Тема: хозяйство Европейского Севера

 

Учебно-воспитательные цели:

1. Показать взаимосвязь между природными ресурсами, населением и специализацией района.

2. Определить проблемы Европейского Севера и пути их решения

3. Продолжить формировать географические умения:

а) самостоятельно давать характеристику хозяйства, используя текст

учебника, атлас;

б) выявлять причинно-следственные связи с заполнением таблицы.

4. Формировать коммуникативные компетенции, стимулировать

творческую деятельность учащегося.

 

Оборудование: экономическая и физическая карта Европейского Севера,

                      картины ландшафтов, полезные ископаемые.

 

Методы и формы учебной деятельности: использование интерактивного

                            метода «Куб» - участия класса в обсуждениях вопросов,

                       распределенным учителем по группам.

 

Подготовительный момент:

1. класс делится (заблаговременно) на 5 групп.

2. на парте у каждой группы находится куб.

3. каждая группа изучает выбранную учителем тему с одной точки зрения, указанной на стороне куба.

4. учитель просит представителей групп повернуть сторону куба вверх, где написано:

1 группа оцените ЭГП

2 группа сделать прогноз

3 группа специализация

4 группа охарактеризуйте центры

5 группа внимание, проблема!

             Вывод.

 

 

На столах учащихся лежат учебники, атласы, дополнительный материал.

 

Ход урока:

Учитель называет тему урока и его цели (написано на доске), представляет командиров групп и настраивает класс на плодотворную работу.

 

Мотивационно-целевой блок

Учитель: «Европейский Север – крупнейший по территории и наименее заселенный экономический район в Европейской зоне России. Часть района находится за СПК. Это «окно в Арктику» с незамерзающим Мурманским портом. Родина М. Ломоносова. Богатейший край природных ресурсов. Здесь действует российский космодром и базируется военно-морская база Северного флота России. Создана мощная металлургия и горно-химическая промышленность. Здесь в Европейской части России под Архангельском добывают алмазы, и в перспективе будут использовать богатства шельфа Баренцева моря (Штокманское месторождение – 2 трл. куб.м. газа). Но вместе с этим в этом регионе есть и проблемы (суровость климата, население, экология, комплексное использование сырья).

 Вы окончите школу, институт и разъедитесь по нашей стране. Может судьба вас «забросит» в данный регион страны. Чем вы будите заниматься, во многом зависит от специфики хозяйства Европейского Севера.»

 

Учитель раздает вопросы группам:

1 группа Определите особенности ЭГП Европейского Севера. Оцените его с

            точки зрения благоприятности и перспективы развития хозяйства.

2 группа Сделайте прогноз возможности развития отрасли хозяйства на

           базе существующих 2-х зон концентрации ресурсов. Заполните

           таблицу на доске «Природные ресурсы» (карта, учебник В. Дронов

           §47 рис.75).

3 группа Покажите взаимосвязь между природными ресурсами и

специализацией Европейского Севера. Заполните таблицу, на доске “Отрасль хозяйства”

4 группа Охарактеризуйте центры отраслей специализации и их связи

         внутри района. Заполните таблицу на доске “Центры”

5 группа Охарактеризуйте основные проблемы развития района. Какие пути 

         решения вы можете предложить?

 

Ученики работают в группах 10-12 минут. После 5 минут группового обсуждения, представителям команд с интервалом 1-2 минуты выходят к доске и заполняют таблицу в порядке 2, 3,4 группа и заполняют колонки таблицы.

 

Природные ресурсы 2 группа Отрасли специализации 3 группа Центры   4 группа Факторы специализации (домашнее задание)
         

 

Учитель только направляет деятельность групп. В период подготовки, группа может вносить свои коррективы на доске. Группы заполняют таблицу в тетради.

 

 

Начало обсуждения:

1 группа Командир группы читает вопрос и совместно с группой отвечает на него у карты:

А) Близость к районам Центральной России.

Б) Приморское положение. Выход в Арктику. Мурманский порт-

незамерзающий.

В) На западе район граничит с развитыми странами Европы – Норвегией и

Финляндией. Отношения добрососедские.

Г) Есть возможность использовать в период навигации судоходные реки:

Печора, Северная Двина и водно-озерный путь из Ладожского озера по 

реке Свирь в Онежское, и по каналу (Беломоро-Балтийскому) – в Белое

море.

 

Возможные вопросы для обсуждения к группе.

1. Почему ЭГП Европейского Севера оценивается неоднозначно?

2. Произошли ли изменения ЭГП Европейского Севера после распада СССР?

 

2 группа Командир группы читает вопрос. Представители группы работают

у карты и доски и характеризуют природные богатства Тимано-

Печорского и Кольско-Карельской территории (ТПК). Выделяют,

что на стадиях своего формирования ТПК характеризуются ярко

выраженной ресурсной ориентацией, выделяют эти ресурсы,

написанные на доске. Один из учащихся показывает полезные

ископаемые Европейского Севера (уголь, железная руда, бокситы,

нефть, природный газ, апатиты и др.).

 

3 группа Командир группы читает вопрос. Команда выделяет

         специализацию района, работая у доски и карты. Группа

         показывает внутриэкономические связи и связи с другими

         районами страны.

 

4 группа Командир группы читает вопрос. Команда, работая у доски и карты,

       выделяет центры отраслей специализации.

 

Дополнительный вопрос:

Почему Череповецкий металлургический комбинат расположился на Юго-западе экономического района, где нет поблизости сырьевых и топливных ресурсов?

 

5 группа Командир читает вопрос. Группа характеризует основные

         проблемы экономического района и предлагает пути их решения.

 

Возможные вопросы (обсуждает класс):

1. Что необходимо предпринять, чтобы крайний Север был бы привлекательным для населения нашей страны?

2.  В какой отрасли Европейского севера, вы хотели бы работать и почему?

 

Учитель подходит к доске, на которой командами заполнена таблица и вносит в них дополнительную информацию

Европейский Север

Природные ресурсы 2 группа Отрасли специализации 3 группа Центры   4 группа Факторы специализации (домашнее задание)
1 Лесные (тайга) Лесная (лесозаготовка) ¼ древесины страны Вдоль Северной Двины, ж/д Вологда – Архангельск, Котлас - Ухта  
2 Водяные Целлюлозно-бумажная Г. Сыктывкар, г.Коряжма, г.Сегежа  
  На западе      
3 Железная руда Горнодобывающая А) черная металлургия Добывают Ковдор, Оленегорск, Костомукша, Череповецкий металлургический комбинат  
4 Медно-никелевые руды   Б) Цветная металлургия Г. Мончегорск, г. Никель,  
5 Бокситы, нефелины   г. Кандалакша, г. Надвоицы (построены у ГЭС)  
6 Апатиты (77%страны) Химическая Хибины (Кольский п-ов) экспорт, вывоз в другие экономические районы  
7 Рыбные     Рыбная (пищевая) Г. Мурманск – рыбокомбинат, Баренцево море  

На востоке

8 Уголь Топливная Г.Воркута, г. Инта, Печорский бассейн  
9 Нефть, газ   Г. Ухта – нефтепереработка, Войвож – газопровод “Сияние Севера” В перспективе – шельф Баренцева моря  

Учитель просит командиров групп повернуть куб на сторону «Вывод».

Группы думают и обсуждают 1 минуту и записывают в тетрадь Вывод:

«Европейский Север имеет разнообразную, богатую ресурсную базу с выраженной ресурсной ориентацией, благодаря которой развивается хозяйство.»

Домашнее задание: §49. Заполнить 4-ю колонку таблицы – “Факторы развития”

 

Сделать сообщение (называет учеников):

1. Российский космодром (Плесецк)

2. Развитие Арктики (Перспектива)

 

(Всем) Опережающее задание. Кто был на Северном Кавказе поделиться своими впечатлениями (фото, открытки, сувениры, буклеты), т.к. на следующем уроке будем изучать Европейский Юг.

 

Учитель объявляет оценки группам. Выделяет индивидуальную и групповую работу. Благодарит за сотрудничество. Прощается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: