Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов :
• личностных:
— устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;
— готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;
— объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;
— умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
— готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;
— умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
— умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;
• метапредметных:
— овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;
— применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
— умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;
— умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;
• предметных:
— сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество—природа»;
— сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
— владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
— владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
— сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
— сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
Реализацию общих компетенций в соответствии с ФГОС-4
- ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
- ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
- ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
- ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
- ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
- ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
- ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
- ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
- ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Объект изучения экологии — взаимодействие живых систем. Роль экологии вформировании современной картины мира и в практической деятельности людей.
Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.
Экология как научная дисциплина
Общая экология. Среда обитания и факторы среды.Общие закономерности действия факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера.
Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии.Среда,окружающая человека, ее специфика и состояние. Понятие«загрязнение среды».
Прикладная экология. Экологические проблемы:региональные и глобальные.Причины возникновения глобальных экологических проблем.
Демонстрации
Экологические факторы и их влияние на организмы.
Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.
Практическое занятие
Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося.
2. Среда обитания человека и экологическая безопасность
Среда обитания человека. Окружающая человека среда и ее компоненты.Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда.
Городская среда. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека.
Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства.
Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы.
Демонстрация
Схема агроэкосистемы.
Практическое занятие
Описание жилища человека как искусственной экосистемы.