Причины кризиса в отношении Российской Федерации и Украины

Введение

В связи с кризисом российско-украинских отношений в 2014-2018 гг. вызывает интерес проблема его разрешения и прогнозов на будущее. В этой связи актуальны идеи прошлых лет в связи с современностью. Они помогают увидеть ошибки мыслителей и политиков прошлых лет, выявить причины современных проблем и вырабатывать стратегию новых отношений. В начале XX в. русский юрист и геополитик А.С. Ященко отмечал, что России не стоит силой навязывать свою гегемонию западным славянам. Они сами понимают, «...что без сильной России, на которую они могут всегда опереться и в ней искать вечно новых сил на борьбу, они осуждены на исчезновение перед напором других народов. Россия - их естественная союзница и опора». И далее он делает вывод: «.славянские народы должны очень скоро понять, что русский язык и русская культура есть единственная и действительно объединяющая общеславянская сила. Таким образом, в естественном росте исторического опыта созреет возможность общеславянского объединения». Вот здесь возможны конфедерация и федерация. По его мнению, «в России же федерализм мыслим лишь как раздробление единой суверенной власти, и поэтому он должен быть, безусловно, осужден». В России преобладает русское население и проживает лишь незначительное меньшинство инородцев. «Чтобы ослабить этот факт, совершенно произвольно делят русскую национальность на три национальности, которые составляют лишь вариации одной национальности». А.С. Ященко не думал о том, что самой России не будет в конце ХХ в. в ее исторических границах.

Развал СССР не решил многих проблем советского общества и государства, но породил новые, которых при СССР могло бы и не быть. Среди них - обострение национально-территориальных конфликтов.

Причины кризиса в отношении Российской Федерации и Украины

Причины кризиса в отношениях России и Украины носят многофакторный характер и имеют свою историю. Незаконность, поспешность и несправедливость при развале СССР повлекли за собой появление национально-территориальных конфликтов. В ряде мест они не привели к вооруженным столкновениям и носили культурный характер. Мюнхенская речь президента Российской Федерации В.В. Путина в 2007 г. является точкой отсчета новой расстановки сил

на мировой политической арене. Ко второму десятилетию XXI в. мир стал многополярно-бесполярным, так как отдельные государства, например КНДР, обладающие ядерным оружием, стали игнорировать требования США, показывая свою значимость. США и другие страны вынуждены были считаться с государствами-одиночками и изгоями, которые имеют ядерное оружие.

Отмечая изменения в международных отношениях, американский политолог-геополитик Бжезинский (1928-2017) считал, что встреча мировых лидеров «Большой восьмёрки» стала анахронизмом. Вопреки утверждениям, членство в ней не однозначно, что страны, входящие в неё, являются передовыми в экономическом отношении и демократиями в европейском понимании. Так, Россия не отвечает многим из этих критериев, а отсутствие Китая, как и Индии, Бразилии, Индонезии и Южной Африки, показывают, что «Восьмерка» стала пережитком прошлого и должна уступить место новым структурам». Ежегодные собрания группы сильнейших государств мира проходили с середины 1970-х гг. Россию пригласили в G7 в 1994 г.

18 марта 2014 г. представители семи крупных держав (США, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Япония и Канада) собрались на встречу без участия России в Брюсселе. Группа приостановила членство России в этой организации. Саммит был перенесён из Сочи в Брюссель. G8 превратилась в G7. В 2015 г. лидеры G7 собрались в Германии без президента России.

Даже известный русофоб Бжезинский исходил из тезиса, что для решения социальных проблем нужна политическая стабильность. Отвечая на вопрос о том, почему слабеет влияние США в мире, которое эта страна имела после Второй мировой войны, он отмечает, что это явление не постоянное. Только до XX в. ведущие державы могли удерживать свое господство около столетия. Бжезинский считал, что в случае ослабления Америки возникнут угрозы от России для Грузии, Азербайджана, Белоруссии и Украины. Поэтому Грузия должна вступить в НАТО. По мысли Бжезинского, Европейскому союзу надо продвигать европейские ценности в России. По Бжезинскому, должно быть продолжено движение Запада на Восток. Конечно, расширение Запада на Восток не означает, что произойдёт захват России. По поводу вступления России в Европейский союз Бжезинский высказывает сомнения. По мнению Бжезинского, Россию не надо принимать в ЕС, так как Россия может способствовать расколу ЕС, попытается «поглотить Украину». Эти рассуждения Бжезинского были опубликованы до бегства из Украины президента В.Ф. Януковича и до присоединения Крыма к Российской Федерации.

Разрыв веками сложившихся связей между людьми одной культуры, национализм правящих элит Украины привели к росту сепаратизма на Юго-Востоке Украины, который нашел поддержку отдельных российских политиков. После присоединения Крыма к Российской Федерации начался рост пророссийских выступлений на Юго -Востоке Украины, возник проект «Новороссия».

11 мая 2014 г. на территории Луганской и Донецкой областей прошли референдумы за государственную самостоятельность и создание Луганской народной республики (ЛНР) и Донецкой народной республики (ДНР). 12 мая руководство ЛНР объявило о независимости непризнанной республики. 18 мая был сформирован Верховный совет ДНР - орган законодательной власти. 19 мая республиканское собрание ЛНР обратилось в ООН с просьбой о признании государственного суверенитета ЛНР. В это же день появилась информация: «11 мая на территории Луганской области был проведен референдум, по итогам которого 96,2 % проголосовавших высказались за государственную самостоятельность региона и за создание Луганской народной республики. 12 мая руководство провозглашенного государства объявило о его независимости. Параллельно с Луганской областью аналогичный референдум был проведен и в Донбассе. По итогам референдума о статусе региона за независимость республики высказались 89,7 % проголосовавших. На следующий день после голосования руководство Донецкой народной республики обратилось к России с просьбой принять регион в свой состав». Они искренне надеялись, что российское руководство поступит с ними так же, как с Крымом. 22 мая Верховный совет ДНР обратился к России с просьбой признать независимость ДНР. Россия независимость ДНР не признала, так как это не входило в планы российского руководства. Чтобы координировать свои действия ДНР и ЛНР 24 июня 2014 г. объединились в конфедерацию ЛДНР - Союз народных республик (СНР). 26 июня спикером парламента СНР был избран О. Царёв. 15 июля 2014 г. парламент СНР внес изменения в конституцию конфедеративного государства - название «Новороссия». Идея Новороссии не имела концептуального выражения. Одним из главных вдохновителей этой идеи был глава ополчения ДНР П.Ю. Губарев, который заявил, что в Новороссию войдут восемь юго-восточных областей Украины: Харьковская, Одесская, Днепропетровская, Запорожская, Николаевская, Херсонская. В каждой области должен был пройти референдум. П.Ю. Губарев не исключал вхождения в состав Новороссии Кировоградской области и Республики Крым. 6 февраля 2015 г. народным советом ДНР было заявлено о претензиях на территорию Донецко -Криворожской Республики, которая существовала всего один год в 1918-1919 гг. Реально ДНР и ЛНР контролируют с августа 2014 г. по ноябрь 2017 г. лишь по 1/3 территории бывших Луганской и Донецкой областей. 18 мая 2015 г. министр иностранных дел непризнанной ДНР А. Кофман заявил о закрытии проекта «Новороссия» на неопределённое время. Глава парламента Новороссии О.А. Царёв объяснил закрытие тем, что создание Новороссии не предусмотрено Минским соглашением. 15 июня 2016 г. бывший глава ЛНР В. Болотов заявил о возрождении проекта «Новороссия». Мог ли быть реализован проект «Новороссия»? Мог бы, если бы Россия признала ДНР и ЛНР после референдума 11 мая 2014 г. Из Ростовской и Волгоградской областей Российской Федерации в ДНР и ЛНР приезжали казаки, которые желали либо возродить Новороссию, либо восстановить территорию Всевеликого войска Донского, в которую до победы большевиков входили территории ЛНР и ДНР. Были отдельные представители и из других субъектов Российской Федерации. Однако представители российского руководства заявляли, что Россия не заинтересована в присоединении ДНР и ЛНР. Поэтому проект «Новороссия» не имел перспективы. Гибель идеологов Новороссии А.Б. Мозгового (1975-2015), а потом В.Д. Болотова (1970-2017), уход из публичной политики П.Ю. Губарева и О.А. Царева означали крах идеи Новороссии и практики ее реализации.

С вхождением Крыма в состав России на основе Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 г. «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» в Конституцию Российской Федерации были внесены изменения. Этим правовым актом российская государственная власть показала всему миру, что вопрос с Крымом решен и обсуждению не подлежит. В марте 2014 г. Крым стал частью территории Российской Федерации.

Однако процесс интеграции Крыма в Российскую Федерацию -это дело не одного месяца и даже года. Россия ускоряет этот процесс, осуществляя строительство мостов, дорог и иных объектов инфраструктуры. Австрийский профессор по международному праву М. Гайстлингер рассмотрел основные международно-правовые аспекты включения Республики Крым в состав Российской Федерации с точки зрения реализации закрепленного в Уставе ООН права наций на самоопределение. М. Гайстлингер пишет: «Международно -правовой основной провозглашения независимости Республики Крым от Украины можно назвать следующие документы: Устав ООН, статью 1 Международного пакта ООН об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, а также Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (Declaration on Friendly Relations). Именно в рамках данных правовых актов предусмотрено свободное право наций на самоопределение с возможностью последующего объединения новых независимых территорий с другими государствами». По его мнению, «присутствие российских сил на территории Крыма было необходимо для легитимного и успешного проведения всенародного референдума по вопросу об изменении статуса Крымской Республики и города Севастополя. Более того, можно констатировать, что именно российские вооруженные силы обеспечили мирное проведение референдума, при этом абсолютно не повлияв на его исход и результаты голосования». После референдума в Крыму у части населения в Донецкой, Луганской, Харьковской, Николаевской, Херсонской и Одесской областях возникло желание выйти из состава Украины. Все эти территории не имели права на сецессию, а поэтому выход сам по себе противоречил Конституции Украины.

Профессор О.Ф. Скакун справедливо отмечает, что «обеспечить мировой правопорядок способно неукоснительное соблюдение норм международного права всеми государствами, независимо от величины их территории, политических амбиций их руководителей, состояния согласованности механизмов взаимодействия национальных систем - политической, экономической, правовой».

Экономическая интеграция Крыма в состав России не вызывает сомнений. Строительство дорог, развитие туризма и курортного дела уже получили одобрение населения Крыма. В период пребывания Крыма в составе Украины экономическое развитие полуострова было негативным. Так, профессор О.Ф. Скакун отмечает, что «...за годы независимости страны украинская власть недостаточно внимания уделяла экономическому и социально-культурному развитию этого региона (как, впрочем, и других регионов): настоящими хозяевами положения стали представители крупного бизнеса. Вместе с тем, будучи составной частью украинского народа, народ Крыма делил с ним его общие удачи и разочарования». Очень важным и интересным был факт, когда президент России подписал разработанный правительством федеральный закон, направленный на обеспечение пенсионных прав граждан в Крымском федеральном округе (Федеральный закон РФ от 3 июля 2016 г. № 235-Ф3).

Языковые фанатики в Украине породили множество проблем. Отмена Верховной радой Украины Закона Украины «О государственной языковой политике», который позволял придавать официальный статус русскому и другим негосударственным языкам на территории многих областей, расколола украинское общество. Сбылось то, о чем предупреждал профессор Гарвардского университета (США) украинского происхождения Р. Шпорлюк: «Нужно принимать во внимание тот факт, что народ Украины, по сути, двуязычен... Легчайший способ уничтожить Украину - это начать украинизировать неукраинцев. Наибольшую опасность для независимости Украины представляют языковые фанатики». 16 марта 2014 г. состоялся референдум в Крыму, по результатам которого 97 % избирателей Республики Крым и 95,6 % избирателей г. Севастополя проголосовали за возвращение полуострова в состав Российской Федерации. В октябре 2016 г. в Верховной раде Украины вновь прошли дебаты о вводе визового режима и разрыве дипломатических отношений с Российской Федерацией. Введение визового режима с Россией приведет к увеличению безработных, количества сторонников «Оппозиционного блока». Отношения между Россией и Украиной в конце 2016 г. приняли такой характер, что некоторые граждане России боятся ехать в Украину, а граждане Украины - в Россию. Граждане Украины и России живут в разных информационных полях. В силу этого граждане России, живущие в Крыму, уже не стремятся в Украину.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: