Основные направления товарной стратегии гостиничного предприятия. Понятие товара (услуги) в гостиницах и их классификация

Лекция 15.

Учебные вопросы:

1. Понятие товара и товарной стратегии.

2. Виды товарной стратегии.

3. Этапы товарной стратегии.

4. Особенности гостиничной услуги как товара.

1. Понятие товара и товарной стратегии.

Товар – все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть физические объекты, услуги, лица, места, организации и идеи.

Мы уже знаем, что для осуществления успешной маркетинговой деятельности на рынке необходимо тщательное маркетинговое исследование, а также сегментирование рынка, выбор сегмента (сегментов), позиционирование товара. Но не менее важна для успешности детально разработанная и хорошо продуманная товарная стратегия.

Товарная стратегия – это разработка направлений оптимизации товарной номенклатуры и определение ассортимента товаров, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего эффективность деятельности предприятия в целом.

Задачи разработки товарной стратегии могут быть различны:

- удовлетворение запросов потребителей;

- оптимальное использование технологических знаний и опыта фирмы;

- оптимизация финансовых результатов фирмы;

- завоевание новых покупателей путем расширения сферы применения существующих товаров и диверсификации сфер деятельности.

Товарная стратегия разрабатывается на перспективу и имеет такие направления:

- оптимизация структуры предлагаемых товаров;

- разработка и внедрение на рынок новых товаров;

- обеспечение качества и конкурентоспособности товара;

- принятие решений по рыночной атрибутике товара.

Товарную стратегию невозможно отделить от реальных условий дея­тельности предприятия, специфики внешней маркетинговой среды. Од­нако, как показывает практика, находящиеся примерно в одинаковых условиях сложившейся рыночно-экономической обстановки предприятия по-разному решают свои товарные проблемы. Одни проявляют полную растерянность и беспомощность. Другие же, следуя концепции маркетинга, находят перспективные пути и достигают успеха.

 

2. Виды товарной стратегии.

  Выделяют следующие товарные стратегии:

1. Инновации могут быть представлены новыми товарами, способами их производства и сбыта, а также нововведениями в организационно-экономической, научно-исследовательской, маркетинговой и других сферах деятельности.

По форме осуществления выделяют два вида инновационных стратегий: дифференциация (выделение существенных особенностей товара, которые отличают его от товаров конкурентов) и диверсификация (расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства);

2. Вариация товара предполагает повышение концентрации полезности потребительского эффекта от использования существующего товара конкретного назначения. Применение стратегии вариации позволяет производителю формировать оптимальное соотношение между затратами, эффектом от использования товара и поведением покупателя. Предметом вариации могут быть один или несколько элементов товара: физические, технологические, эстетические свойства, рыночная атрибутика товара, дополнительные сопровождающие товар услуги. Таким образом, под вариацией продукта понимается сознательное изменение его параметров, а не коренное изменение существующей производственной программы;

3. Стратегия элиминации ( исключение, устранение, удаление чего-либо из списка, процедуры, расчёта) товара – это постоянный процесс контроля и регулирования производственной программы предприятия, выделение таких товаров, которые выглядят сомнительно с точки зрения дальнейшей привлекательности на рынке и подлежат переаттестации. Причины применения стратегии элиминации: старение товара, изменение вкусов и предпочтений потребителей, обострение конкуренции на рынке. Осуществление данного стратегического направления призвано предотвратить уменьшение объемов продаж и уменьшение прибыли, но это не означает уход с рынка или закрытие производства. Возможны и следующие решения:

- выявление стареющих товаров;

- разработка мероприятий в условиях спада;

- изъятие товара из номенклатуры и продолжение деятельности с оставшимся ассортиментом.

Новизна товара в маркетинге рассматривается в системе «потребность, потребитель, товар, рынок».

В соответствии с этим товар может быть новым:

- по удовлетворению новой потребности;

- по отношению к новому потребителю;

- по отношению к старому товару;

- по отношению к новому рынку.

3. Этапы товарной стратегии.

Этапы разработки и внедрения на рынок новых товаров можно увидеть в следующей схеме:

Рассмотрим подробнее каждый этап:

1. Поиск идей о новых товарах – должен осуществляться постоянно и систематически. Основные источники идей: фундаментальные и прикладные исследования; наблюдение за товаром конкурентов; мнение экспертов и т.д.

2. Отбор идей о новых товарах – с одной стороны, дает возможность выбрать наиболее эффективную идею, а с другой – сократить издержки, связанные с последующим претворением идей в конкретный товар;

3. Разработка концепции нового товара (маркетинговой стратегии) – определяются возможности реализации идеи в конкретный товар, дается первоначальная экономическая оценка затрат на разработку и внедрение нового товара на рынок;

4. Оценка перспектив производства и сбыта – предполагает изучение емкости рынка, трудностей и барьеров проникновения на рынок, изучение остроты конкуренции на рынке;

5. Разработка товара – представляет собой этап, на котором осуществляется превращение идеи в новый товар;

6. Испытания товара в рыночных условиях (пробный маркетинг) – может осуществляться путем демонстрации товара в местах продажи, продажи опытных партий товара, распространении бесплатных образцов, демонстрации товара на выставках и ярмарках;

7. Производственное и коммерческое освоение – положительные результаты рыночных испытаний являются основанием для начала этапа производственного и коммерческого освоения. С точки зрения маркетинга на данном этапе наибольший риск и потенциальные убытки приходятся на стадию внедрения нового товара на рынок.

Все эти этапы создания новых товаров должны осуществляться в очень сжатые сроки. Иначе можно упустить рынок в пользу других фирм.

В современных условиях развития науки и техники длительность процесса создания новинки является одним из основных факторов ее успеха. Ускорение научно-технического прогресса и сокращение жизненного цикла товаров требует значительного сокращения общей продолжительности процесса создания нового товара.

Процесс разработки и постановки на производство товара рыночной новизны достаточно трудоемкий, дорогостоящий и требует внимательного подхода к каждому этапу.

В управлении гостиницами широко используется термин «гостиничный продукт», употребляющийся в значении «товар» и позволяющий подчеркнуть комплексный характер гостиничного предложения. Этот подход приемлем с точки зрения экономической теории, где «продукт» определяется как «результат» человеческого труда, хозяйственной деятельности, представленный в материально вещественной, духовной, информационной форме, либо в виде выполненных работ и услуг.

4. Особенности гостиничной услуги как товара.

Вспомните, какие бывают услуги (то есть, гостиничный продукт) Разумеется, они бывают основные и дополнительные.

Рассмотрим особенности гостиничного продукта.

Гостиничный продукт имеет четыре характеристики, отличающие гостиничную услугу от товара.

Во-первых, неосязаемость услуг – их неуловимость или нематериальный характер означает, что их невозможно продемонстрировать, увидеть, транспортировать, хранить.

Во-вторых, неразрывность производства и потребления – оказать услугу можно только тогда, когда появляется клиент. С этой точки зрения производство и потребление услуг тесно взаимосвязаны и не могут быть разорваны.

В-третьих, изменчивость – качество оказания услуг варьируется и зависит от уровня профессионализма производителя, его компетентности, доброжелательности, вежливости и коммуникабельности его персонала, а также от учета индивидуальных требований каждого покупателя.

В-четвертых, неспособность к хранению – услуги невозможно произвести впрок или складировать, возникает проблема достижения равновесия между спросом и предложением.

Однако гостиничному продукту, наряду со специфическими характеристиками услуг, присущи отличительные особенности:

• ситуационность гостиничной услуги, предоставляемой единовременно и меняющей характеристики при повторном обращении к услуге;

• индивидуальность услуги, поскольку даже в условиях массовой организации гостиничного продукта отель готов выполнить индивидуальные запросы клиента;

• различность свойств потребительной стоимости гостиничных продуктов, поскольку при принятии решения о покупке гостиничного продукта этот продукт еще не имеет четких качественных характеристик, они будут выявлены лишь при получении услуги;

• неопределенность и относительная анонимность источника комплекса услуг, которые будут оказаны туристу, поскольку гостиничные услуги оказываются самыми различными предприятиями и учреждениями; ему известна лишь турфирма, продавшая турпродукт, гарантировавшая определенные гостиничные услуги, которые еще будут предоставлены;

• покупатель преодолевает расстояние, отделяющее место приобретения продукта от места его потребления, следовательно, гостиничные услуги могут быть реализованы только тогда, когда потребитель будет доставлен в место их производства;

• образование дохода потребителей, предназначенного для приобретения гостиничного продукта, регулируется условиями страны постоянного проживания, хотя сам процесс потребления формируется условиями стран временного пребывания или мировыми ценами;

• процесс потребления гостиничной услуги всегда ограничен во времени и пространстве; большое значение имеет фактор сезонности;

• неопределенность и субъективность критериев качества гостиничного продукта, которое, помимо прямых показателей, зависит от ряда переменных (мода, состояние здоровья клиента, отношение персонала, социальный статус клиента);

• значительное влияние на качество гостиничного продукта оказывают внешние факторы, имеющие форс-мажорный характер, то есть не зависящие от воли и действий продавца и покупателей.

Можно выделить и ряд свойств гостиничного продукта:

гостеприимство – включает достоинство, уважение и любезность персонала;

обоснованность – предоставление всех услуг должно соответствовать цели путешествия туриста;

надежность – соответствие фактически предоставляемого туристу продукта рекламе, достоверность информации;

эффективность – достижение наибольшего эффекта для туриста при минимизации его расходов;

целостность – завершенность гостиничного продукта;

ясность – потребление гостиничного продукта, его направленность должны быть понятны и туристу, и производителю;

простота в эксплуатации – возможность легко обнаруживать ошибки в технологии обслуживания;

гибкость – гостиничный продукт должен предусматривать возможность замены тех или иных услуг, чтобы быть ориентированным на разных потребителей;

полезность – способность служить достижению какой-либо цели, удовлетворять потребности определенной целевой группы потребителей.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое товар?

2. Что такое товарная стратегия?

3. Каковы ее задачи?

4. Какие бывают товарные стратегии?

5. Каковы особенности гостиничного продукта (товара)?

Домашнее задание:

1. Внимательно прочитайте лекцию и постарайтесь понять и запомнить.

2. Приведите пример каждой товарной стратегии (инновация, вариация, элиминация) в гостиничной сфере.

3. Расположите этапы внедрения новых товаров в логической последовательности:производственное и коммерческое освоение;поиск идей о новых товарах; оценка перспектив производства и сбыта; испытания товара в рыночных условиях (пробный маркетинг); отбор идей о новых товарах; разработка концепции нового товара (маркетинговой стратегии); разработка товара.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: