I Организационный момент. Мотивация

Величие народа не измеряется его численностью,

как величие человека не измеряется его ростом;

единственной мерой служит его умственное

развитие и его нравственный уровень.

                                                  В. Гюго

II Проверка изученного ранее.

а) Тест

1. Северо – Западный район состоит из…

а) 3 областей

б) 4 областей

в) 3 областей и города федерального значения.

 

2. Северо – Западный район имеет … положение

а) приморское

б) сухопутное

 

3. Самый древний город Северо – Запада - …

а) Санкт – Петербург

б) Псков

в) Новгород

 

4. Отраслью специализации промышленности района являются …

  а) электроэнергетика

  б) машиностроение

  в) химическая промышленность

  г) металлургия

 

5. Экономика Северо – Запада базируется на …

а) собственном сырье

б) привозном сырье

 

6. Половина населения Северо – Запада проживает в …

а) Ленинградской области

б) Новгородской области

в) Псковской области

г) г. Санкт – Петербург

Ответы: 1 – в, 2 – а, 3 – в, 4 – б, 5 – б, 6 – г.

 

III Постановка цели урока.

В 1922 году писатель Анцифиров писал «Вряд ли найдется другой город в мире, который потребовал бы больше жертв для своего рождения, чем Пальмира Севера. По истине Петербург город на костях человеческих». Сегодня мы поговорим об этом городе: прекрасном в солнечный день и угрюмом в пасмурный день, о его замечательных дворцах и местах, требующих особого внимания экологов, узнаете о знаменитых на весь мир дворцовых ансамблях и парках, о городах, которые составляют Санкт – Петербургскую городскую агломерацию.

Сегодня вы узнаете прав был писатель или нет? Для вас предоставляется возможность решать важные проблемы взаимодействия природы и человека.

 

IV Изучение нового материала.

1. Сообщение ученика об истории строительства Санкт – Петербурга с демонстрацией слайдов и видеофильма с диска издательства «Кирилл и Мефодий». География 9 класс.

2. Анализ рис. 36 стр 127 учебника.

1. Какова особенность планировки города Санкт – Петербурга? 

В Санкт – Петербурге совсем нет тупиков, а каждый переулок стремится быть проспектом. Главные городские транспортные оси – улицы – являются и началом дорог, ведущих к другим городам и районам страны. Знаменитый Невский проспект – это дорога на Москву.

2. Какие города образуют Санкт – Петербургскую городскую агломерацию?

V Практическая работа.

«Оценка взаимодействия природы и человека на примере Санкт – Петербурга и его окружения.

а) Активизация опорных знаний:

· Откуда приходят циклоны на территорию России? Как они влияют на поднятие воды в бассейне Балтийского моря? (образуется большая волна)

· Что такое плывуны? (насыщенные водой рыхлые отложения, которые под давлением вышележащих водоносных пластов способны растекаться и передвигаться)

б) Проблемы Санкт – Петербурга. Решаемы ли они?

На доске выписаны проблемы. Проблемы Санкт – Петербурга и его окружения.

1. Наводнения

2. Ухудшение экологической ситуации

3. Необходима реконструкция, восстановление уникальных зданий, дворцов города и его пригородов.

 

                                                    1. Сообщения учащихся

По первой проблеме. Одна из важных проблем города на Неве это наводнения, чаще случающиеся осенью из – за нагонных явлений. Нева подпружинивается водами Финского залива и затопляет улицы, первые этажи домов Санкт – Петербурга. О наводнении в Санкт – Петербурге в 1824 году А.С. Пушкин написал строки в поэме «Медный всадник»:

     Но силой ветров от залива

     Перегражденная Нева

     Обратно шла, гневна, бурлива

    И затопляла острова.

    Погода пуще свирепела

    Нева вздувалась и ревела,

    Котлом клокоча, и клубясь,

    И вдруг, как зверь остервенясь,

    На город кинулась. Пред нею

    Все побежало, все вокруг

    Вдруг опустело – воды вдруг

     Втекли в подземные подвалы,

    К решеткам хлынули каналы,

   И всплыл Петрополь, как тритон,

   По пояс в воду погружен.

       

Писатель А.С. Грибоедов, очевидец наводнения писал: «Все изломанное в щепки неслось, влеклось неудержимым, неотразимым стремлением… Невский проспект превращен был в бурный пролив». Для защиты для наводнения (точнее от волн из залива) была построена дамба высотой 6 - 7 метров над уровнем моря. В ней имеются пропускные отверстия и ворота, которые будут закрываться. Дамба не даст водам Финского залива подниматься к Неве.

Вопросы к учащимся:

1. Какие положительные и отрицательные последствия связаны со строительством системы защитных дамб в Финском заливе? (положительные - не будет наводнения, отрицательные – проседание грунта)

2. Проблемный вопрос к разрешению второй проблемы. В какой последовательности необходимо решать вопросы: - Угроза катастрофического наводнения в Санкт - Петербурге

            - проблема загрязнения мелководной Невской губы, которую ещё при Петре I 

              называли «Маркизова лужа»

Но прежде чем ответим на это задание, давайте проанализируем таблицу «Центры и источники загрязнения»

Центры загрязнения Загрязняющие отрасли Сброс загрязненных вод, млн. куб. м. в год
Приморск Мебельная 1
Сясьстрой Целлюлозно-бумажная 67
Светлогорск Целлюлозно-бумажная 105
Питкяранта Целлюлозно-бумажная 30
Кириши Биохимическая 3
Волхов Алюминиевая 12
Бокситогорск Алюминиевая 38
Новгород Производство удобрений 57
Санкт – Петербург Разные отрасли 334
Другие центры   941
Итого   1600

 

Вопросы к учащимся:

1. Назовите центры наибольшего загрязнения бассейна Ладожского озера и Невы, виды и величину загрязнений;

2. Укажите направление движения загрязненных вод;

3. Укажите суммарную величину загрязнения в Финском заливе. 

Вывод по проблеме делают учащиеся.

 

Третья проблема.

        - Путешествие по прогородам Санкт – Петербурга.

Показ необходимости реконструкций, восстановление уникальных зданий, дворцов города и его пригородов.

(Просмотр фрагментов урока «Санкт – Петербург» с диска «География 9 класс издательства Кирилла и Мефодия»)

 

 

VI Работа с текстом учебника (параграф 28 стр 130-131)

Вопрос: Чем интересна для вас Калининградская область и город Калининград.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: