Материал может использоваться после изучения части «География крупных регионов России» или во внеурочной работе по географии.
Задачи урока: после проведения урока дети смогут назвать основные направления экономической, социальной, национальной политики Российского Севера; смогут объяснить сущность подхода к районированию, основанного на природно-социальном факторе степени комфортности жизни; смогут задуматься о национальной идее- обустройстве новой России в границах от Калининграда до Анадыря.
Вид урока: урок- лекция на основе целеполагания.
Оборудование: политико-административная карта России; иллюстрированный материал (фотографии, картины), учебный набор (текст лекции, текст с домашним заданием), карта «Экономическая зона Севера»; на доске эпиграф к уроку «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном…» М.В.Ломоносов
Тип урока: урок- лекция на основе целеполагания.
Формы контроля: дифференцированное домашнее задание.
Используемая литература: «География в школе» №3 2006, № 5 2007, «Первое сентября» №1 2006 (география), «Коммерческая география» Е. Л. Плисецкий М. 2002
Ход урока
Организационный момент
Мотивация учебной деятельности
Мы хорошо знаем, что Россия - не только самая большая по площади страна в мире, морская держава, но и самое крупное северное государство.
Сегодня на уроке нам предстоит не просто обсудить «Северный вопрос», мы должны решить, как со всеми своими богатствами, громаднейшими землями не превратиться в беднейший народ в мире, опровергнуть лозунг «Рынок все сам поставит на свои места».
Нам будет интереснее работать вместе под девизом «Через завоевание льдов к завоеванию мирового рынка, к могуществу и славе России! Это дерзко, актуально и жизненно важно для всех нас.
Актуализация опорных знаний
а) «Мозговой штурм»
-Название этого субъекта переводится как Карьяла (гора) (Карелия).
-Валуны округлой формы, со сглаженной во время древнего оледенения поверхностью (бараньи лбы).
-Первая в нашей стране приливная электростанция (Кислогубская ПЭС).
-Озеро, прославившееся в Битве 1242 года (разгром А. Невским немецких рыцарей на Чудском озере).
-Широко известное рукоделие из ниток народов Европейского Севера (вологодские кружева).
-Каковы языковые особенности Северной группы русских? (окают, звонкое «Г»)
-Тип климата, где образуется полюс холода северного полушария (резко континентальный).
-Что такое заморы? (промерзание рек до дна)
-Назовите субъект, где располагается Билибинская АЭС? (Чукотский авт. округ, Камчатская область)
-Кто автор строк? (…Земли довольно, чтоб на ней раздаться в ширь пяти Европам со всею музыкой своей!) подсказка- автор поэмы «За далью даль» А.Твардовский.
б) определение границ Севера
-Какова площадь северных территорий в России? (11 млн. км2, 2/3 страны; Зарубежный Север 10 млн.км.)
-В каких частях света он располагается? (Европа и Азия; определяют Европейский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный Север)
-Покажите границу Дальнего и Ближнего Севера (ученик анализирует карту «Экономическая зона Севера»).
Работа по теме урока
Ученики начинают работу по форме «Эврика». Линия делит текст на две части: главный смысловой вопрос и текст- ответ. Первый вопрос записан, а последующие дети формулируют сами после чтения текстов – ответов.