Лекция 5. Воображение, мышление и речь

Воображение: определение, виды, механизмы, функции.

Мышление как психический процесс. Развитие мышления.

Мышление и речь.

Воображение – это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений (А.Г. Маклаков,2005); особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью (Р.С. Немов, 2008); преобразование данного и порождение на этой основе новых образов, являющихся продуктами творческой деятельности человека и прообразами для нее (С.Л. Рубинштейн, 2002).

Принято считать, что воображение возникло в процессе труда из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира. В ходе исторического развития человека деятельность воображения стала проявляться в фантазиях и мечтах – в образах, которые не могли быть созданы на практике в данный момент. Крайне сложные формы воображения появились в научном, техническом и художественном творчестве.

Деятельность воображения тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека, реализацией волевых действий и осуществляет регуляцию поведения. Так, в определенных условиях мечта о счастливом исходе событий способна вывести человека из негативных состояний, помочь проанализировать происходящего и переосмыслить значимость ситуации для будущего.

Физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Это провоцирует создание образов, не совпадающих с прежним опытом, но и не оторванных от него. Физиологические механизмы связаны с глубоко залегающими структурами мозга, в частности с гипоталамо-лимбической системой. Как следствие, воображение связано с регуляцией органических процессов и движения и оказывает влияние на функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме, а также на двигательные функции человека и мотивированное поведение. К примеру, воссозданный в воображении образ вкусного обеда вызывает обильное слюноотделение, а образная картина пробежки по стадиону во время соревнований дает возможность регистрировать едва заметные сокращения соответствующих групп мышц.

Механизмы воображения. Преобразование действительности в воображении имеет свои закономерные пути, которые выражаются в приемах преобразования. Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, формируются с участием предшествующего опыта человека на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности.

Процесс создания образов воображения включает два основных этапа:

1 этап – своеобразное расчленение впечатлений на составные части; анализ полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений; в результате анализа происходит абстрагирование объекта (он представляется изолированным от других объектов) и частей объекта;

2 этап – синтезирующая деятельность воображения; преобразования абстрагированных образов может осуществляться через 1) новые сочетания и связи образов и 2) придание образам совершенно иного смысла; формы, в которых осуществляется синтез, достаточно многообразны.

К формам синтеза, прежде всего, относят комбинирование. Комбинирование – это сочетание данных в опыте элементов в новых, более или менее необычных комбинациях. Этот способ преобразования действительности находит применение и в науке, в техническом творчестве, и в искусстве. Комбинирование – это не случайный набор, а подбор определенных черт. Тенденция, определяющая и регулирующая новые сочетания элементов в воображении, функционирует бессознательно, но формирует мотивацию, определяющую деятельность воображения.

Частным случаем комбинирования является агглютинация – создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта к другому (образ кентавра). В основе агглютинации лежат процессы двух типов: 1) процессы, связанные с недостаточностью критичности или аналитичности восприятия (образ кентавра, видимо, возник, когда скачущий на лошади человек воспринимался как единое целое или невиданное животное); 2) процессы произвольные, контролируемые сознанием, связанные с мыслительными обобщениями (образ крылатого человека, скорее всего, был сформирован сознательно, как символ идеи быстрого и легкого передвижения по воздуху).

Агглютинация может осуществляться с помощью включения уже известных образов в новый контекст, когда между представлениями устанавливаются новые связи. Этот процесс полностью контролируется сознанием (за исключением сновидений). Одним из наиболее распространенных способов переработки образов восприятия в образы воображения является увеличение или уменьшение (гипербола и литота) объекта или его частей. Не менее существенными способами переработки представлений в образы воображения являются схематизация и акцентирование. Они идут по пути обобщения существенных признаков объекта.

Схематизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта. В этом случает представления схематизируются случайным образом: в них иногда выделяются второстепенные детали, случайно обнаруженные при восприятии объекта, - в результате возникают искажения. Созданные образы отражают действительность искаженно. Такое воображение присуще детям. В случае полного восприятия объекта может происходить забывание каких-либо несущественных деталей. Тогда в воображении на передний план выступают существенные детали и черты, образ утрачивает индивидуальность и становится более обобщенным. Кроме того, одной из причин схематизации может быть сознательное отвлечение от несущественных или второстепенных сторон объекта. Человек сознательно направляет свое

внимание на некоторые черты и свойства объекта и доводит образы до определенной схемы. Акцентирование заключается в подчеркивании наиболее существенных, типичных признаков образа. Переработка представлений при создании типического образа представляет собой сложный творческий процесс и отражает определенные индивидуальные признаки человека, создающего образ.

Воображение выявляет обобщенное значение в конкретном образе. Следовательно, в воображении заключены тенденции к иносказанию, символу – слиянию образа и значению, использованию образа в переносном смысле. По словам С.Л. Рубинштейна, воображение человека объективируется в предметном бытии своих продуктов и само по себе является продуктом истории.

Виды и функции воображения. Воображение является основой наглядно-образного мышления, которое позволяет человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного включения в практическую деятельность. Основанием классификации видов воображения являются степень проявления волевых усилий и степень активности (осознанности).

Виды воображения:

- по степени волевых усилий: преднамеренное: воссоздающее, творческое (мечта);

непреднамеренное (грезы);

- по степени активности: активное; пассивное (сон, дремотное состояние);

Процессы воображения, прежде всего, различают по степени произвольности (преднамеренности). Произвольное (преднамеренное) воображение проявляется в ситуации задачи создания определенных образов, намеченных самим человеком или заданных ему со стороны. Тогда процесс воображения контролируется и направляется личностью, а в основе работы лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления. Среди форм произвольного воображения выделяют воображение воссоздающее, творческое и мечту.

Воссоздающее воображение возникает, когда человеку необходимо воссоздать образ объекта, как можно более полно соответствующий его описанию (описание географических мест или исторических событий). Чаще всего, это описание словесное, реже – на основе схем и чертежей. Во втором случае успешность воссоздания образа определяется способностью к пространственному воображению (способностью воссоздать образ в трехмерном пространстве).

Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые, самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая необходимые для него материалы. Творческое воображение тесно связано с памятью, так как реализуется на основе предшествующего опыта человека.

Воображение, направленное на желаемое будущее – это мечта. Сущность этого вида воображения заключается в самостоятельном создании образов. Основными отличиями мечты от творческого воображения являются: 1) создание образа желаемого; 2) невключенность в творческую деятельность (такое воображение не дает немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения); 3) направленность на будущую деятельность. Если человек в своей мечте определяет пути достижения задуманного, мечта является активным, произвольным, сознательным процессом; если мечта выступает в качестве замещения деятельности, она является сознательным, произвольным процессом, не имеющим практического завершения. Позитивное значение мечты состоит в обеспечении сохранности механизмов регуляции организма. Мечта может выступать в виде своеобразной формы психологической защиты, обеспечивающий временный уход от возникших проблем, и способствовать нейтрализации негативного психического состояния и обеспечению сохранности механизмов регуляции при снижении общей активности человека.

Пассивное воображение тоже может быть преднамеренным и непреднамеренным. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения (образы рождаются непреднамеренно, в самых неожиданных и причудливых сочетаниях). В сновидениях находят выражение многие жизненные потребности, которые не могут получить воплощения в реальности. Непроизвольной является деятельность воображения в полусонном, дремотном состоянии (перед засыпанием).

Образы, не связанные с волей, созданные преднамеренным пассивным воображением, называют грёзами. Грёзы представляют собой фантазию, связанную с желанием или неким идеалистическим будущим. Но преобладание грёз в психической жизни человека свидетельствует об определенных нарушениях психической деятельности и может привести к отрыву от реальности, уходу в выдуманный мир, тормозить психическое и социальное развитие.

Одним из проявления непреднамеренного пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимает несуществующие объекты. Галлюцинации – это фантастические видения, которые не имеют почти никакой связи с окружающей действительностью. Обычно они являются результатом нарушений психики или работы организма (сопровождают болезненные состояния).

По степени активности воображение может быть активным и пассивным. Активное соображение характеризуется тем, что человек по собственному желанию, усилием воли вызывает некоторые образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Выделяют также воображение продуктивное (действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается) и репродуктивное (по типу восприятия или памяти). Продуктивное воображение находит свое отражение в искусстве, когда художник создает иррациональную образность.

К специфическим функциям воображения относят:

1. Представление действительности в образах и использование их при решении задач (функция связана с мышлением);

2. Регулирование эмоциональных состояний (при помощи воображения человек способен снимать напряженность, порождаемую жизненными потребностями);

3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека (восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций) с помощью искусно вызываемых образов;

4. Формирование внутреннего плана действий (способность выполнять действия в уме, манипулируя образами);

5. Планирование и программирование деятельности, оценка правильности составленных программ и процесса реализации.

Воображение дает возможности управления психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Механизмы воображения лежат в основе аутотренинга. Результат достигается путем специальной системы упражнений на воображение (тепла, холода и др.).

Связь воображения с органическими процессами. Индивидуальные особенности воображения. Физиологические реакции на психологические состояния, связанные с воображением, способствуют преднастройке организма на предстоящую деятельность. Одним из явлений, сопровождающих фантазии, является идеомоторный акт – движение, которое вызвано отчетливым представлением об этом движении и не контролируется ни органами чувств, ни сознанием. Примером идеомоторного акта может служить вращательное движение груза, подвешенного на нити на руке человека, если попросить его это вращение представить. Непроизвольное проявление движений можно наблюдать в невербальном общении. Эти движения сопутствуют эмоциям – мимика, жесты, пантомимика. Подсознательно замечая их, возможно, оценивать эмоциональные состояния собеседника и выбирать правильные реакции на его действия.

Индивидуальные особенности воображения отражены в различиях людей по степени развития воображения и по типу образов, которые чаще всего возникают в воображении. Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной переработки данных прошлого опыта, новизной и осмысленностью. Сила и живость воображения проявляются в неправдоподобных и причудливых образах (как у авторов волшебных сказок). Слабое развитие воображения выражено в низком уровне переработки представлений, влечет трудности в решении умственных задач, которые требуют умений наглядно представить конкретную ситуацию. Наиболее яркие образы воображения переживаются как видение. Высокий уровень развития воображения фиксируется у людей творческих специальностей. Люди с крайне бледными представлениями лишаются богатой и разносторонней в эмоциональном плане жизни.

Развитие воображения происходит в тесной связи с развитием всей личности, в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами. В числе основных закономерностей развития воображения выделяют:

1) связь первых проявлений воображения с процессом восприятия (к примеру, ребенок с удовольствием слушает рассказы о себе самом и отчетливо представляет, о чем идет речь; в дальнейшем начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы);

2) связь первых образов воображения с деятельностью (ребенок «превращает» стул в самолет и включает в игру);

3) связь с речью позволяет включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия (речь позволяет перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному выражению в речи);

4) связь непроизвольного характера возникновения образов воображения в соответствии с ситуацией, в которой находится человек;

5) связь возникновения активных форм воображения с побуждающей инициативой со стороны другого человека;

6) связь активизации процесса воссоздающего воображения с познавательной деятельностью;

7) связь развития воображения с новыми и разносторонними представлениями об объектах и явлениях окружающего мира, которые стимулируют творческую деятельность.

По доминирующему типу воображения можно выделить людей с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов. У некоторых людей отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения – их относят к смешанному типу. Принадлежность к типу воображения отражается на индивидуально-психических особенностях человека. Так, люди со слуховым или двигательным типом часто драматизируют ситуацию, представляя себе несуществующего оппонента.

Для характеристики личности и ее отношения к миру важным показателем является степень трудности или легкости, с которой ей дается преобразование данных. Некоторые люди скованны ситуацией, и любое мысленное преобразование представляет для них значительные трудности, доминирует инертность. Для других – любая ситуация только исходный пункт и материал для преобразовательной деятельности. Решающую роль играет эмоциональность и критический контроль интеллекта. Существенное значение для определения направления развития воображения имеет направленность личности – интересы, создающие связанные с ними очаги эмоциональной восприимчивости.

Мышление – одно из высших проявлений психического; процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. В непрерывном процессе мышления образуются дискретные умственные операции, которые мышление порождает, но ими не ограничивается.

Мышление как процесс тесно связано с деятельностью личности – с мотивацией и способностями. Человек осуществляет мыслительный процесс на каждой стадии своего развития, исходя из уже сложившихся мотивов и способностей. Дальнейшее формирование мотивов и способностей осуществляется на последующих стадиях мыслительного процесса. Мотивы не только являются условиями развертывания мыслительной деятельности, но и влияют на ее продуктивность. Продуктом мышления могут быть цели последующих действий.

Мышление является составной частью и особым объектом самосознания личности, в структуру которого входят понимание себя как субъекта мышления, дифференциация «своих» и «чужих» мыслей, осознание еще не решенной проблемы как именно своей и осознание своего отношения к проблеме. Суть процесса мышления в порождении нового знания на основе творческого воображения и преобразования человеком окружающей действительности.

К специфическим характеристикам мышления относят:

- обобщенное отражение действительности (мышление – это отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям);

- опосредованное познание объективной реальности (человек в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, путем анализа косвенной информации);

- связь с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или практической деятельности (мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления; ответ находится с помощью определенных умственных операций, в процессе которых происходит видоизменение и преобразование имеющейся информации);

- неразрывная связь с речью (мысли всегда облекаются в речевую форму; речь является орудием мышления; этапы изложения мысли в развернутой речевой форме: 1) формирование мотива, 2) возникновение мысли и общей схемы содержания высказывания (внутренняя речь), 3) появление развернутого внешнеречевого выражения мысли).

Мышление является функцией мозга. Физиологической основой мышления являются мозговые процессы высокого уровня. Значимую роль играют лобные доли мозга. В обеспечении мыслительного процесса участвуют зоны коры головного мозга, которые обеспечивают гностические (познавательные) функции мышления, и речевые центры. Сложность исследования физиологических основ мышления в том, что на практике мышления как отдельного психического процесса не существует. Мышление присутствует во всех других познавательных процессах – в восприятии, внимании, воображении, памяти и речи. Все высшие формы познавательных процессов связаны с мышлением. Мышление является познавательным психическим процессом, завершающим обработку информации. Мышление формирует понятия о предметах и понимание их взаимосвязей, понятия, в свою очередь, являются основой для формирования поведения.

Мышление непосредственно задействовано в процессе адаптации. При формировании поведения человек учитывает существующие в обществе моральные ценности, свои личные интересы и задачи, которые необходимо решить. Формирование поведения и выбор путей достижения цели происходят при многократном взвешивании вариантов и анализе исходных понятий. Адекватность выбора зависит от степени развития критичности мышления. Критичность мышления заключается в том, насколько успешно человек выявляет недостатки в своих суждениях и суждениях других людей. Вместе с тем, поведение не всегда носит осознанный характер, - человек склонен к необдуманным поступкам или к использованию поведенческого стереотипа, не успевая привести его в соответствие с изменившимися условиями деятельности. Мышление и поведение связаны лишь в проблемных случаях, когда необходимо решить конкретную умственную задачу, смысл которой как раз и заключается в формировании поведения. Если такой задачи нет, формирование и регуляция поведения могут осуществляться с помощью других механизмов. Без процесса мышления не может обойтись выполнение преобразующей или созидательной деятельности.

Основные психологические подходы к исследованию мышления. Психологические теории, объясняющие наличие у человека мышления и его происхождение, можно подразделить на две группы:

1) теории, признающие наличие у человека природных интеллектуальных способностей (интеллектуальные способности являются врожденными, не изменяются в процессе жизни, их формирование не зависит от жизненных условий);

2) теории, рассматривающие умственные способности как развивающиеся в процессе жизни человека (мышление объясняется исходя или из внешних воздействий среды, или из идеи внутреннего развития субъекта).

Исследования мышления известны с 17-го века. Тогда мышление фактически отождествлялось с логикой. В качестве единственного вида мышления рассматривалось понятийное теоретическое мышление. Способность к мышлению считалась врожденной и рассматривалась вне проблемы развития психики человека. К интеллектуальным способностям относили созерцание как аналог абстрактного мышления, логическое рассуждение и рефлексия; к операциям – обобщение, синтез, сравнение и классификацию.

С появлением ассоциативной психологии мышление сводилось к ассоциациям. В качестве механизмов мышления признавали связь следов прошлого опыта и впечатлений, полученных в настоящем опыте. Способность к мышлению также считалась врожденной. Способность к творчеству рассматривали как не зависящую от ассоциаций врожденную способность разума.

В рамках бихевиоризма мышление представляли как процесс формирования сложных связей между стимулами и реакциями. Заслугой бихевиоризма является изучение формирования умений и навыков в процессе решения задач. В сферу исследования мышления вошла проблема практического мышления.

Теория мышления в рамках гештальтпсихологии определяет интеллектуальные способности и интеллект как совокупность внутренних структур, обеспечивающих восприятие и переработку информации с целью получения нового знания. Утверждается, что интеллектуальные структуры существуют у человека с рождения в потенциально готовом виде, постепенно проявляясь по мере взросления человека при возникновении потребности в них.

Психоаналитическая теория большое внимание уделяла проблеме бессознательных форм мышления и изучению зависимости мышления от мотивов и потребностей человека. Благодаря поиску бессознательных форм мышления было сформировано понятие защитных психологических механизмов.

В отечественной традиции проблема мышления развивалась в русле психологической теории деятельности. Мышление, с точки зрения деятельностного подхода, понимается как прижизненно формирующаяся способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию действительности. А.Н. Леонтьев предложил концепцию мышления, согласно которой между структурами внешней (поведение) и внутренней (мышление) деятельности существуют аналогии. Внутренняя мыслительная деятельность признана не только производной от внешней (практической), но и имеет принципиально то же самое строение. В мыслительной деятельности выделяют отдельные действия и операции. Внутренние и внешние элементы деятельности являются взаимозаменяемыми. Так, в состав мыслительной теоретической деятельности могут входить внешние практические действия, а в структуру практической деятельности могут включаться внутренние мыслительные операции и действия. Принято, что мышление как высший психических процесс формируется в деятельности.

На основе деятельностной теории мышления построены теории обучения и развития П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова. В современной психологии появилась возможность создания новой информационно-кибернетической теории мышления. Основной отправной точкой теории является то, что многие специальные операции, применяемые в программах машинной обработки информации, похожи на операции мышления человека. Операции человеческого мышления стараются понять с использованием кибернетики и машинных моделей интеллекта.

Экспериментальные исследования процесса мышления группируются вокруг проблемы интеллекта или умственной одаренности. В начале 20-го века французские исследователи А. Бине и Т. Симон разработали специальные тесты для определения степени умственной одаренности. Современные тесты исследования мышления включают в себя тесты достижения (измерение определенного объема знаний в той или иной научно-практической области), тесты интеллектуальные (оценка соответствия интеллектуально развития человека биологическому возрасту), критериально-ориентировочные тесты (оценка способности решения интеллектуальных задач).

Виды и формы мышления. Основные виды умственных операций. Основные виды мышления могут быть представлены в одной и той же деятельности. Особенностью видов мышления является доминирование в зависимости от характера и конечных целей деятельности. Вместе с тем, все выделяемые сегодня виды мышления не уступают друг другу ни по степени сложности, ни по требованиям к интеллектуальным способностям человека.

Виды мышления:

- по форме;

- по характеру наглядно-действенное, наглядно-образное;

- по степени развернутости абстрактно-логическое теоретическое, практическое дискурсивное, интуитивное;

- по степени новизны: репродуктивное, продуктивное.

В теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление. Понятийное мышление – это мышление, в котором используются определенные понятия (решая умственные задачи, человек пользуется готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений и умозаключений). Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное (абстрактное) отражение действительности. Образное мышление – это вид мыслительного процесса, в котором используются образы (образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением; в ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы в результате манипулирования ими можно было найти решение этой задачи). Образное мышление позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающей действительности.

В практическом мышлении выделяют наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Наглядно-образное мышление – это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности. Необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Наглядно-образное мышление доминирует у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Наглядно-действенное мышление – это особый вид мышления, обеспечивающий практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую с реальными предметами. Основным условием решения задачи являются правильные действия с предметами.

Виды мышления могут рассматриваться также как уровни развития. Так, теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. По Б.М. Теплову, разница между теоретическим и практическим видами мышления в том, что работа практического мышления, в основном, направлена на разрешение частных конкретных задач, а работа теоретического мышления – на нахождение общих закономерностей.

Дискурсивное мышление – это форма мыслительной стратегии, в которой происходит последовательный перебор различных вариантов решения задачи, чаще всего на основе связного логического рассуждения; причем каждый последующий шаг обусловлен результатом предыдущего. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов и малоосознанностью. Оно основывается на свернутом восприятии всей проблемы сразу с учетом основных знаний в данной области и их структурой. Интуитивное мышление осуществляется в виде скачков с пропуском отдельных звеньев.

Репродуктивное мышление обеспечивает решение задач знакомой структуры, понимание нового материала, применение знаний на практике, если не требуется их существенного преобразования. Возможности репродуктивного мышления определяются наличием исходного минимума знаний. Продуктивное мышление характеризуется высокой новизной продукта, своеобразием процесса его получения и существенным влиянием на умственное развитие. продуктивное мышление обеспечивает самостоятельное решение новых проблем, глубокое усвоение знаний, быстрый темп овладения ими, широту их переноса в относительно новые условия. Главным признаком продуктивных мыслительных действий является возможность получения новых знаний в самом процессе, спонтанно, а не через заимствование извне.

К формам мышления относят понятие, суждение и умозаключение. Понятие – это отражение общих и существенных свойств предметов и явлений. Понятия представляют собой высший уровень обобщения. Конкретные понятия отражают предметы, явления, события окружающего мира, абстрактные – отвлеченные идеи. Также выделяют общие и единичные понятия. Общие понятия охватывают целый класс однородных предметов и явлений, носящих одно название. В них отражаются признаки, свойственные всем предметам, которые объединены соответствующим понятием. Единичными называют понятия, которые обозначают какой-либо один предмет. Они представляют собой совокупность знаний о предмете и отражают свойства которые могут быть охвачены более общим понятием. Общие понятия, таким образом возникают на основе единичных предметов и явлений посредством уяснения каких-либо общих свойств и особенностей группы предметов. Овладеть понятием – значит, не только уметь назвать его признаки, но и уметь применять на практике – оперировать им.

Содержание понятий раскрывается в суждениях. Суждение – это установление связей между понятиями о предметах или явлениях, а также об их свойствах и признаках. Суждения образуются двумя способами: 1) непосредственное выражение воспринятой взаимосвязи понятий; 2) образование суждения опосредованным путем при помощи умозаключений.

Умозаключение является высшей формой мышления и представляет собой формирование новых суждений на основе преобразования имеющихся. Умозаключения могут быть дедуктивные (от общих посылок к частному суждению и от частных к единичному) и индуктивные (из единичных и частных посылок – к общим суждениям).

Понятие, суждение, умозаключение – это логические формы мышления. Они обусловливают убедительность, непротиворечивость и адекватность мышления.

К основным умственным операциям относят сравнение, анализ и синтез, абстракцию и конкретизацию, индукцию и дедукцию.

Сравнение – это операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира. Операция сравнения может осуществляться непосредственно или опосредованно. При сравнении двух предметов или явлений, воспринимаемых одновременно, используется непосредственное сравнение; при сравнении путем умозаключения применяется опосредованное сравнение с использованием косвенных признаков.

Анализ – это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета. Суть операции в том, что при восприятии какого-либо предмета или явления выделяют в нем одну часть из другой, затем выделяют следующую и так далее. Следовательно, анализ позволяет разложить целое на части, понять его структуру, выделить отдельные свойства предмета.

Синтез – это мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств. Для синтеза характерно мысленное оперирование свойствами предмета. Синтез может осуществляться как на основе восприятия, так и на основе воспоминаний или представлений.

Абстракция – это мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения его существенных признаков. Воспринимая какой-либо предмет и выделяя в нем определенную часть, эту часть необходимо рассматривать независимо от других частей или свойств предмета, отвлечься от всего потока воспринимаемой информации. Абстракция используется при образовании и усвоении новых понятий, так как в них отражены только существенные, общие для целого класса предметов, признаки. Абстрактными понятиями называются понятия об обобщенных признаках и свойствах предметов и явлений. Абстракция не существует без чувственной опоры. Выделяют абстракцию практическую (непосредственно включенную в процесс деятельности), чувственную (внешнюю) и высшую (опосредованную, выраженную в понятиях).

Конкретизация – это представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. В конкретных представлениях предметы или явления действительности предстают во всем многообразии свойств и признаков, в их тесном сочетании. Конкретизация является примером или иллюстрацией чего-то общего.

Индукция – это переход от частных случаев к общему положению, которое эти частные случаи охватывает. В процессе индукции возможны определенные ошибки. Достоверность индуктивного умозаключения достигается не только за счет увеличения количества случаев, на котором оно строится, но и за счет использования разнообразных примеров, в которых варьируют несущественные признаки явлений и объектов действительности. Для осуществления правильного индуктивного умозаключения важно знать, от каких свойств или качеств предмета висит наблюдаемый факт, и установить, меняется ли это свойство или качество в тех единичных наблюдаемых случаях

Дедукци я – это умозаключение, сделанное в отношении частного случая на основе общего положения. Благодаря дедукции можно использовать знание общих закономерностей для предвидения конкретных фактов. Затруднения в дедуктивных суждениях связаны с недостаточной осознанностью случаев, попадающих по действие некоторого общего положения.

Развитие мышления

Исследованиями детской психологии мышления длительное время занимался швейцарский психолог Жан Пиаже (PiagetJ., 1966). Он рассматривал развитие мышления как самопроизвольный, закономерно совершающийся переход от внешних действий к внутренним мыслительным операциям. В исследованиях Ж. Пиаже и его психологической школы показано качественное своеобразие детского мышления, особая детская логика, отличная от взрослой, и прослежено, как мышление постепенно меняет свой характер по мере взросления ребенка.

В самом раннем возрасте ребенок вынужден двигательно реализовывать каждое действие, чтобы решить стоящие перед ним задачи. В этот период действия его еще максимально развернуты, они содержат много видимых компонентов. С возрастом они видоизменяются под влиянием свертывания: компоненты действия качественно преобразуются и уменьшается их число. На некотором этапе возрастного развития становится возможным их погружение и превращение в мыслительные операции (интериоризация). Таким образом, сначала ребенок познает мир в действиях, затем - в образах, далее у него формируется символическое представление о мире через язык и абстрактное мышление.

Пиаже выделяет четыре стадии когнитивного развития детей:

1. Стадия сенсомоторных операций (сенсомоторный интеллект) - действия с конкретным, чувственно воспринимаемым материалом: предметами, их изображениями, линиями, фигурами разной формы, величины и цвета. Эта стадия продолжается у детей до 2 лет и свободна от пользования языком; отсутствуют представления. Все поведение и интеллектуальные акты ребенка сосредоточены на координации восприятия и движений (отсюда название «сенсомоторный»), идет формирование «сенсомоторных схем» предметов, формируются первые навыки, и устанавливается константность восприятия.

2. Стадия дооперационального интеллекта (2-7 лет) - характеризуется сформированной речью, представлениями, интериоризацией действия в мысль (действие замещается каким-либо знаком: словом, образом, символом). Если раньше ребенок производил различные внешне действия, чтобы достичь цели, то теперь он уже может комбинировать схемы действий в уме и внезапно приходить к правильному решению.

Эту стадию развития интеллекта называют репрезентативным интеллектом - мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. На этапе дооперациональных представлений ребенок не способен к доказательству, рассуждению. Овладение понятиями и логикой у детей формируется постепенно - в процессе оперирования предметами и при обучении.

Все особенности ранней (допонятийной) формы мышления Ж. Пиаже объясняет присущим маленьким детям феноменом детского эгоцентризма - представление ребенка, что все вокруг имеет к нему отношение, воспринимает мир как свое продолжение, имеющее смысл только в плане удовлетворения потребностей. Эгоцентризм - особая интеллектуальная позиция ребенка. Он еще не способен свободно производить преобразования системы отсчета, начало которой жестко связано с ним самим, с его «Я». Все это не позволяет детям до 5 лет правильно понимать ситуации, требующие принятия чужой позиции, координировать разные точки зрения.

Ж. Пиаже различает три основных уровня эгоцентризма:

1.    отсутствие различения субъекта и объекта ребенком до 1,5 лет;

2.    недостаточное различение своей и чужой точки зрения ребенком до 7-8 лет, что порождает такие особенности мышления дошкольника, как синкретизм или анимизм;

3.    вера подростка в безграничные возможности собственного мышления и способность преобразовать окружающий мир (11-14 лет).

3. Стадия конкретных операций (8-11 лет) - характеризуется осознанием обратимости и симметричности отношений за счет преодоления эгоцентризма. Этап конкретных операций связан со способностью к рассуждению, доказательству, соотнесению разных точек зрения. Логические операции тем не менее нуждаются в опоре на наглядность, не могут производиться в гипотетическом плане (поэтому они названы конкретными). Все логические операции зависят от конкретных областей применения. В частности, ребенок уже может образовывать из конкретных предметов как отношения, так и классы. Если в 7 лет ребенку удается расположить палочки по их длине, то лишь в 9,5 лет он подобную операцию делает с весами тел, а с объемами - только в 11-12 лет. Логические операции еще не стали для ребенка генерализованными.

4. Стадия формальных операций (12-15 лет) - подросток освобождается от конкретной привязанности к объектам, данным в поле восприятия, что характеризует завершение формирования логического мышления. Подросток приобретает возможность мыслить так же, как взрослый человек, т.е. гипотетически, дедуктивно. Для этой стадии характерно оперирование логическими отношениями, относительными понятиями, абстракцией и обобщениями. Вступление подростка в этап формальных логических операций вызывает у него гипертрофированное тяготение к общим теориям, стремление к «теоретизированию», что, по мнению Ж. Пиаже, является возрастной особенностью подростков. Для подростков общее становится важнее и существеннее частностей, они тяготеют к созданию своих собственных теорий в политике или философии. Силлогизмы становятся основой операций логического мышления в этом возрасте.

Эмоции и мышление

Эмоции могут искажать мышление. «Подчиняясь деспотическому господству слепого чувства, мысль начинает порой регулироваться стремлением к соответствию с субъективным чувством, а не с объективной реальностью..., следует «принципу удовольствия» вопреки «принципу реальности»... Эмоциональное мышление с более или менее страстной предвзятостью подбирает доводы, говорящие в пользу желанного решения».

Эмоции, однако, способны и стимулировать мышление. Без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков. Вопрос только в том, насколько чувство сильно, не переходит ли оно пределы оптимума, обеспечивающего разумность мышления. В процессах мышления эмоции особенно выражены в моменты нахождения человеком решения трудной задачи, здесь они выполняют эвристическую и регулятивную функции. Эвристическая функция эмоций заключается в выделении (эмоциональной, сигнальной фиксации) некоторой зоны оптимального поиска, в пределах которой находится искомое решение задачи. Регулятивная функция эмоций в мышлении проявляется в том, что они способны активизировать поиск нужного решения в том случае, если он ведется в правильном направлении, и замедляют его, если интуиция подсказывает, что избранный ход направления мысли ошибочен.

 

Творческое мышление. Творческое мышление определяется как один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются как мотивации и целей, так и оценок и смыслов.

Исследования творческого мышления в психологии связаны, прежде всего, с работами Дж. Гилфорда. Согласно его концепции, уровень развития креативности (творческого мышления) определяется доминированием следующих особенностей мышления: 1) оригинальность, нетривиальность, необычность идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне; 2) семантическая гибкость (способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике); 3) образная адаптивная гибкость (способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы увидеть его новые, скрытые от наблюдения, стороны); 4) семантическая спонтанная гибкость (способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, которая не содержит ориентиров для этих идей).

В ходе дальнейшего изучения творческого мышления были выделены условия, способствующие или препятствующие быстрому нахождению решения творческой задачи, а именно:

- если в прошлом определенный способ решения некоторых задач оказался достаточно успешным, то и в дальнейшем человек будет придерживаться его при встрече с новой задачей;

- чем больше усилий затрачено на нахождение и применение на практике нового способа задачи, тем вероятнее обращение к нему в будущем;

- возникновение стереотипа мышления мешает человеку отказаться от прежнего способа решения задачи и искать новый, более подходящий; для преодоления стереотипа необходимо на некоторое время оставить попытки решения задачи, а затем вернуться к ней с установкой апробировать для поиска решения только новые пути;

- интеллектуальные способности человека страдают от частых неудач, и при встрече с новой задачей автоматически возникает боязнь очередной неудачи, которая порождает защитные реакции, мешающие творческому мышлению;

- максимум эффективности в решении интеллектуальных задач достигается при оптимальной мотивации и соответствующем уровне эмоционального возбуждения, индивидуальном для каждого человека;

- чем больше знаний у человека, тем разнообразнее его подходы к решению творческих задач; знания должны быть разнонаправленными, так как обладают способностью ориентировать мышление на различные подходы к решению.

С понятием творчества связано понятие интеллекта. Интеллект – это совокупность самых общих умственных способностей, обеспечивающих человеку успех в решении разнообразных задач. В концепции Дж. Гилфорда, интеллект – это многомерное явление; сложное свойство, которое можно оценивать по трем измерениям: характеру, продукту и содержанию. По характеру умственная операция, включенная в интеллектуальное действие, может быть оцениванием, синтезом, анализом, запоминанием или познанием. По продукту интеллектуальная операция может представлять собой единицу, класс, отношение, систему, трансформацию и рассуждение. По содержанию – действие с объектами, символами, преобразование смыслов или поведение. Модель интеллекта, по Гилфорду, включает 120 различных частных способностей.

На сегодняшний день не существует единого мнения о возможности правильной оценки интеллекта. Некоторые ученые считают, что верную информацию об интеллекте предоставляют соответствующие тесты, другие говорят о том, что информация может быть искажена. Экспериментальные исследования Дж. Гилфорда показали, что достижения по одной группе тестов со специфическим набором заданий не всегда соответствуют результатам тестирования по другим тестам, где применяется иной тип заданий. Эти данные привели к заключению о том, что тесты интеллекта измеряют не общие интеллектуальные способности, а специальные знания, умения и навыки, приобретенные в процессе обучения. Вместе с тем, отмечают, что коэффициенты интеллекта достаточно устойчивы на протяжении жизни человека, хотя и не постоянны.

Речь – это особый психический процесс, который является одним из основных отличий человека от животных; отражает закономерности физиологического, психического и социального развития человека; общение людей посредством языка. Речь как процесс словесного общения может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса и приказания. Для передачи информации необходимо подобрать соответствующие слова и конкретизировать их до уровня определенного смысла через организацию контекста. Контекст может быть оформлен как указание на пространственно-временные характеристики содержания общения. Кроме содержания, передаваемого посредством словесных значений, в речи выражается эмоциональное отношение. Это явление называется эмоционально-выразительной стороной речи и обусловлено тоном звучания слов. Речь имеет психологическую сторону: в ней содержится смысловой подтекст, который отражает цель или мотив речи. Смысловой подтекст может использоваться как в качестве определенной информационной нагрузки, так и носить характер латентного (скрытого) смысла.

Речь – это процесс общения людей посредством языка. Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык – явление социальное: вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании общественного бытия; является продуктом общественно-исторического развития. Язык – это системное образование. Определенная система значащих символов называется лексическим составом языка. Неотъемлемыми компонентами языка также являются грамматика (определенная система различных форм слов и словосочетаний) и фонетика (звуковой состав, свойственный конкретному языку). Язык, являясь системой знаков, обеспечивает закрепление за каждым словом определенного значения. Любое значение слова – это обобщение. Слово объединяет целую систему предметов и одновременно может обозначать конкретный предмет, что обеспечивает возможность общения между людьми.

Развитие органов звуковой речи происходило одновременно с общим физическим и психическим развитием человека в филогенезе. Системы, которые обеспечивают речь, подразделяют на центральные (определенные структуры головного мозга) и периферические (голосовой аппарат и органы слуха). Развитие способности произнесения членораздельных звуков связано с развитием способности их воспринимать. Благодаря слуху речевая деятельность всегда находится под контролем, и в нее могут быть внесены необходимые коррективы. Развитие слуха происходило за счет развития центрального аппарата и выражалось в усложнении структур коры головного мозга. В левом полушарии находится специфический слуховой центр речи – центр Вернике. При нарушении деятельности центра Вернике человек теряет способность различать слова при наличии отдельных слуховых ощущений. Это явление носит название сенсорной афазии. Слуховой центр связан с двигательным центром – центром Брока в задней части третьей лобной извилины левого полушария. Нарушение функционирования этого центра выражается в утрате человеком способности произносить слова. У него остается способность двигать языком и издавать некоторые звуки. Нарушения в деятельности центра Брока получили название моторной афазии.

С функционированием слуховых центров связана письменная речь. В ситуациях нарушения деятельности слуховой речи нарушается и письменная. Для процесса письма необходима нормальная работа центров интеграции тонких движений руки, а также центров интеграции зрительных восприятий, центров височных долей, отвечающих за соотнесение зрительного восприятия со звуковыми образами, и центров лобных долей, регулирующих движения глаз. Все формы речевой деятельности, таким образом, регулируются сложной системой, объединяющей многие участки коры головного мозга.

Теоретические исследования происхождения речи. В современной психологии принято, что первым средством общения была комплексная кинетическая речь. Эта форма речи была связана с первобытным образным мышлением. Комплексная кинетическая речь – это простейшая система передачи информации с использованием движений тела. С помощью подобного средства общения первобытные люди проявляли угрозу или расположение к другому человеку, выражали обиду или возмущение и другие простейшие состояния. Общение присутствовало в процессе совместного труда. Постепенно речевые движения отделялись от трудовых действий и трансформировались в жесты. В результате возник специализированный ручной язык и ручная (кинетическая речь). В процессе общения жесты рук сопровождались определенными нечленораздельными голосовыми восклицаниями. Речевые звуки развивались и со временем смогли перенять функции кинетической речи. Развитие производства и первичное разделение труда привело к необходимости возникновения речи, с помощью которой предметы и явления могли бы обозначаться более точно в системе расчлененных понятий. Звуковая членораздельная речь привела к отделению мышления от непосредственного действия. Первоначально слова имели общие расплывчатые значения. Одно и то же слово использовалось для обозначения разных по содержанию предметов. Это явление получило название первобытного полисемантизма – многозначности слов.

Первые слова заменяли целые предложения, речевые формы были примитивны – в них не было ни скрытого смысла, ни контекста. Речь не была связана с передачей эмоционального состояния говорящего. На ранних этапах исторического развития речь состояла из не дифференцированных по форме отдельных речевых единиц, обладающих общими широкими и одновременно несколько различными значениями. Речевое общение могло происходить только в конкретной ситуации, где практическое действие являлось процессом, в котором слова приобретали конкретное значение. Речь, включенная в практическую деятельность, называется симпраксической. Со временем слова приобретали более конкретное смысловое значение и дифференцировались по грамматическим формам. Следующим этапом развития речи стало создание письменности и далее – буквенно-фонетического письма.

Теории, объясняющие возникновение и развитие речи, исходят из двух противоположных посылок:

1) человеческая речь формируется в процессе онтогенеза (у детей, выросших в изоляции от людей, не существует никаких признаков членораздельной вербальной понятийной речи);

2) речь является врожденной (дети с рождения способны отличать речь человека и выделять ее из множества звуков; стадии развития речи и их последовательность для всех детей одинаковы независимо от того, где они родились и в условиях какой культуры развивались).

Теория научения строится из положения, что ребенок обладает врожденной потребностью и способностью подражать. К важнейшим формам подражания относят способность подражать звукам. Получая положительное эмоциональное подкрепление, подражание ведет к быстрому усвоению сначала отдельных звуков речи, затем слогов, слов, высказываний и правил их грамматического построения. Итак, подражание и подкрепление являются механизмами формирования речи, а овладение речью сводится к научению ее основным элементам.

Теория специфических задатков утверждает, что в организме и мозге человека с рождения имеются специфические задатки к усвоению речи и ее основных атрибутов. Эти задатки окончательно складываются примерно к окончанию первого года жизни ребенка и открывают возможность для укоренного развития речи с 1 года до 3-х лет. Этот возраст считается сензитивным для формирования речи.

Когнитивная теория Ж. Пиаже утверждает, что развитие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. Детское спонтанное словотворчество является подтверждением существования у ребенка такой интеллектуальной способности. Развитие речи связано с развитием мышления. Первые высказывания ребенка относятся к тому, что он уже понимает. Прогрессирующие развитие мышления до 3-х лет создает предпосылки для успешного освоения ребенком речи.

Исследования взаимосвязи мышления и речи Л.С. Выготским (теория знаков) показали, что слово имеет решающее значение для психического развития человека и его сознания. В процессе развития наглядно-образное мышление превращается в словесно-логическое через слово, которое обобщает в себе все признаки конкретного предмета. Слово является «знаком», который позволяет развиться человеческому мышлению до абстрактного уровня. Речевое мышление является высшим уровнем единства речи и мышления.

Виды и функции речи. Речь – явление многообразное. Но любые речевые формы относятся к одному из двух основных видов – речи устной или письменной.

Классификация видов речи:

- устная, письменная;

 - кинетическая;

- внешняя, внутренняя.

В устной речи слова следуют строго одно за другим так, что, когда звучит одно слово, предшествующее ему уже не воспринимается ни самим говорящим, ни слушающими. Исходным видом устной речи является речь в форме разговора. Ее называют разговорной или диалогической (диалоговой). Особенностью разговорной речи является наличие собеседников, использующих простейшие обороты языка и фразы. Разговорная речь является наиболее простой формой речи – она не требует развернутого выражения, так как собеседник хорошо понимает смысл речи и может мысленно достроить фразу, произнесенную другим человеком.

Речь, произносимую одним человеком, когда слушатели воспринимают речь говорящего, но в ней не участвуют, называют монологической или монологом. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая: она требует умения связно, строго последовательно излагать свои мысли. Кроме того, говорящий должен оценивать то, как усваивается передаваемая им информация слушателями. Монолог может быть построен по внешней форме как диалогическая речь, когда говорящий обращается периодически или к слушателям или к воображаемому оппоненту.

Как диалогическая, так и монологическая речь могут быть активной или пассивной. Активная форма речи – это речь говорящего человека. Речь человека слушающего выступает в пассивной форме (речевая деятельность присутствует в повторении про себя слов говорящего).

Письменная речь отличается от устной графическим изображением с помощью письменных знаков. В письменной речи, как пишущий, так и читающий имеют в поле восприятия одновременно ряд слов и при необходимости могут вернуться на несколько строк или страниц назад. Письменную речь можно строить более произвольно, так как написанное всегда находится перед глазами. Письменную речь проще понимать, несмотря на то, что она является более сложной формой речи. Письменная речь требует продуманного построения фраз, точного изложения мыслей. Она не сопровождается эмоциональной окраской или жестами.

Кинетическая речь первоначально выполняла все речевые функции – обозначения и выражения. Со временем она утратила свое значение и сегодня применяется в качестве эмоционально-выразительных элементов – жестов. Основной формой речи кинетическая речь остается для глухонемых от рождения или потерявших возможность слышать или говорить в результате несчастного случая или заболевания. Для современного человека она более развита и обладает целой системой знаковых сигналов.

Внешняя речь связана с процессом общения и обмена информацией. Внутренняя речь обеспечивает процесс мышления.

Все виды речи имеют свое предназначение. К основным функциям речи относят: выражение, воздействие, сообщение, обозначение.

Функция выражения состоит в том, что с помощью речи человек высказывает свое отношение к определенному предмету, явлению или самому себе. Речь приобретает эмоциональную окраску, а это способствует пониманию окружающими отношения говорящего к предмету разговора.

Функция воздействия заключается в побуждении другого человека или группы людей к определенному действию или в формировании у слушателей определенной точки зрения на что-либо. Данная функция речи осуществляется через приказ, призыв или убеждение.

Функция сообщения реализуется через обмен мыслями и информацией между людьми с помощью слов. Эта функция обеспечивает осуществление контактов между людьми, в процессе которых организуется не только обмен информацией, но и взаимодействие.

Функция обозначения заключается в способности давать названия предметам и явлениям. Благодаря функции обозначения становится возможным отвлеченное мышление с помощью абстрактных понятий, а также ведение обмена информацией с другим человеком.

Соотношение речи и мышления. Мышление и речь первоначально развивались отдельно. Исходной функцией речи была коммуникация. Речь как средство общения возникла из необходимости организации совместной деятельности людей. Вместе с тем, есть виды мышления, не связанные с речью, - наглядно-действенное или практическое, мышление животных. На ранних ступенях развития, когда мышление людей существовало в форме практической интеллектуальной деятельности по отношению к предметам, способным удовлетворить человеческие потребности. Речь закрепляла знания об этих предметах, выражая их в виде наименований. С усложнением языка мышление постепенно освобождалось от непосредственной слитности с действием и приобретало характер внутренней (идеальной) деятельности. Мышление стало протекать в форме внутреннего процесса отражения действительности, используя словесные понятия. Этот вид речи называется внутренней. По мнению Л.С. Выготского, слово всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им, обобщенно и, следовательно, выступает как акт мышления. Таким образом, мышление и речь составляют сложное единство.

В онтогенезе человека в возрасте около 2-х лет наступает критический момент в отношениях между мышлением и речью: речь начинает становиться интеллектуализированной, а мышление – речевым. Признаками этого перелома являются быстрое и активное расширение ребенком словарного запаса и скачкообразное увеличение коммуникативного словаря. Ребенок открывает для себя символическую функцию речи (обнаруживает, что за словом лежит обобщение) и начинает одним и тем же словом называть разные предметы. Решая интеллектуальные задачи, ребенок рассуждает вслух, обнаруживая скрытые процессы мышления. Период развития понятийного мышления составляет около 10-ти лет. В это время происходит интенсивная умственная работа. Основной закон развития значений употребляемых ребенком в общении слов заключается в их обогащении жизненным индивидуальным смыслом. В результате такой операции смысл употребляемого слова обогащается когнитивными и эмоциональными ассоциациями. Во внутренней речи преобладание смысла над значением наиболее высоко. Такую речь, которая состоит из слов, составленных по принципу агглютинации (своеобразного слияния слов в одно с их существенным сокращением), рассматривают как внутренний план речевого мышления.

Промежуточное положение между внутренней и внешней речью занимает эгоцентрическая речь, направленная на себя, не рассчитанная и не предполагающая какой-либо обратной реакции со стороны другого человека, присутствующего в данный момент и находящегося рядом с говорящим (речь детей среднего дошкольного возраста: играют и разговаривают сами с собой в процессе игры). Эгоцентрическая речь – это речь-размышление, обслуживающая не столько общение, сколько само мышление. Она выступает как внешняя по форме и внутренняя по психологической функции. Элементы эгоцентрической речи наблюдаются у взрослого человека при решении сложных интеллектуальных задач. При возникновении затруднений в деятельности человека активность эгоцентрической речи возрастает.

Все виды мышления, связанные с необходимостью использования более или менее развернутых рассуждений, сопровождаются усилением речедвигательной функции. Существует некоторый оптимальный уровень интенсивности речедвигательных реакций человека, при котором мыслительные операции выполняются наиболее успешно, максимально быстро и четко.

 


[1] Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология.. –– М.: МОДЭК, 2000 г. - 608 с.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: