Ораторское искусство и политика

Ораторское искусство и политика.

На протяжении многовековой истории своего развития ораторское искусство использовалось в различных сферах жизни общества: духовной, идеологической, социально-политической. Наиболее широкое применение оно всегда находило в политической деятельности.

Начиная с Древней Греции, ораторство и политика были неразрывны. Так, все знаменитые ораторы Древней Греции были крупными политическими деятелями (Перикл, Демосфен и др. Про Перикла говорили, что «на его устах почивала богиня убеждения», что «он пускал стелы-молнии в души своих слушателей». О Демосфене древнегреческий историк Плутарх писал: «Демосфен сперва обратился к искусству речи, чтоб поправить собственные дела, а впоследствии, достигши мастерства и силы, стал первым уже в состязаниях на государственном поприще и превзошел всех своих сограждан, поднимавшихся на ораторское возвышение»). В знаменитой речи «О венке» Демосфен подчеркнул связь ораторского искусства с политикой: «Не слова и не звук голоса составляют славу оратору, но направление его политики».

Крупной политической силой ораторское искусство было и в Древнем Риме. Умение убеждать аудиторию высоко ценилось людьми, которые готовились к политической карьере и видели себя в будущем правителями государства. Ораторская карьера была и почетной, и доходной. Один из римских историков писал: «Чье искусство по славе своей сравнится с ораторским? Чьи имена родители втолковывают своим детям, кого простая невежественная толпа знает по имени, на кого указывает пальцем? – на ораторов, конечно». Знаменитые ораторы Древнего Рима, как и древнегреческие, были известными политическими деятелями (Марк Катон Старший, Тиберий и Кай Гракхи, Марк Антоний, Цицерон и др.).

Цицерон писал: «Есть два искусства, которые могут вознести человека на самую высшую ступень почета: одно – это искусство хорошего полководца, другое – искусство хорошего оратора». Это изречение раскрывает взгляд Цицерона на сущность ораторства. Ораторство – это функция политики.

Ораторское искусство всегда обслуживало и обслуживает интересы определенных социальных классов, групп, определенных личностей. Оно одинаково может служить как правде, так и лжи, быть использовано как в нравственных, так и в безнравственных целях.

Кому и как служит ораторское искусство – вот основной вопрос, который решался на протяжении всей истории ораторского искусства, начиная с Древней Греции. И в зависимости от решения этого вопроса определялось отношение к ораторскому искусству, к науке об ораторском искусстве и к самому оратору.

Нравственная позиция оратора – это, пожалуй, самое главное в ораторском искусстве. Она важна не только для политического деятеля, но и для любого оратора, чье слово может оказать влияние н6а судьбу людей, помочь принять правильное решение.

Ораторское искусство и политика.

На протяжении многовековой истории своего развития ораторское искусство использовалось в различных сферах жизни общества: духовной, идеологической, социально-политической. Наиболее широкое применение оно всегда находило в политической деятельности.

Начиная с Древней Греции, ораторство и политика были неразрывны. Так, все знаменитые ораторы Древней Греции были крупными политическими деятелями (Перикл, Демосфен и др. Про Перикла говорили, что «на его устах почивала богиня убеждения», что «он пускал стелы-молнии в души своих слушателей». О Демосфене древнегреческий историк Плутарх писал: «Демосфен сперва обратился к искусству речи, чтоб поправить собственные дела, а впоследствии, достигши мастерства и силы, стал первым уже в состязаниях на государственном поприще и превзошел всех своих сограждан, поднимавшихся на ораторское возвышение»). В знаменитой речи «О венке» Демосфен подчеркнул связь ораторского искусства с политикой: «Не слова и не звук голоса составляют славу оратору, но направление его политики».

Крупной политической силой ораторское искусство было и в Древнем Риме. Умение убеждать аудиторию высоко ценилось людьми, которые готовились к политической карьере и видели себя в будущем правителями государства. Ораторская карьера была и почетной, и доходной. Один из римских историков писал: «Чье искусство по славе своей сравнится с ораторским? Чьи имена родители втолковывают своим детям, кого простая невежественная толпа знает по имени, на кого указывает пальцем? – на ораторов, конечно». Знаменитые ораторы Древнего Рима, как и древнегреческие, были известными политическими деятелями (Марк Катон Старший, Тиберий и Кай Гракхи, Марк Антоний, Цицерон и др.).

Цицерон писал: «Есть два искусства, которые могут вознести человека на самую высшую ступень почета: одно – это искусство хорошего полководца, другое – искусство хорошего оратора». Это изречение раскрывает взгляд Цицерона на сущность ораторства. Ораторство – это функция политики.

Ораторское искусство всегда обслуживало и обслуживает интересы определенных социальных классов, групп, определенных личностей. Оно одинаково может служить как правде, так и лжи, быть использовано как в нравственных, так и в безнравственных целях.

Кому и как служит ораторское искусство – вот основной вопрос, который решался на протяжении всей истории ораторского искусства, начиная с Древней Греции. И в зависимости от решения этого вопроса определялось отношение к ораторскому искусству, к науке об ораторском искусстве и к самому оратору.

Нравственная позиция оратора – это, пожалуй, самое главное в ораторском искусстве. Она важна не только для политического деятеля, но и для любого оратора, чье слово может оказать влияние н6а судьбу людей, помочь принять правильное решение.

5. Классификация ораторского искусства.

Ораторское искусство никогда не было однородным. В зависимости от конкретной сферы применения оно исторически подразделялось на различные виды.

Современная научная и методическая литература отмечает многообразие видов ораторской речи и классифицирует их по различным основаниям. Одни авторы делят устные выступления на монологические и диалогические, другие на эмоциональные и рациональные и т.д.

Классификация современного красноречия (Г.З.Апресян, «Ораторское искусство»; за основу этой классификации принят социально-функциональный признак речи; каждый род объединяет определенные виды речи в зависимости от функции, которую выполняет речь с социальной точки зрения):

  1. социально-политическое – доклад на социально-политические и политические темы, отчетный доклад, политическая речь, дипломатическая речь, политическое обозрение, митинговая речь, агитаторская речь;
  2. академическое – вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение;
  3. судебное – прокурорская, или обвинительная речь; общественно-обвинительная речь; адвокатская, или защитительная, речь; общественно-защитительная речь; самозащитительная речь обвиняемого;
  4. социально-бытовое – юбилейная речь, застольная речь (тост), поминальная речь (надгробное слово);
  5. богословско-церковное – проповедь, речь на соборе.

Г.З.Апресян: «Род в ораторском искусстве – это более или менее установившийся раздел красноречия, в какой-то мере характеризующийся общностью предмета, его устно-публичного разбора, оценки и особенностью их ближайших целей. Но более определяющим здесь является способ и форма монологической речи. Что же касается вида, который можно было бы определить как жанр ораторского искусства, то он в пределах рода является дальнейшей дифференциацией по еще более конкретным признакам публичной речи».

Данная классификация в целом верно и достаточно полно отражает современное ораторское искусство, хотя, как отмечает и сам автор, она не охватывает всех видов красноречия. В частности, в ней не представлены дискуссионные и полемические речи, такая эффективная форма ораторской речи, как реплика, ответы на пресс-конференции, слово за «круглым столом», а также виды красноречия, применяемые на радио и телевидении.

Данная классификация дополнена, расширена и уточнена А.Е.Михневичем. В ее основе лежат также представления о многообразии форм современной общественной жизни, учет целей и функций публичной речи, а также форм и способов ее произнесения:

- парламентское – разновидность социально-политического;

- дипломатическое – речь на международной конференции и речь в процессе дипломатического акта;

- военное – речь-приказ, инструктивная речь, выступление на военно-политическую тему, воодушевляющая речь, призыв;

- торговое – реклама;

- лекционно-пропагандистское – лекция научно-теоретическая, научно-популярная, научно-методическая, кинолекция, лекция-экскурсия, лекция-концерт, лекция-информация, беседа, репортаж, воспоминание, инструктаж, показ, цикл лекций;

- диалогическое – спор, дискуссия, диспут, беседа, деловое совещание, интервью, пресс-конференция, деловая игра, «круглый стол», вечер вопросов и ответов.

В академическое красноречие автор включает 3 основных вида: 1) собственно академическое (в среде ученых – научный доклад, реферат, обзор), 2) вузовское (лекция, цикл лекций), 3) школьное (рассказ учителя, школьная лекция и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: