Инструкционно – технологическая карта

На выполнение практической работы №8

Раздел 5.  Морфемика. Словообразование. Орфография

П.р. № 1. Правописание морфем.

 Цели занятия: обобщить и расширить знания по словообразованию; закрепить навыки морфемного и словообразовательного анализа; выявить особенности словообразования профессиональной терминологии; развить самостоятельность при выполнении заданий по освоению материала; продолжить формирование осознанного интереса к изучению норм русского языка.

Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Студент должен уметь:

- анализировать речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;

- выявлять словообразовательные ошибки и недочёты в речи.

Норма времени: 2 часа.

Оснащение рабочего места: комплект инструкционно-технологических карт; словари; посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя.

Средства обучения: папка для практических работ; глоссарий по экономическим дисциплинам, словари экономических терминов, справочный материал «Модели образования профессиональной лексики».

Техника безопасности: С правилами техники безопасности на рабочем месте ознакомлены.

Задания:

Вариант - 1

  1. Найти в тексте экономические термины и определить модели их образования.

Инвестиции могут быть в виде денежных средств, целе­вых банковских вкладов, кредитов, займов, залогов, техно­логий, земли, зданий, сооружений, машин, оборудова­ния, лицензий, товарных знаков, любого другого иму­щества или имущественных прав, интеллектуальных ценно­стей.

Финансирование через кредиты целесообразно для про­стых, связанных с расширением производства на уже действующих (и действующих успешно) предприятиях. Для проектов же, которые связаны с созданием нового предприятия или реализацией технического новшества, предпочтительным источником финансирования может служить паевой или акционерный капитал.

Для таких проектов привлечение кредитов просто опасно, так как кредитное соглашение обязательно включает жесткую схему платежей, обеспечивающих возврат основ­ой суммы долгов и процентов по кредиту в течение срока, указанного в кредитном соглашении. Между тем для нового и венчурного предприятий соблюдение такого календарно­го графика выплат может оказаться не по силам.

Ряд зарубежных банков и фондов в качестве обязательного условия при предоставлении кредитов требуют, чтобы объем собственных средств составлял не менее 30% общей суммы инвестиций.

В бизнес-плане представляются данные об условиях финансирования, т.е. об условиях получения и возврата средств, погашения кредита.

Условия получения кредита включают поступление займа одной суммой или разовыми платежами в определенные моменты времени. Венчурные (рисковые) фонды, например, часто ставят одним из условий выдачи средств предоплаты.

  1. Распределить данные термины по способам образования:

Безработица, бизнес-план, воспроизводство, девальвация, микроуровень, макроуровень, инвестиции, кредитовать, ликвидность, ВВП, лизинговый, прибыль, СМР.

  1. Найти приставки в данных терминах и определить их значения, исходя из смысла терминов.

О б р а з е ц: ввоз – вывоз: в- – движение внутрь, вы- – движение извне.

Дедукция – индукция, импорт – экспорт, дефляция – инфляция, девальвация – ревальвация, прогресс – регресс, эмиссия – ремиссия.

  1. Найти в словаре экономические термины (5-7), которые функционируют в языке и как термины, и как общеупотребительные слова. О б р а з е ц:

золото – это денежный актив, образующий часть международных валютных резервов страны и используемый для финансирования дефицита платёжного баланса;

золото – это драгоценный металл желтого цвета.

  1. Найти в данных экономических терминах а) приставки, б) суффиксы:

а) Антимонопольная политика, безработица, внебюджетные фонды, депрессия, дезинфляция, субсидия, издержки, рефляция, конъюнктура, распределение, трансфертные платежи;

б) маркетинг, ликвидность, менеджмент, воспроизводство, инвестиции, распределение, брокер.

Содержание работы и последовательность выполнения операции Оборудование Инструктивные указания и технические требования
1. Найти в тексте экономические термины и определить модели их образования. Текст на экономическую тему, словари экономических терминов, таблица «Способы и модели образования профессиональной лексики» Прочитайте текст, найдите и выпишите столбиком экономические термины (См Приложение 3) и определите модель, по которым они образованы, используя таблицу «Способы и модели образования профессиональной лексики».
2. Распределить данные термины по способам образования. Словари экономических терминов, таблица «Способы и модели образования профессиональной лексики» Сделайте словообразовательный разбор данных терминов и распределите слова по группам в зависимости от способа их образования.
3. Найти приставки в данных терминах и определить их значения, исходя из смысла терминов Словари экономических терминов Внимательно познакомьтесь со значением терминов (См Приложение 3), определите, в чем их различие и кратко сформулируйте значение приставки. О б р а з е ц: ввоз – вывоз: в- – движение внутрь, вы –движение извне.
4. Найти в словаре экономические термины (5-7), которые функционируют в языке и как термины, и как общеупотребительные слова. Словари экономических терминов; толковые словари русского языка Найдите в словаре термины, которые также употребляются и как общеупотребительные слова; кратко выпишите значение термина, затем выпишите из толкового словаря значение этого слова. О б р а з е ц: золото – это денежный актив, образующий часть международных валютных резервов страны и используемый для финансирования дефицита платёжного баланса; золото – это драгоценный металл желтого цвета.
5. Найти в данных экономических терминах приставки и суффиксы Словари экономических терминов Записать слова, выделив в них приставки или суффиксы в зависимости от задания. В случае затруднения обратиться к словарю экономических терминов (См Приложение 3), для подтверждения найти подобные аффиксы в других терминах.

Задание для отчета: работа, выполненная в папке для практических работ, сдается на проверку.

Контрольные вопросы:

  1. Какие способы словообразования вам известны?
  2. Какие разновидности сложения как способа образования вам известны?
  3. В чем особенность неморфологического способа образования?
  4. С чем связаны словообразовательные ошибки?
  5. Что регулируют словообразовательные нормы русского языка?
  6. Каковы словообразовательные особенности профессиональной и терминологической лексики?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: