Концепция устойчивого развития

 

Возникновение концепции устойчивого развития. Возникновение экологических понятий«устойчивость»и «устойчивое развитие».

 

«Устойчивость и развитие». Способы решения экологических проблем в рамкахконцепции «Устойчивость и развитие». Экологические след и индекс человеческого развития.

Демонстрации

Использование ресурсов и развитие человеческого потенциала.

Индекс «живой планеты». Экологический след.

Практическое занятие

Решение экологических задач на устойчивость и развитие.

 

Охрана природы

 

Природоохранная деятельность. Типы организаций, способствующих охране природы.. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации.

Природные ресурсы и их охрана. Природно-территориальные аспекты экологических проблем.

 

Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана лесных ресурсов в России.Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов).

Демонстрации

 

Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе.

 

Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Особо охраняемые природные территории России.

Практическое занятие

Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ (ДОКЛАДОВ), ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

 

1. Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.

 

2. Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.

 

3. Возможности управления почвенными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.

 

4. Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы: способы решения проблемы исчерпаемости.

5. Земельный фонд и его динамика под влиянием антропогенных факторов.

6. История и развитие концепции устойчивого развития.

 

7. Окружающая человека среда и ее компоненты: различные взгляды на одну проблему.

8. Основные экологические приоритеты современного мира.

 

9. Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: возможные способы решения проблем.

10. Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы.

11. Популяция как экологическая единица.

12. Причины возникновения экологических проблем в городе.

13. Причины возникновения экологических проблем в сельской местности.

14. Проблемы водных ресурсов и способы их решения (на примере России).

15. Проблемы почвенной эрозии и способы ее решения в России.

16. Проблемы устойчивости лесных экосистем в России.

17. Система контроля за экологической безопасностью в России.

18. Современные требования к экологической безопасности продуктов питания.

19. Среда обитания и среды жизни: сходство и различия.

20. Структура экологической системы.

21. Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития.

22. Твердые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации.

23. Энергетические ресурсы и проблема их исчерпаемости.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Для профессии СПО технического профиля профессионального образования 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей общее количество часов, отводимых на дисциплину «Экология» составляет 38 часа, из них на самостоятельную работу 4 часа, всего на промежуточную аттестацию 2 часа.

 

Вид учебной работы

Количество часов

 

Аудиторные занятия. Содержание обучения

Профессии СПО

Технический профиль

 

Введение

2

 
 

1. Экология как научная дисциплина

10

 

2. Среда обитания человека и экологическая безопасность

 

 

10

 

3. Концепция устойчивого развития

4

 

4. Охрана природы

12

 

Итого

36

Дифференцированный зачет

2

 

Итого

38

 

Самостоятельная работа

 

Подготовка к тематическим контрольным работам

Подготовка к промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета

 

 

-

 

 

Всего

38

 
         

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ

Содержание обучения Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)
Введение Знакомство с объектом изучения экологии. Определение роли экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Демонстрация значения экологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования

1. ЭКОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ

Общая экология Умение выявлять общие закономерности действия факторов среды на организм. Получение представлений о популяции, экосистеме, биосфере.
Социальная экология Знакомство с предметом изучения социальной экологии. Умение выделять основные черты среды, окружающей человека.
Прикладная экология Умение выявлять региональные экологические проблемы и указывать причины их возникновения, а также возможные пути снижения последствий на окружающую среду.

2. СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Среда обитания человека Овладение знаниями об особенностях среды обитания человека и ее основных компонентов. Умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «комфорт среды обитания человека», получаемым из разных источников, включая рекламу. Знание основных экологических требований к компонентам окружающей человека среды.
Городская среда Знакомство с характеристиками городской квартиры как основного экотопа современного человека. Умение определять экологические параметры современного человеческого жилища. Знание экологических требований к уровню шума, вибрации, организации строительства жилых и нежилых помещений, автомобильных дорог в условиях города.
Сельская среда Знание основных экологических характеристик среды обитания человека в условиях сельской местности.

3. КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Возникновение концепции устойчивого развития Знание основных положений концепции устойчивого развития и причин ее возникновения. Умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «устойчивое развитие».
Устойчивость и развитие Знание основных способов решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». Умение различать экономическую, социальную, культурную и экологическую устойчивость. Умение вычислять индекс человеческого развития по отношению к окружающей среде.

4. ОХРАНА ПРИРОДЫ

Природоохранная деятельность Знание истории охраны природы в России и основных типов организаций, способствующих охране природы. Умение определять состояние экологической ситуации окружающей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу.
Природоохранная деятельность Знание истории охраны природы в России и основных типов организаций, способствующих охране природы. Умение определять состояние экологической ситуации окружающей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу.
Природные ресурсы и их охрана Умение пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением — для оценки состояния окружающей среды и ее потребности в охране.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: