| Методика консультационной американской фирмы «Дан энд Брэдстрит» 1-ая группа показателей - показатели, отражающие эффективность производственно-сбытовой деятельности предприятий: отношение чистой прибыли к чистым продажам, отношение чистой прибыли к чистой стоимости материальных активов, отношение чистой прибыли к чистому оборотному капиталу. 2-ая группа показателей - показатели второй группы характеризуют состояние производственной сферы предприятия - в основном интенсивность использования основного и оборотного капитала: отношение чистых продаж к чистой стоимости материальных активов, отношение чистых продаж к чистому оборотному капиталу, отношение чистых продаж к стоимости материально-производственных запасов, отношение основного капитала к стоимости материальных активов, отношение материально-производственных запасов к чистому оборотному капиталу. 3-я группа показателей - показатели, связанные с финансовой деятельностью предприятия: отношение оборотного капитала к текущему долгу, период оплаты текущих счетов; отношение текущего долга к стоимости материальных активов, отношение текущего долга к стоимости материально-производственных запасов, отношение долгосрочных обязательств к чистому оборотному капиталу. |
| Комплексный метод оценки конкурентоспособности 1-ая группа показателей - показатели, характеризующие эффективность управления производственным процессом: экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления товара и организации труда на производстве. 2-ая группа показателей - показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия расплачиваться по своим долгам, возможность стабильного развития предприятия в будущем. 3-я группа показателей - показатели, позволяющие получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования. 4-я группа показателей - показатели конкурентоспособности товара - качество товара и цена. |
Критерии и показатели конкурентоспособности предприятия.
| Критерии и показатели конкурентоспособности | Роль показателя в оценке | Правило расчета показателя |
| 1. Эффективность производственной деятельности | ||
| 1.1 Издержки производства на единицу продукции | Отражает эффективность затрат при выпуске продукции. | Валовые издержки / Объем выпуска продукции |
| 1.2 Фондоотдача | Характеризует эффективность использования основных производственных фондов. | Объем выпуска продукции / Среднегодовая стоимость основных производственных фондов |
| 1.3 Рентабельность товара | Характеризует степень прибыльности товара. | (Прибыль от реализации / Полная себестоимость продукции) х 100% |
| 1.4Производительность труда | Отражает эффективность организации производства и использования рабочей силы. | Объем выпуска продукции / Среднесписочная численность работников |
| 2. Финансовое положение предприятия | ||
| 2.1 Коэффициент автономии | Характеризует независимость предприятия от заемных источников. | Собственные средства / Общая сумма источников |
| 2.2 Коэффициент платежеспособности | Отражает способность предприятия выполнять свои внешние обязательства и измеряет вероятность банкротства. | Собственный капитал / Общие обязательства |
| 2.3 Коэффициент абсолютной ликвидности | Отражает качественный состав средств, являющихся источниками покрытия текущих обязательств. | Денежные средства и быстрореализуемые ценные бумаги / Краткосрочные обязательства |
| 2.4 Коэффициент оборачиваемости оборотных средств. | Характеризует эффективность использования оборотных средств. Соответствует времени, в течение которого оборотные средства проходят все стадии производства и обращения. | Выручка от реализации продукции / Среднегодовой остаток оборотных средств |
| 3.Эффективность организации сбыта и продвижения продукции | ||
| 3.1 Рентабельность продаж | Характеризует степень прибыльности работы предприятия на рынке, правильности определения рыночной цены. | ( Прибыль от реализации / Объем продаж) х100% |
| 3.2 Коэффициент затоваренности готовой продукцией | Отражает степень затоваренности готовой продукции. Рост показателя свидетельствует о снижении спроса. | Объем нереализованной продукции / Объем продаж |
| 3.3 Коэффициент загрузки производственной мощности | Характеризует деловую активность предприятия, эффективность работы службы сбыта. | Объем выпуска продукции /Производственная мощность |
| 3.4 Коэффициент эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта | Характеризует экономическую эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта. | Затраты на рекламу и стимулирование сбыта / Прирост прибыли от реализации |
| 4. Конкурентоспособность товара | ||
| 4.1 Качество товара | Характеризует способность товара удовлетворять потребности в соответствии с его назначением | Комплексный метод оценки |
| 4.2 Цена товара | - | - |
| Формула для расчета конкурентоспособности предприятия комплексным методом оценки n К к.п.=S mi *Ji, I=1 К к.п – комплексный показатель конкурентоспособности предприятия, mi – i-ый критерий конкурентоспособности, Ji– коэффициент весомости i–ого критерия конкурентоспособности. |
| Список дополнительной литературы. 1.Агапцов С.А., Максимова И.В. Оценка эффективности промышленного предприятия: Учебное пособие/ВАГС.- Волгоград, 1996. 2.Агапцов С.А., Максимова И.В. Оценка эффективности промышленно продукции: Учебное пособие/ВАГС.- Волгоград, 1996. 3.Как продавать товар на внешнем рынке./ Под ред. Савинова Ю.А. - М.: Мысль, 1990. 4.Перекалина Н.С. Качество в системе маркетинга. - М.: Система, 1992. 5. Романов А.Н., Лукасевич И.Я. Оценка коммерческой деятельности предпринимательства: опыт зарубежных корпораций. - М.: Финансы и статистика, 1993. |






