Величие народа не измеряется его численностью,
как величие человека не измеряется его ростом;
единственной мерой служит его умственное
развитие и его нравственный уровень.
В. Гюго
II Проверка изученного ранее.
а) Тест
1. Северо – Западный район состоит из…
а) 3 областей
б) 4 областей
в) 3 областей и города федерального значения.
2. Северо – Западный район имеет … положение
а) приморское
б) сухопутное
3. Самый древний город Северо – Запада - …
а) Санкт – Петербург
б) Псков
в) Новгород
4. Отраслью специализации промышленности района являются …
а) электроэнергетика
б) машиностроение
в) химическая промышленность
г) металлургия
5. Экономика Северо – Запада базируется на …
а) собственном сырье
б) привозном сырье
6. Половина населения Северо – Запада проживает в …
а) Ленинградской области
б) Новгородской области
в) Псковской области
г) г. Санкт – Петербург
Ответы: 1 – в, 2 – а, 3 – в, 4 – б, 5 – б, 6 – г.
III Постановка цели урока.
В 1922 году писатель Анцифиров писал «Вряд ли найдется другой город в мире, который потребовал бы больше жертв для своего рождения, чем Пальмира Севера. По истине Петербург город на костях человеческих». Сегодня мы поговорим об этом городе: прекрасном в солнечный день и угрюмом в пасмурный день, о его замечательных дворцах и местах, требующих особого внимания экологов, узнаете о знаменитых на весь мир дворцовых ансамблях и парках, о городах, которые составляют Санкт – Петербургскую городскую агломерацию.
Сегодня вы узнаете прав был писатель или нет? Для вас предоставляется возможность решать важные проблемы взаимодействия природы и человека.
IV Изучение нового материала.
1. Сообщение ученика об истории строительства Санкт – Петербурга с демонстрацией слайдов и видеофильма с диска издательства «Кирилл и Мефодий». География 9 класс.
2. Анализ рис. 36 стр 127 учебника.
1. Какова особенность планировки города Санкт – Петербурга?
В Санкт – Петербурге совсем нет тупиков, а каждый переулок стремится быть проспектом. Главные городские транспортные оси – улицы – являются и началом дорог, ведущих к другим городам и районам страны. Знаменитый Невский проспект – это дорога на Москву.
2. Какие города образуют Санкт – Петербургскую городскую агломерацию?
V Практическая работа.
«Оценка взаимодействия природы и человека на примере Санкт – Петербурга и его окружения.
а) Активизация опорных знаний:
· Откуда приходят циклоны на территорию России? Как они влияют на поднятие воды в бассейне Балтийского моря? (образуется большая волна)
· Что такое плывуны? (насыщенные водой рыхлые отложения, которые под давлением вышележащих водоносных пластов способны растекаться и передвигаться)
б) Проблемы Санкт – Петербурга. Решаемы ли они?
На доске выписаны проблемы. Проблемы Санкт – Петербурга и его окружения.
1. Наводнения
2. Ухудшение экологической ситуации
3. Необходима реконструкция, восстановление уникальных зданий, дворцов города и его пригородов.
1. Сообщения учащихся
По первой проблеме. Одна из важных проблем города на Неве это наводнения, чаще случающиеся осенью из – за нагонных явлений. Нева подпружинивается водами Финского залива и затопляет улицы, первые этажи домов Санкт – Петербурга. О наводнении в Санкт – Петербурге в 1824 году А.С. Пушкин написал строки в поэме «Медный всадник»:
Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива
И затопляла острова.
Погода пуще свирепела
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча, и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась. Пред нею
Все побежало, все вокруг
Вдруг опустело – воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решеткам хлынули каналы,
И всплыл Петрополь, как тритон,
По пояс в воду погружен.
Писатель А.С. Грибоедов, очевидец наводнения писал: «Все изломанное в щепки неслось, влеклось неудержимым, неотразимым стремлением… Невский проспект превращен был в бурный пролив». Для защиты для наводнения (точнее от волн из залива) была построена дамба высотой 6 - 7 метров над уровнем моря. В ней имеются пропускные отверстия и ворота, которые будут закрываться. Дамба не даст водам Финского залива подниматься к Неве.
Вопросы к учащимся:
1. Какие положительные и отрицательные последствия связаны со строительством системы защитных дамб в Финском заливе? (положительные - не будет наводнения, отрицательные – проседание грунта)
2. Проблемный вопрос к разрешению второй проблемы. В какой последовательности необходимо решать вопросы: - Угроза катастрофического наводнения в Санкт - Петербурге
- проблема загрязнения мелководной Невской губы, которую ещё при Петре I
называли «Маркизова лужа»
Но прежде чем ответим на это задание, давайте проанализируем таблицу «Центры и источники загрязнения»
Центры загрязнения | Загрязняющие отрасли | Сброс загрязненных вод, млн. куб. м. в год |
Приморск | Мебельная | 1 |
Сясьстрой | Целлюлозно-бумажная | 67 |
Светлогорск | Целлюлозно-бумажная | 105 |
Питкяранта | Целлюлозно-бумажная | 30 |
Кириши | Биохимическая | 3 |
Волхов | Алюминиевая | 12 |
Бокситогорск | Алюминиевая | 38 |
Новгород | Производство удобрений | 57 |
Санкт – Петербург | Разные отрасли | 334 |
Другие центры | 941 | |
Итого | 1600 |
Вопросы к учащимся:
1. Назовите центры наибольшего загрязнения бассейна Ладожского озера и Невы, виды и величину загрязнений;
2. Укажите направление движения загрязненных вод;
3. Укажите суммарную величину загрязнения в Финском заливе.
Вывод по проблеме делают учащиеся.
Третья проблема.
- Путешествие по прогородам Санкт – Петербурга.
Показ необходимости реконструкций, восстановление уникальных зданий, дворцов города и его пригородов.
(Просмотр фрагментов урока «Санкт – Петербург» с диска «География 9 класс издательства Кирилла и Мефодия»)
VI Работа с текстом учебника (параграф 28 стр 130-131)
Вопрос: Чем интересна для вас Калининградская область и город Калининград.