Возникновение концепции устойчивого развития. Возникновение экологических понятий«устойчивость»и «устойчивое развитие».
«Устойчивость и развитие». Способы решения экологических проблем в рамкахконцепции «Устойчивость и развитие». Экологические след и индекс человеческого развития.
Демонстрации
Использование ресурсов и развитие человеческого потенциала.
Индекс «живой планеты». Экологический след.
Практическое занятие
Решение экологических задач на устойчивость и развитие.
Охрана природы
Природоохранная деятельность. Типы организаций, способствующих охране природы.. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации.
Природные ресурсы и их охрана. Природно-территориальные аспекты экологических проблем.
Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана лесных ресурсов в России.Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов).
Демонстрации
Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе.
Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Особо охраняемые природные территории России.
Практическое занятие
Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ (ДОКЛАДОВ), ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
1. Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.
2. Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.
3. Возможности управления почвенными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.
4. Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы: способы решения проблемы исчерпаемости.
5. Земельный фонд и его динамика под влиянием антропогенных факторов.
6. История и развитие концепции устойчивого развития.
7. Окружающая человека среда и ее компоненты: различные взгляды на одну проблему.
8. Основные экологические приоритеты современного мира.
9. Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: возможные способы решения проблем.
10. Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы.
11. Популяция как экологическая единица.
12. Причины возникновения экологических проблем в городе.
13. Причины возникновения экологических проблем в сельской местности.
14. Проблемы водных ресурсов и способы их решения (на примере России).
15. Проблемы почвенной эрозии и способы ее решения в России.
16. Проблемы устойчивости лесных экосистем в России.
17. Система контроля за экологической безопасностью в России.
18. Современные требования к экологической безопасности продуктов питания.
19. Среда обитания и среды жизни: сходство и различия.
20. Структура экологической системы.
21. Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития.
22. Твердые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации.
23. Энергетические ресурсы и проблема их исчерпаемости.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Для профессии СПО технического профиля профессионального образования 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей общее количество часов, отводимых на дисциплину «Экология» составляет 38 часа, из них на самостоятельную работу 4 часа, всего на промежуточную аттестацию 2 часа.
| Вид учебной работы | Количество часов | |||
| Аудиторные занятия. Содержание обучения | Профессии СПО Технический профиль | |||
| Введение | 2 | |||
| 1. Экология как научная дисциплина | 10 | |||
| 2. Среда обитания человека и экологическая безопасность
| 10 | |||
| 3. Концепция устойчивого развития | 4 | |||
| 4. Охрана природы | 12 | |||
| Итого | 36 | |||
| Дифференцированный зачет | 2 | |||
| Итого | 38 | |||
| Самостоятельная работа | ||||
| Подготовка к тематическим контрольным работам Подготовка к промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета |
-
| |||
| Всего | 38 | |||
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ
| Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
| Введение | Знакомство с объектом изучения экологии. Определение роли экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Демонстрация значения экологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования |
| 1. ЭКОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ | |
| Общая экология | Умение выявлять общие закономерности действия факторов среды на организм. Получение представлений о популяции, экосистеме, биосфере. |
| Социальная экология | Знакомство с предметом изучения социальной экологии. Умение выделять основные черты среды, окружающей человека. |
| Прикладная экология | Умение выявлять региональные экологические проблемы и указывать причины их возникновения, а также возможные пути снижения последствий на окружающую среду. |
| 2. СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ | |
| Среда обитания человека | Овладение знаниями об особенностях среды обитания человека и ее основных компонентов. Умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «комфорт среды обитания человека», получаемым из разных источников, включая рекламу. Знание основных экологических требований к компонентам окружающей человека среды. |
| Городская среда | Знакомство с характеристиками городской квартиры как основного экотопа современного человека. Умение определять экологические параметры современного человеческого жилища. Знание экологических требований к уровню шума, вибрации, организации строительства жилых и нежилых помещений, автомобильных дорог в условиях города. |
| Сельская среда | Знание основных экологических характеристик среды обитания человека в условиях сельской местности. |
| 3. КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ | |
| Возникновение концепции устойчивого развития | Знание основных положений концепции устойчивого развития и причин ее возникновения. Умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «устойчивое развитие». |
| Устойчивость и развитие | Знание основных способов решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». Умение различать экономическую, социальную, культурную и экологическую устойчивость. Умение вычислять индекс человеческого развития по отношению к окружающей среде. |
| 4. ОХРАНА ПРИРОДЫ | |
| Природоохранная деятельность | Знание истории охраны природы в России и основных типов организаций, способствующих охране природы. Умение определять состояние экологической ситуации окружающей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу. |
| Природоохранная деятельность | Знание истории охраны природы в России и основных типов организаций, способствующих охране природы. Умение определять состояние экологической ситуации окружающей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу. |
| Природные ресурсы и их охрана | Умение пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением — для оценки состояния окружающей среды и ее потребности в охране. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ






