Тема 5.Исследование конкурентоспособности предприятия.
План:
Конкурентоспособность товара и методы ее оценки.
Конкурентоспособность предприятия и методы ее оценки.
| Конкурентоспособность товара - сравнительная характеристика потребительских и стоимостных показателей данного товара и товаров-конкурентов. |
| Цели оценки конкурентоспособности товара |
|
| ||||
|
|
| Разработка тактики предприятия | ||
|
|
| Разработка товарного ассортимента | ||
|
|
| Планирование цен | ||
|
|
| Планирование каналов сбыта | ||
|
|
| Планирование комплекса продвижения | ||
| Критерии конкурентоспособности товара 1.Качество товара – совокупность свойств, способных удовлетворять ту или иную потребность в соответствии с назначением товара в определенных условиях его эксплуатации. 2. Цена товара - совокупные затраты, связанные с приобретением товара и его использованием по целевому назначению. Выделяют: стоимость приобретения и стоимость потребления, приравнивая последнюю к экономичности пользования товара по целевому назначению. 3. Престижность товара - способность товара придавать его пользователю определенный социальный статус. Престижные товары это марочные товары, имеющие высокую стоимость, как правило, высокого качества. |
Потребительские свойства некоторых товарных групп
| Товарная группа | Потребительские свойства |
| 1 Продовольственные товары потребительского назначения | · вкус; · цвет; · запах; · консистенция; · сохраняемость; · внешний вид; · калорийность и др |
| 2 Непродовольственные товары потребительского назначения | · социальные свойства; · функциональные свойства; · эстетические свойства; · свойства надежности; · свойство долговечности; · эргономические свойства; · свойства безопасности и безвредности; · экологические свойства и др. |
| 3 Сырье и полуфабрикаты для промышленной переработки | · содержание полезных веществ; · влажность; · устойчивость к действию агрессивных сред; · возможность технологической переработки; · экологические свойства и др |
| 4 Станки и оборудование | · производительность; · эргономические свойства; · свойства надежности; · свойство ремонтопригодности и др. |
| 5 Здания и сооружения | · полезная площадь; · эргономические свойства; · свойства пожарной безопасности; · свойства сейсмической безопасности и др. |
| Этапы проведения оценки конкурентоспособности товара 1. Выбор критериев для оценки. 2. Определение значений выбранных критериев. 3. Оценка конкурентоспособности товара. |
| Методы оценки качества товаров Дифференциальный метод оценкикачества товаров основан на использовании единичных показателей качества, при помощи которых определяется соответствие данного товара уровню базового образца в целом или по отдельным показателям. Комплексный методоснован на сопоставлении обобщающих показателей качества оцениваемого и базового образцов. Смешанный метод оценки предполагает объединение единичных показателей качества по группам свойств и расчет для каждой группы группового комплексного показателя качества и последующую оценку групповых показателей дифференциальным методом. |
| Последовательность расчета показателя качества комплексным методом · выбор номенклатуры показателей качества, · определение коэффициентов весомостей показателей качества, · измерение показателей качества, · перевод показателей качества в относительные величины, · расчет комплексного показателя качества. |
| Методы оценки конкурентоспособности товара по критериям качества и цены товара 1. По схеме позиционирования 2. Индексный метод 3. Табличный метод |
Примеры оценки конкурентоспособности различными методами
А) По схеме позиционирования
| Качество товара, б | Y
| |||||
| .А | .Б | .М | ||||
| .Д.С | ||||||
0
| Х | |||||
| Цена товара, руб. | ||||||
Б) Индексным методом
| I конкурентоспособности товара = Качество товара * k Цена товара I конкурентоспособности товара А = 5 баллов * 10 = 5 10 рублей I конкурентоспособности товара Б = 3 балла * 10 = 3 10 рублей |
В) Табличным методом
| Марки товара | Цена, руб. | Качество, балл | Соотношение качества к цене | Ранг по цене | Ранг по качеству | Ранг по соотношению качества к цене | Сумма рангов |
| А | 10 | 5 | 5 | 1 | 1 | 1 | 3 |
| Б | 10 | 3 | 3 | 1 | 2 | 2 | 5 |
Вопрос 2.
| Конкурентоспособность предприятия - сравнительные преимущества хозяйствующего субъекта на рынке по отношению к аналогичным производителям товаров |
| Методы оценки конкурентоспособности предприятия 1. Матричный метод (метод оценки «Бостон консалтинг груп») 2. Метод, базирующийся на теории конкурентоспособности товара, 3. Методы, основанные на теории эффективной конкуренции. |
Примеры оценки конкурентоспособности различными методами
А) Матричным методом
![]() |
| Темп роста емкости рынка
| Y | |||||
| 5 | ||||||
| 4 | .Б | |||||
| 3 | ||||||
| 2 | .А | |||||
| 1 | ||||||
0
| 10 | 20 | 30 | 40 | 50 Х | |
| Относительная доля предприятия на рынке | ||||||
Определение положения предприятия на отраслевом рынке
Разработка стратегии предприятия
Выбор целевого рынка
Определение доли рынка и объема продаж
Долгосрочное планирование прибыли и рентабельности предприятия
Долгосрочное планирование инвестиций
Y
0







