Такое положение фирмы на рынке, которое позволяет ей контролировать рынок данного товара, определять объем производства товара и воздействовать на его цены

Монопольное положение на рынке может занимать не только крупное, но и небольшое предприятие, если только оно поставляет на рынок основную массу продукции данного вида. С другой стороны, крупное предприятие может и не быть монополистом, если его доля в общем предложении невелика.

Цель монополии – получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объемом производства на рынке. Средством достижения цели является монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх нормальной.

Проанализируем возможные причины, которые могут вызвать появление монополий:

Фирма контролирует источники сырья, которое не может быть добыто в другом месте.

При контроле фирмой уникальных источников сырья, другие фирмы не в состоянии вступить на рынок ее товара. В этих условиях возможен выпуск более или менее близких заменителей, что значительного влияния на рынок оказать не может. Например, выпуск бриллиантов ограничен из-за их редкости, в ряде случаев их заменяет бижутерия, стоящая значительно дешевле, но на рынок настоящих бриллиантов это существенного влияния не оказывает.

Пример: Созданная в 1880 г. компания алмазных копей Де Бирс (De Beers Diamond Mining Company) к концу XIX в. скупила все крупные алмазные копи в Южной Африке и стала монополистом на мировом рынке алмазов.

Фирма обладает уникальной технологией.

Фирма, обладающая технологическим секретом, при условии, что другие фирмы не могут воспроизвести данную технологию, обладает монополией на данный продукт. Причины обладания технологией могут быть разными: фирма может сама открыть эту технологию или может купить исключительное право у ее изобретателя. Так или иначе фирма имеет патент – исключительное право получения выгоды на всех стадиях использования некоторого изобретения. Патенты и авторские права обеспечивают монопольные позиции лишь на ограниченное количество лет, в зависимости от местного законодательства (в России – 20 лет). Уникальные способности и знания также могут создать монополию.

Пример. Корпорация Xerox, приобретя в 1947 г. патент копировального устройства, стала на некоторое время монополистом. Патенты сыграли огромную роль в развитии компаний «IBM», «Kodak», «Sony». Выдающиеся спортсмены, певцы, художники обладают монополией на использование своих услуг.

Фирма получает от государства исключительное право на производство или реализацию некоторого товара или услуги.

В подобных случаях государственная лицензия выступает в виде первопричины возникновения монополии. В ряде стран Европы, Америки и в России правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца (транспортные услуги, связь, газоснабжение). Такое право может быть предоставлено как частной компании, так и государственной. Взамен на эти привилегии правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы исключить злоупотребление монопольной властью, защитить интересы немонополизированных отраслей и населения, пользующихся товарами и услугами монополистов. Часто в качестве такого монополиста может выступать само государство.

Пример: история водочной монополии в России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: