Ресурсосбережение и экология
План лекции
1. Виды и источники воздействий автомобилей на окружающую среду;
2. Факторы, влияющие на объем загрязнения окружающей среды;
3. Плата за негативное воздействие на окружающую среду;
4. Расчет нормативов образования отходов при ТО и ремонте.
Виды и источники воздействий автомобилей на окружающую среду
Связь ресурсосбережения и экологии диктуется двумя аспектами. Первый аспект заключается в том, что автомобильный транспорт является крупнейшим потребителем не возобновляемых ресурсов.
В процессе изготовления и эксплуатации автомобилей расходуется следующие виды ресурсов.
- материалы для изготовления автомобиля;
Для изготовления легкового автомобиля используется 1,5-2,0 т различных материалов, сырьем для производства которых являются невознобновляемые природные ресурсы, в том числе: сталь и чугун – 67%; цветные и тяжелые металлы – 9; пластики и композиты – 8; жидкости, масла и смазки – 6; резина – 4; стекло – 3; прочие – 3.
- материалы для ТО и ремонта автомобиля;
- моторное топливо;
- атмосферный кислород;
Автомобильный парк России ежегодно потребляет около 150 млн т атмосферного кислорода (в среднем 5-6 т на один автомобиль парка).
- вода;
Ежегодное потребление воды, расходуемой предприятиями АТК на производственные и хозяйственные нужды в России, составляет 80-100 м3 на один легковой автомобиль парка и 250-300 м3 на один грузовой автомобиль или автобус.
- земельные участки;
Развитие автомобильного транспорта с каждым годом увеличивает площадь отчуждаемой земли, используемой для размещения АТП, СТО, АЗС, стоянок и постоянно растущей дорожной сети.
Для улучшения экологической обстановки необходимо совершенствовать технологии производства, технического обслуживания и ремонта автомобилей в целях снижения потребления невознобновляемых ресурсов.
Второй аспект проблемы заключается в загрязнении окружающей среды отходами, образующимися в процессе эксплуатации машин.
Под вредным воздействием автотранспортного комплекса на окружающую среду понимается её негативное изменение в результате попадания в атмосферный воздух, воду почву токсичных компонентов отработанных газов, продуктов изнашивания деталей, дорожного полотна, отходов производственно-эксплуатационной деятельности, образующихся при движении, заправке, мойке, хранении, ТО и ремонте автомобилей.
Растущий автомобильный парк оказывает все большее влияние на загрязнение окружающей среды. В мире автомобили ежегодно потребляют 2,1 млрд т топлива и выбрасывают в атмосферу около 700 млн т вредных веществ, в том числе 420 млн т СО, 170 млн т СН, 60 млн т NOх, 17 млн т сажи и 0,6 млн т свинца. В результате доля автомобильного транспорта в общем загрязнении атмосферы развитых странах достигла 45-50%.
В России доля автомобильного транспорта в загрязнении окружающей среды 40%, в том числе в городах 50-60%, в мегаполисах 85-90%.
Основные виды воздействия автотранспортного комплекса на окружающую среду представлены на рис.1.

Рисунок 1 – Виды воздействия АТК
Выбросы тепла.
При работе один среднестатистический автомобиль выделяет в окружающую среду около 70 000 МДж тепла в год, что усиливает парниковый эффект.
Акустическое загрязнение.
В крупных городах России уровни шума на магистралях достигают 78-85 дБ, а в жилых помещениях (при санитарной норме 40 дБ) – 55-63дБ. Основными источниками шумов являются автотранспортные потоки, доля которых в общем уровне городского шума составляет 60-80%.
Источниками шума в движущемся автомобиле является двигатель и его системы впуска и выпуска, коробка передач и другие агрегаты трансмиссии, подвеска, шины и взаимодействие с потоками встречного воздуха. Согласно действующим нормам (ГОСТ 27436-87), допустимый уровень внешнего шума одного нового автомобиля должен составлять:
- легковой – 80 дБ;
- грузовой с полной массой до 3,5 т – 81 дБ;
- грузовой с полной массой свыше 3,5 т – 86 дБ;
- автобус с полной массой до 3,5 т – 86 дБ;
- автобус с полной массой свыше 3,5 т – 82 дБ.
Выбросы в атмосферу.
Основные источники загрязнения воздушного бассейна:
- токсичные вещества, выбрасываемые с ОГ;
- картерные газы;
- топливные испарения;
- продукты износа.






