3. Определить, пользуясь словарями, значение иноязычных слов (устно) и подобрать к ним русские синонимы:
Афера, дилер, инвестиция, контракт, тотальный, фальсифицировать, экспорт.
О б р а з е ц: мемуары – воспоминания.
4. Найти среди неологизмов иностранного происхождения последних 20-30 лет экономические термины и выпиcать их:
Бартер, бестселлер, вэлфер, инаугурация, монетаризм, промоутер, тендер, фристайл, электорат.
5. Доказать, что данные слова являются не только общеупотребительными словами, но и экономическими терминами:
Цена, кризис, спрос.
О б р а з е ц: товар лицом показать, товары широкого потребления.
6. Перечислить некоторые фразеологизмы (6-7) со словом деньги; с 1 фразеологизмом (по выбору) составить предложение.
7. Составить и записать словосочетания с паронимами расчётливый – расчетный, экономический – экономичный .
О б р а з е ц: эффектный выход, эффективные меры.
8. Определить, пользуясь словарем экономических терминов, какие из данных слов и словосочетаний являются экономическими терминами, и выписать их:
«Утренний рейд», «вечерний обход», «горячие деньги», «лунатик», золотой стандарт, «красный квадрат», «голубые фишки» «медведь», «волк».
9. Определить, какое из перечисленных слов имеет значение человек, готовый бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами ?
а) меценат б) альтруист в) эгоист г) филантроп
10. Записать предложения, исправив речевые ошибки:
- Скоропостижный ответ студента привел к досадной ошибке.
- У Плюшкина было много ангаров.
- Он упал навзничь и уткнулся лицом в землю.
- Открытие уранового месторождения играло огромное значение в жизни страны.
- Первый тост подняли за молодых.
- В левом углу стенгазеты нарисовали голубя, несущего в зубах оливковую ветвь.
№ | Содержание работы и последовательность выполнения операции | Оборудование | Инструктивные указания и технические требования |
1. | Подобрать синонимы и антонимы к выделенным словам. | Словари синонимов, словари антонимов, толковые словари, словари русского языка | Найти синоним и антоним к слову следует в соответствующем словаре, учитывая данную сочетаемость слова. Также синонимы можно обнаружить в толковом словаре русского языка, так как часто толкование слова даётся именно через синоним. Сделайте в тетради запись по образцу: весёлый человек – радостный, грустный. |
2. | Выписать из глоссария экономики строительства 3 термина, соответствующих именно этой отрасли экономики. | Глоссарий экономики строительства |
|
3. | Определить значение данных иноязычных слов (устно) и подобрать к ним русские синонимы. | Словари иностранных слов, толковые словари русского языка |
|
4. | Найти среди данных неологизмов иностранного происхождения последних 20-30 лет экономические термины. | Словари экономических терминов |
|
5. | Доказать, что данные слова являются не только общеупотребительными словами, но и экономическими терминами. | Толковые словари, словари экономических терминов | Пользуясь токовыми словарями и словарями экономических терминов (См Приложение 3), составить и записать по образцу словосочетания с данными словами, употребляя их в разных значениях: товар лицом показать, товарыширокого потребления. |
6. | Найти и выписать фразеологизмы с данными словами. | Фразеологические словари, словари крылатых слов |
|
7. | Составьте и запишите словосочетания с данными паронимами. | Толковые словари, словари паронимов. | Найдите в словаре паронимов или толковом словаре русского языка данные слова, познакомьтесь с их значением, составьте и запишите словосочетания с этими словами по образцу: эффектный выход, эффективныемеры. |
8. | Определить, какие из данных слов и словосочетаний являются экономическими терминами, и выписать их | Словарь экономических терминов |
|
9. | Определить, какое из перечисленных слов имеет данное значение. | Толковые словари русского языка, словари иностранных слов. |
|
10. | Исправьте речевые ошибки в данных предложениях. | Учебники и учебные пособия: [1] с. 77-81; [2] с. 157-162; [3]с.42-43; [4] с.37-40, 46-47. |
|
Задание для отчета: работа, выполненная в папке для практических работ, сдается на проверку.
Контрольные вопросы:
- Что такое лексика?
- Что изучает лексикология?
- Как характеризуются слова с точки зрения их происхождения?
- Какая лексика относится к сфере ограниченного употребления?
- Какие основные группы слов выделяются в русском языке с точки зрения активного и пассивного запаса?
- Расскажите о терминах и профессионализмах.
- Какова может быть стилистическая окрашенность слова?
- Дайте определение омонимов (синонимов, антонимов, паронимов). Что вам известно об их разновидностях?
- Расскажите о фразеологизмах.
- Что такое «крылатые слова»?
- Расскажите о средствах речевой выразительности.
- Какие ошибки называют лексико-фразеологическими, или речевыми?