Все выбрасываемые машиной вредные вещества классифицируют на три группы:
1. Экологические нейтральные, не нарушающие физические свойства атмосферы и почвы;
2. Неядовитые, экологически активные, оказывающие воздействие на физические свойства атмосферы;
3. Токсичные, отрицательно влияющие на организм человека, животный и растительный мир.
В свою очередь токсичные вещества подразделяются на четыре класса:
1 класс – чрезвычайно опасные;
2 класс – высокоопасные;
3 класс – умеренно опасные;
4 класс – малоопасные.
В табл. 1 представлен перечень отходов производства, образующихся на предприятии при эксплуатации автомобилей.
Таблица 1 - Перечень отходов, образующихся при эксплуатации автотранспорта
| № п/п | Класс опасности | Наименование отходов |
| 1 | II - III | Всплывающие нефтепродукты нефтеловушек |
| 2 | II - III | Отработанное моторное масло |
| 3 | II - III | Отработанное трансмиссионное масло |
| 4 | IV | Осадки ОС мойки автотранспорта |
| 5 | III - IV | Древесные опилки, загрязненные нефтепродуктами |
| 6 | III - IV | Ветошь промасленная |
| 7 | III - IV | Грунт, содержащий нефтепродукты |
| 8 | III - IV | Фильтры, загрязненные нефтепродуктами |
| 9 | I - III | Отработанные электролиты аккумуляторных батарей |
| 10 | II - IV | Отработанный электролит аккумуляторных батарей после его нейтрализации |
| 11 | IV | Отработанные накладки тормозных колодок |
| 12 | IV | Лом черных металлов |
| 13 | IV | Огарки сварочных электродов |
| 14 | IV | Шины с металлокордом |
| 15 | IV | Шины с тканевым кордом |
| 16 | II - IV | Отработанные аккумуляторы |
| 17 | IV | Мусор промышленный |
| 18 | II - III | Отработанное гидравлическое масло |
Таким образом, загрязнения окружающей среды происходят в процессе производственной и линейной эксплуатации автомобилей. При этом доля загрязнений разная. Соотношение загрязнений, образующихся в процессе движения автомобилей и от ПТБ предприятий, а также вклад в них отдельных типов автомобилей и предприятий, представлены на рис. 2.

Рисунок 2 - Баланс и источники загрязнения окружающей среды автотранспортным комплексом большого города
2. Факторы, влияющие на объем загрязнения окружающей среды;
Размеры и состав загрязнений окружающей среды зависят от ряда взаимосвязанных факторов, которые изменяются во времени и в пространстве и имеют разный уровень управляемости.
Все факторы, влияющие на загрязнение окружающей среды, подразделяют на две группы: управляемые на уровне вышестоящей системы (государство, регион, город) и управляемые на уровне предприятий и владельцев транспортных средств.
Группа факторов (для ознакомления)
- размер, структура автомобильного парка; условия и организация транспортного процесса;
- технический уровень и качество применяемого подвижного состава, качество используемых топлив, масел и эксплуатационных материалов;
протяженность и состояние улично-дорожной сети и организация дорожного движения;
- уровень развития инфраструктуры автомобильного транспорта и производственно-технической базы предприятий;
- федеральная и региональная системы контроля технического состояния парка;
- квалификация и уровень экологического образования специалистов и руководителей АТК.






