Герберт Спенсер – английский философ и социолог-позитивист, основоположник органической школы, большое влияние оказали идеи Ч. Дарвина.
Органическая теория рассматривает общество как единую систему взаимодействующих факторов – природных (биологических) и социальных. Все стороны общественной жизни органично взаимосвязаны и не могут функционировать вне данной связи.
По мнению Спенсера, общество и живой организм схожи – по структуре, функциям, те и другие эволюционирую. Спенсер сравнивал отдельные части общества (образование, государство, семью) с частями организма (сердцем, нервной системой и т.д.), каждая из которых, влияет на функционирование целого.
Социальный институт и орган (часть организма) выполняют одинаковые функции для целого (общества/ организма).
Сходство общества с живым биологическим организмом:
- все общества, как и живые организмы, увеличиваются в массе;
- и те, и другие усложняются (появляется больше структурных элементов);
- части общества приходят во все большую зависимость друг от друга;
|
|
- и те, и другие продолжают жить как целое, хотя составляющие их единицы постоянно меняются и исчезают (клетки организма – люди в обществе).
Развитие общества, как и живого организма, происходит через борьбу за существование и естественный отбор, способствуя выживанию самых приспособленных, оба эволюционируют.
Социальная эволюция – прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствование деятельности социальных институтов.
Социальная эволюция зависит от физической и духовной деятельности индивидов, и наоборот.
В процессе социальной эволюции увеличивается значение коллективной деятельности людей, изменяются многие функции общества.
Процессы социальной эволюции:
- интеграция – переход от простого к сложному;
- дифференциация – переход от однородного к разнородному;
- возрастание порядка – переход от неопределенного к оправленному.
Общество должно находиться в состоянии социального равновесия (стабильности), этому способствуют факторы:
- приспособительные действия;
- гармония интересов людей и социальных институтов;
- компромиссы в действиях людей и социальных институтов.
Распад общества (утрата социального равновесия) совершается под воздействием внутренних и внешних причин:
- снижение эффективности государственных институтов (власти, армии);
- малоэффективность деятельности «промышленных классов»;
- неверные действия политиков.
Усложнению общественного устройства способствует процесс адаптации, части общества становятся более специализированными. Т.о., общества развиваются от сравнительно простого состояния, когда все части взаимозаменяемы, в направлении сложной структуры с совершено несхожими между собой элементами. В сложном обществе одну часть (т.е. институт) нельзя заменить другой. Все части должны функционировать на благо целого; в противном случае общество развалится – это основа интеграции. Спенсер считал, для человечества полезно избавляться от неприспособленных индивидов с помощью естественного отбора и правительство не должно вмешиваться в этот процесс – такая философия называется «социальный дарвинизм». Это приемлемо также для коммерческих и экономических институтов. При невмешательстве права в социальный процесс, на основе свободного взаимодействия между индивидами и организациями будет достигнуто устойчивое и естественное равновесие интересов.
|
|