Проверка домашнего задания: в форме мозговой атаки.
Тезисы: 1. В состав С-З района входит Вологодская область.
2. Главными чертами ГП С-З района является выход к морю, пограничное и столичное положение на протяжении 200 лет.
3. С-З район имеет крайне не выгодное положение.
4. В состав С-З района входит Калининградская область.
5. Новыми потами С-З района являются: Усть - Луг, Приморск.
6. С-З район не имеет связи с Волжским бассейном.
7. Главная экологическая проблема С-З района: загрязнение Невы и Калининградского залива.
8. В состав С-З района входят 5 областей.
9. Главный город С-З района: Санкт - Петербург.
10. После распада СССР выгоды ЭГП района уменьшились.
Верные выражения: 2, 4, 5, 7, 9.
Изучение нового материала.
Работа в группах (1.геологи; 2.климатологи; 3.гидрологи; 4.почвоведы). Задания даются группам с учетом связи природы с экономикой района.
|
|
1.Дать оценку рельефу и полезным ископаемым.
2. Дать оценку климата района.
3. Дать оценку внутренним водам района
4. Дать оценку почвам.
Вывод: Территория равнинная. С этим связанно наличие осадочных полезных ископаемых: торф, горючие сланцы, фосфориты, бокситы, строительные материалы. Это определило формирование промышленных центров по их переработке. Древнее оледенение оказало влияние не только на рельеф территории, но и на развитие речной сети и озер. Реки спокойные, но на них построены небольшие ГЭС. Заболоченность мешает хозяйственному использованию земель. Наличие в районе крупных озер и выход морю способствуют развитию рыбной промышленности. Климатические особенности связанны с близостью Атлантического океана. Увлажнение избыточное, лето прохладное, зима теплая, часты оттепели. Почвы серые, подзолистые, заболоченные (¼ га пашни на одного жителя). Эти условия способствуют развитию в сельском хозяйстве молочного животноводства и выращиванию льна, картофеля и овощей.
Эвристическая беседа.
На территории С-З района плотность населения составляет 40 человека на 1 кв.км. Это самая высокая плотность населения по стране. Как вы можете это объяснить?
(Столкновения мнений учащихся, дискуссия).
Вывод: С-З район староосвоенная территория. Санкт-Петербург около 200 лет был столицей государства, выгодное положение.
Работа со статистическими данными (таблица № 10 «Динамика населения Северо- Западного района»).
Вывод: Изменения численности населения связанны с историей государства, миграциями, урбанизацией, социальными проблемами, естественной убылью.
|
|
Закрепление. Просмотр и обсуждение презентации «Природа и население С-З района». Нанесение на контурную карту природных объектов, крупных городов.
Домашнее задание. §25-26
Задания по выбору: сообщения на тему «Древние города С-З России».
Тема: Хозяйство Северо- Запада
Тип урока: комбинированный с элементами исследования
Дидактическая цель: создать условия для осмысления новой учебной информации её применения в учебных ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.
Цели по содержанию:
образовательная: знать специализацию Северо- Запада, ведущие отрасли хозяйства, их главные центры; уметь приводить примеры экономических, социальных, экологических проблем Северо- Запада, а также центров производства важнейших видов продукции, показывать их на карте. Знать понятие СЭЗ.
развивающая: продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя различные источники информации, публично защищать результаты творческой деятельности.
воспитательная: формировать понимание развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности.
Методы: частично- поисковый.
Форма организации учебной деятельности: индивидуально- групповая
Средства обучения: литература учебник В.П Дронов, И.И Баринова, В.Я Ром, А.А Лобжанидзе. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс М.:Дрофа 2006
Оснащение урока: физическая и политико-административная карта России, экономическая карта «Европейский Северо-Запад», энциклопедический словарь «География России», таблица «Территория и население субъектов РФ».
Задачи урока 1. Научиться выделять главные вопросы, второстепенные; вопросы, вызывающие затруднение и работать над ними.
2. Учиться принимать правильные решения в различных ситуациях.
Ход урока.
Организационный момент