ТЕМЫ уроков № 75, 76: Жизненный и творческий путь А. А. Фета (2 часа)

ТЕМЫ УРОКОВ № 67, 68, 69, 70 «А.П. Чехов» (4 часа).

Личность писателя, творческий путь: от журналистики к сатире, от сатиры к юмору, от юмора к социальной философии. Русская литература конца XIX века и кризис жанра романа. Рассказ как форма, выражающая содержание современности. Человек в художественном мире

Чехова: создатель социальной среды и ее жертва. Типичный чеховский герой: средний человек, провинциальный интеллигент. Проблема рассказчика и нравственно-философские идеалы писателя. Драматургия и поэтика чеховской прозы. Юмор и лиризм. Мастерство Чехова-рассказчика и европейская новелла его времени. Мастерство Чехова-драматурга. Повесть «Степь». Рассказы «Студент», «Анна на шее», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Архиерей», «Палата № 6», «Ионыч», трилогия о любви «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви ».

«Вишневый сад». Комедия. Особенности жанра. Развитие интриги. Комизм драматических героев. Значение образов-символов в пьесе. Главный герой пьесы. Новаторство Чехова-драматурга. Художественное мастерство писателя. Традиции А.П. Чехова в русской литературе 20 века. Жанр рассказа в 60 гг.20 века. Современные театры и новые герои.

Теория литературы: малые жанры прозы, рассказ, новелла, тема, идея, композиция, юмор, сатира, комизм, драматизм, комедия, трагедия.

1. «Чехов – странный писатель, бросает слова как будто некстати, а между тем все у него живет и сколько ума! Никогда у него нет лишних подробностей, всякая или нужна, или прекрасна» (Л. Н. Толстой).

2. Каково отношение А. П. Чехова к формуле: «среда заела»? (на примере рассказа «Ионыч»)

3. Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова.

4. Тема духовного перерождения человека в рассказах А. П. Чехова.

5. Образ доктора Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч».

6. Человек и среда в рассказах А. П. Чехова.

7. Человек и среда в рассказе А. П. Чехова «Ионыч».

8.Несостоявшееся rendez-vous Ионыча.

9.Ирония в языковой ткани и композиция рассказа «Ионыч».

10.Провинциализм жизни в городе С.».

11.«Цветы запоздалые» и «Ионыч» А.П. Чехова.

12.Пушкинские мотивы и их значение в рассказе «Ионыч».

13.Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина» и «Дама с собачкой» А. П. Чехова.

14.Смысл человеческой жизни по рассказу Чехова «Дама с собачкой».

15.Образ вишневого сада в сознании героев пьесы Чехова.

16.Желания и действия Лопахина и Трофимова в пьесе Чехова «Вишневый сад».

17.Молодое поколение в пьесе «Вишневый сад».

18.Пьеса Чехова «Вишневый сад»: драма или комедия?

19.Почему лопнула струна (по пьесе Чехова «Вишневый сад»)?

 

 

ТЕМЫ УРОКОВ № 71, 72: Образ русской поэзии второй половины 19 века (2 часа)

Роль русской литературы для развития мировой культуры. Взаимопроникновения русской и зарубежной литературы. В результате изучения темы необходимо знать: теорию критического реализма, натуральной школы, особенности драматургического искусства середины и конца 19 века, основные жанры эпоса, лирики и драмы, уметь определять жанры поэтических и прозаических произведений, знать основные этапы творчества русских писателей и поэтов второй половины 19 века, уметь производить анализ лирического стихотворения, определять роль эпизода в прозаическом произведении, составлять характеристику одного персонажа и сопоставительную характеристику героев, определять роль таких средств художественной выразительности, как символическая деталь, портрет, пейзаж, подтекст, гротеск, эпитет, анафора, эпифора, олицетворение, метафора, синтаксический параллелизм, элементы комического и трагического в произведениях русских писателей второй половины 19 века, находить элементы психологизма в произведениях писателей второй половины 19 века.

По произведениям русской литературы 19 нужно просмотреть кинофильмы и спектакли (на выбор учащихся), подготовиться к обсуждению:

1.Н. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова» (1979 г.)

2. Э. Рязанов «Жестокий романс» (1984г.)

3. Илья Фрэз «Вам и не снилось» (1981 г.)

4.С. Бодарчук «Война и мир» (1967 г.)

5. Софья Милькина, Михаил Швейцер «Крейцерова соната» (1987 г.)

         6.Л. Кулиджанов «Преступления и наказания» (1969 г.)

7.Э. Рязанов «Дорогая Елена Сергеевна» (1988 г.)

8.И. Пырьев «Идиот» (1958 г.)

9.Н. Михалков «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1976 г.)

10.Иосиф Хейфиц «Дама с собачкой» (1959 г.)

11.Исидор Анненский «Человек в футляре» (1939,1965гг.)

12.«Вишневый сад» на современной сцене.

13.В. Овчаров «Оно» (1989 г.)

 

ТЕМЫ УРОКОВ № 73, 74: Жизненный и творческий путь Ф.И. Тютчева (2 часа)

1. Человек и природа в лирике Ф. И. Тютчева.

2. Любовная лирика Ф. И. Тютчева.

3. Богатство художественного смысла в поэзии Ф. И. Тютчева.

4. Философская лирика Ф. И. Тютчева.

          Лирика Тютчева сложилась на почве творческого усвоения большой поэтической культуры - отечественной и мировой. Многое в поэтике Тютчева на первый взгляд может показаться традиционным. Не он один, например, любил сопоставлять то или иное явление природы с душевным состоянием человека. Но в то время, как у других подобный

прием сравнения или уподобления был всего лишь изобразительным средством, и притом одним из многих, у Тютчева он вытекал из самых глубин его мировосприятия и был без преувеличения основным.

          Тютчев обладал на редкость живым и непосредственным чувством природы. В некоторых стихотворениях, говоря о ней, он пользуется готовыми мифологическими образами («Весенняя гроза», «Полдень»). Однако от них не только не веет архаическим холодком, но они даже приобретают под его пером какую-то новую жизненность.

ТЕМЫ УРОКОВ № 75, 76: Жизненный и творческий путь А.А. Фета (2 часа)

1. Анализ стихотворение А. А Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...».

2. Анализ стихотворения А. А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…».

3. Любовная лирика Афанасия Фета.

Само имя «Фет» сделалось для него символом его несчастий. Позднее Фет пишет: «Если спросить, как называются все страдания, все горести моей жизни, то я отвечу: имя им — Фет». «Из детства я вынес только интриги челяди, тупость учителей, суровость отца, беззащитность матери и тренирование в страхе изо дня в день».

Поэта волновали вечные нравственные вопросы, тайны жизни и смерти, противоречия тела и духа. Загадка Фета для современников, притом близких, казалась непостижимой. В нем как бы совмещалось два человека: один презирал жизнь и сурово, жестоко осуждал реформы, ограничивающие права дворян; другой — поэт поразительной глубины, тончайшего лиризма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: