Тема 5.Исследование конкурентоспособности предприятия.
План:
Конкурентоспособность товара и методы ее оценки.
Конкурентоспособность предприятия и методы ее оценки.
Конкурентоспособность товара - сравнительная характеристика потребительских и стоимостных показателей данного товара и товаров-конкурентов. |
Цели оценки конкурентоспособности товара |
Определение положения предприятия на отраслевом рынке | ||||
Разработка стратегии предприятия | Разработка тактики предприятия | |||
Выбор целевого рынка | Разработка товарного ассортимента | |||
Определение доли рынка и объема продаж | Планирование цен | |||
Долгосрочное планирование прибыли и рентабельности предприятия | Планирование каналов сбыта | |||
Долгосрочное планирование инвестиций | Планирование комплекса продвижения |
Критерии конкурентоспособности товара 1.Качество товара – совокупность свойств, способных удовлетворять ту или иную потребность в соответствии с назначением товара в определенных условиях его эксплуатации. 2. Цена товара - совокупные затраты, связанные с приобретением товара и его использованием по целевому назначению. Выделяют: стоимость приобретения и стоимость потребления, приравнивая последнюю к экономичности пользования товара по целевому назначению. 3. Престижность товара - способность товара придавать его пользователю определенный социальный статус. Престижные товары это марочные товары, имеющие высокую стоимость, как правило, высокого качества. |
Потребительские свойства некоторых товарных групп
Товарная группа | Потребительские свойства |
1 Продовольственные товары потребительского назначения | · вкус; · цвет; · запах; · консистенция; · сохраняемость; · внешний вид; · калорийность и др |
2 Непродовольственные товары потребительского назначения | · социальные свойства; · функциональные свойства; · эстетические свойства; · свойства надежности; · свойство долговечности; · эргономические свойства; · свойства безопасности и безвредности; · экологические свойства и др. |
3 Сырье и полуфабрикаты для промышленной переработки | · содержание полезных веществ; · влажность; · устойчивость к действию агрессивных сред; · возможность технологической переработки; · экологические свойства и др |
4 Станки и оборудование | · производительность; · эргономические свойства; · свойства надежности; · свойство ремонтопригодности и др. |
5 Здания и сооружения | · полезная площадь; · эргономические свойства; · свойства пожарной безопасности; · свойства сейсмической безопасности и др. |
Этапы проведения оценки конкурентоспособности товара 1. Выбор критериев для оценки. 2. Определение значений выбранных критериев. 3. Оценка конкурентоспособности товара. |
Методы оценки качества товаров Дифференциальный метод оценкикачества товаров основан на использовании единичных показателей качества, при помощи которых определяется соответствие данного товара уровню базового образца в целом или по отдельным показателям. Комплексный методоснован на сопоставлении обобщающих показателей качества оцениваемого и базового образцов. Смешанный метод оценки предполагает объединение единичных показателей качества по группам свойств и расчет для каждой группы группового комплексного показателя качества и последующую оценку групповых показателей дифференциальным методом. |
Последовательность расчета показателя качества комплексным методом · выбор номенклатуры показателей качества, · определение коэффициентов весомостей показателей качества, · измерение показателей качества, · перевод показателей качества в относительные величины, · расчет комплексного показателя качества. |
Методы оценки конкурентоспособности товара по критериям качества и цены товара 1. По схеме позиционирования 2. Индексный метод 3. Табличный метод |
Примеры оценки конкурентоспособности различными методами
А) По схеме позиционирования
Качество товара, б | Y | |||||
.А | .Б | .М | ||||
.Д.С | ||||||
0 | Х | |||||
Цена товара, руб. |
Б) Индексным методом
I конкурентоспособности товара = Качество товара * k Цена товара I конкурентоспособности товара А = 5 баллов * 10 = 5 10 рублей I конкурентоспособности товара Б = 3 балла * 10 = 3 10 рублей |
В) Табличным методом
Марки товара | Цена, руб. | Качество, балл | Соотношение качества к цене | Ранг по цене | Ранг по качеству | Ранг по соотношению качества к цене | Сумма рангов |
А | 10 | 5 | 5 | 1 | 1 | 1 | 3 |
Б | 10 | 3 | 3 | 1 | 2 | 2 | 5 |
Вопрос 2.
Конкурентоспособность предприятия - сравнительные преимущества хозяйствующего субъекта на рынке по отношению к аналогичным производителям товаров |
Методы оценки конкурентоспособности предприятия 1. Матричный метод (метод оценки «Бостон консалтинг груп») 2. Метод, базирующийся на теории конкурентоспособности товара, 3. Методы, основанные на теории эффективной конкуренции. |
Примеры оценки конкурентоспособности различными методами
А) Матричным методом
Темп роста емкости рынка
| Y | |||||
5 | ||||||
4 | .Б | |||||
3 | ||||||
2 | .А | |||||
1 | ||||||
0 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 Х | |
Относительная доля предприятия на рынке |