | Новая Зеландия | 2 | Финляндия | Дания | |
3
| Дания | Новая Зеландия | Новая Зеландия | ||
Исландия | 4 | Дания | 143 | Гамбия | |
90 | Непал | 126 | Нигер | Индонезия | |
Россия | Россия | Россия | |||
Танзания | Сьерра-Леоне | Того |
Распространение коррупции в органах власти, криминализация экономики в целом тесно связаны с теневой (ненаблюдаемой) экономической деятельностью.
v Теневая экономика. Ненаблюдаемая экономика
Для целей статистического учёта применяется термин "ненаблюдаемая экономика".
Теневое производство – разрешённая законом деятельность, осуществляемая неофициально или результаты которой умышленно занижаются с целью уклонения от уплаты налогов, взносов на социальное страхование или уклонения от следования определенным предусмотренным законодательством стандартам, нормам и административным процедурам;
Незаконное производство: 1) запрещенное производство товаров и услуг» продажа или просто владение которыми также запрещены законом» и 2) виды производственной деятельности, которые обычно являются разрешенными, но которые становятся незаконными, если они осуществляются производителями, не имеющими соответствующего разрешения;
Производство в неформальном секторе -виды производственной деятельности, осуществляемые теми некорпорированными предприятиями в секторе домашних хозяйств, которые не зарегистрированы и/или размер которых по количеству занятых меньше определенного порогового значения, и которые имеют какое-либо рыночное производство;
Производство домашних хозяйств для собственного конечного использования -виды производственной деятельности, в результате которых домашние хозяйства потребляют или капитализируют произведенные ими же товары и услуги;
РАЗДЕЛ V. ВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА
v Военная экономика как наука
Предмет теории военной экономики - военно-экономические, общественно-экономические отношения производства, распределения, обмена (обращения) и потребления предметов военного назначения в их целостности, во взаимосвязи с исторически конкретными способами производства и способами ведения войн.
Теория военной экономики выявляет существенные, устойчивые причинно-следственные связи явлений и процессов экономического обеспечения войн, то есть их объективные законы. Возникнув на стыке экономической и военной наук, она опирается на них, использует их методы и категориальный аппарат.
Взаимосвязь войны и рыночной экономики
Основной закон в военно-экономической сфере: производитель более совершенных, эффективных орудий насилия, как правило, побеждает производителя менее совершенных средств ведения вооруженной борьбы.
|
|
Условие "как правило" определяется влиянием на исход войны таких факторов, как:
- уровень военного искусства военного руководства;
- морально-психологическое состояние противоборствующих сторон;
- возможности покупки (получения в виде военной помощи) ВиВТ у третьей стороны.
v Военно-экономические потребности и механизм их удовлетворения