Практическое занятие № 2
«сводка и группировка данных»
Время на выполнение: 2 часа
Цель работы: обработка данных статистического наблюдения.
Задачи работы:
1. Построить ряд распределения и статистическую группировку.
2. Построить и проанализировать статистические таблицы и графики.
Обеспечение: методическое пособие, учебные пособия, калькулятор, мультимедийное оборудование.
Основные понятия:
Понятие о статистической сводке и ее задачи. Программа сводки.
Организация сводки. Общее понятие о ее технике.
Группировка. Виды статистических группировок: типологические, структурные, аналитические.
Группировочный признак.
Ряды распределения, их виды.
Графическое изображение рядов распределения.
Краткие теоретические сведения:
Статистической сводкой называется научная обработка материалов статистического наблюдения для получения обобщающих характеристик изучаемого объекта.
Важно уяснить, что статистическая сводка проводится по программе, основанием которой является перечень групп, распределяющих совокупность и состав показателей, подлежащих изучению.
Статистическая группировка имеет большое научное и практическое значение. С помощью группировок выделяют основные темы изучаемых явлений, выясняют состав совокупности и происшедшие с ней структурные изменения.
Для понятия сущности задач и видов группировок следует правильно сделать выбор группировочного признака.
Группировочными признаками называют признаки единиц совокупности, положенные в основание группировки статистического материала.
Признаки могут иметь количественное выражение (количественные), и качественное (атрибутивные).
Рядом распределения называют упорядоченное распределение единиц совокупности на группы по определенному изменяющемуся признаку. Ряды бывают атрибутивные и вариационные. Атрибутивные ряды построены по качественному признаку.
Вариационные ряды построены по количественному признаку. Любой вариационный ряд состоит из 2-х элементов; вариантов и частот. Вариантами называют значения признака. Частоты показывают, как часто встречается данный признак (варианты) в данном ряду распределения. Количественный признак в вариационном ряду может принимать целое значение (дискретный, вариационный ряд) или находится в определенном интервале (интервальный вариационный ряд).
Дискретные вариационные ряды графически изображают в виде полигона, а интервальные - в виде гистограммы.
Задание №1.
1. Применяя к исходным данным метод аналитической группировки, выявите характер зависимости выпуска продукции на одно предприятие от величины ОПФ. При группировке по факторному признаку образуйте 4 группы предприятий с равными интервалами. Каждую группу охарактеризуйте количеством предприятий, среднегодовой стоимостью ОПФ, продукцией за отчетный период, по группе на одно предприятие и в целом по предприятию.
2. Постройте статистический ряд распределения предприятий по выпуску продукции, образовав четыре группы с равными интервалами.
Номер предприятия | Стоимость ОПФ, млн. руб. | Продукция за отчетный период, млн. руб, |
1 | 5,1 | 8,4 |
2 | 5,8 | 8,9 |
3 | 7,2 | 9,7 |
4 | 11,0 | 13,0 |
5 | 4,2 | 7,8 |
6 | 4,4 | 7,7 |
7 | 5,2 | 8,4 |
8 | 5,8 | 8,9 |
9 | 8,4 | 10,8 |
10 | 6,2 | 9,2 |
11 | 2,4 | 5,4 |
12 | 3,7 | 7,4 |
13 | 4,2 | 7,6 |
14 | 4,9 | 8,1 |
15 | 5,7 | 8,6 |
16 | 8,0 | 10,1 |
17 | 5,0 | 8,1 |
18 | 2,6 | 6,5 |
19 | 3,4 | 7,2 |
20 | 4,2 | 7,4 |
Решения заданий запишите в рабочую тетрадь и сдайте преподавателю.
Тема «Абсолютные и относительные величины»
Практическое занятие № 3
«Определение Абсолютных и относительных показателей»
Время на выполнение: 2 часа
Цель работы: определение абсолютных и относительных величин.
Задачи работы:
Рассчитать абсолютные и относительные величины. Сформулировать выводы.
Обеспечение: методическое пособие, учебные пособия, калькулятор, мультимедийное оборудование.
Основные понятия:
Обобщающие показатели в статистике
Абсолютные статистические величины: их значение, виды, единицы измерения.
Относительные величины и формы их выражения. Виды относительных величин
Краткие теоретические сведения:
В процессе статистического наблюдения сообщаются количественные сведения об общественных явлениях, выраженные в абсолютных величинах. Абсолютные величины могут быть выражены в различных единицах измерений.
Относительные величины есть производные показателей от абсолютных величин. Относительные величины представляют собой результат деления одного абсолютного показателя на другой. Абсолютный показатель, находящийся в числителе, называют текущим или сравниваемым. Показатель, находящийся в знаменателе, называют основанием или базой сравнения.
Виды относительных показателей:
1. Относительный показатель динамики (ОПД) представляет собой отношение уровня исследуемого процесса или явления за данный период времени и уровня этого же процесса или явления в прошлом.
Текущий показатель
ОПД = —————————— х 100 %
Базисный показатель
2. Относительный показатель плана представляет собой отношение планируемого уровня исследуемого процесса или явления за данный период времени и достигнутого уровня этого же процесса или явления в прошлом.
Показатель, планируемый на (i +1) период
ОПП = ——————————————————— х 100 %
Показатель, достигнутый в i периоде
3. Относительный показатель структуры представляет собой соотношение структурных частей, исследуемого объекта и их целого:
Показатель, характеризующий часть совокупности
ОПС = ————————————————————— х 100 %
Показатель по всей совокупности в целом
4. Относительный показатель сравнения представления одноименных абсолютных показателей, характеризующих разные объекты (предприятия, фирмы, районы, области, страны):
Показатель, характеризующий объект А
ОПС р. = -------------------------------------------------
Показатель, характеризующий объект В
Задание №1
Определите ОПРП товарооборота по группам товаров и в целом по магазину на основе данных (тыс. руб.).
Наименование отделов группы товаров | Плановый товарооборот | Фактический товарооборот |
Гастрономический | 25.000 | 30.000 |
Бакалейный | 30.000 | 33.000 |
Вино-водочный | 15.000 | 18.000 |
Задание №2.
Группа товаров | Плановая структура | Фактическая структура |
А | 312 | 330 |
Б | 920 | 900 |
В | 2500 | 3100 |
Г | 800 | 800 |
Итого: | 4532 | 5130 |
Вычислите плановую и фактическую структуру товарооборота по данным (тыс. руб.):
Задание №3.
На заводе на начало текущего года по списку числится 2.100 человек, а административно-управленческого персонала -150 человек.
Найти соотношение между численностью рабочих и численностью административно-управленческого персонала.
Задание №4.
Вычислите относительные показатели структуры внешнеторгового оборота России со странами СНГ по кварталам. Сделать выводы.
Внешнеторговый оборот | IV квартал 2001 г. | I квартал 2002 г. |
Экспорт (млн. долларов) | 12000 | 10000 |
Импорт (млн. долларов) | 7000 | 6000 |
Решения заданий запишите в рабочую тетрадь и сдайте преподавателю.
Тема «Средние величины и показатели вариации»
Практическое занятие № 4
«Определение средних величин»
Время на выполнение: 2 часа
Цель работы: определение средних величин.
Задачи работы:
Определить формулу и рассчитать средние величины. Сформулировать выводы.
Обеспечение: методическое пособие, учебные пособия, калькулятор, мультимедийное оборудование.
Основные понятия:
Средние величины в статистике, их сущность.
Виды средних величин: средняя арифметическая (простая и взвешенная), средняя гармоническая (простая и взвешенная), средняя хронологическая. Условия их применения.
Краткие теоретические сведения:
Обобщающими характеристиками различных сторон хозяйственной деятельности являются величины. Обязательным условием применения средних величин - это качественная однородность всех единиц совокупности в отношении изучаемых признаков.
Применяя различные виды средних величин важно разобраться, что их применение зависит от поставленных задач и характера исходных данных, при этом необходимо правильно определить частоты в вариационных рядах.
Средняя арифметическая исчисляется в тех случаях, когда объем определяемого признака как сумма его значений отдельных единиц совокупности. В зависимости от характера исходных данных определяют: среднюю арифметическую простую, среднюю арифметическую взвешенную.
Если признак, по которому определяется среднее значение, (варианты), входит в состав весов (частот) в качестве одного из сомножителей, применяется средняя гармоническая величина.
1. Средняя арифметическая простая:
х1 + х2 +... + хn S хi
Х= ------------------------- = ---------;
n n
х - значение признаков;
n - количество признаков, которое встречается в совокупности.
2. Средняя арифметическая взвешенная применяется, когда признак может, повторяться несколько раз:
S х1 * Fi х1 * F1 + х2 * F2 +... хn *Fn
Х = ------------- = -------------------------------------;
S Fi F1 + F2 +... Fn
х - значение признаков;
f – частота, количество раз, когда этот признак встречается в совокупности.
3. Средняя гармоническая.
S Wi
х = ----;
S Wi
xi
W- общее значение признака.
Задание №1.
Определите вид средней величины и сделайте расчеты среднего отклонения размера веса от номинала в г., приходящегося на 1 пряник.
Отклонение веса от номинала, г | Число пряников, шт |
0-20 | 6 |
20-40 | 15 |
40-60 | 30 |
60-80 | 51 |
80-100 | 48 |
100-120 | 5 |
Итого: | 155 |
Сформулируйте выводы.
Решения заданий запишите в рабочую тетрадь и сдайте преподавателю.
Задание №2.
Определите моду и медиану.
Стаж, лет | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Число сотрудников сотрудников | 43 | 32 | 25 | 13 | 10 | 7 |
Сформулируйте выводы.
Практическое занятие № 5
«Определение показателей вариации»
Время на выполнение: 2 часа
Цель работы: определение показателей вариации.
Задачи работы:
Рассчитать показатели вариации. Сформулировать выводы.
Обеспечение: методическое пособие, учебные пособия, калькулятор, мультимедийное оборудование.
Основные понятия:
Показатели вариации: дисперсия, среднее квадратическое отклонение, среднее линейное отклонение, коэффициент вариации.
Краткие теоретические сведения:
Вариация — это различия индивидуальных значений признака у единиц изучаемой совокупности. Изменение вариации признака в совокупности осуществляется с помощью абсолютных и относительных показателей.
Абсолютные показатели вариации включают:
§ размах вариации
§ среднее линейное отклонение
§ дисперсию
§ среднее квадратическое отклонение
1. Размах вариации — это разность между максимальным и минимальным значениями признака
2. Среднее линейное отклонение — это средняя арифметическая из абсолютных отклонений отдельных значений признака от средней.
Среднее линейное отклонение простое:
Среднее линейное отклонение взвешенное применяется для сгруппированных данных:
3. Дисперсия - представляет собой средний квадрат отклонений индивидуальных значений признака от их средней величины.
Дисперсия простая:
Дисперсия взвешенная:
4. Среднее квадратическое отклонение равно квадратному корню из среднего квадрата отклонений отдельных значений признака от средней арифметической.
Задание №1.
Произведите расчет показателей вариации для группы предприятий по стоимости ОПФ: дисперсию, среднее квадратическое отклонение, среднее линейное отклонение, коэффициент вариации.
Группы предприятий по стоимости ОПФ, млн. руб. | 4-16 | 16-18 | 18-20 | 20-22 | 22-24 |
Число предприятий | 2 | 6 | 10 | 4 | 3 |
Сформулируйте выводы.
Решения заданий запишите в рабочую тетрадь и сдайте преподавателю.
Тема «Ряды динамики»
Практическое занятие № 8
«Определение показателей динамики»
Время на выполнение: 2 часа
Цель работы: определение показателей и анализ динамики рассматриваемого явления.
Задачи работы:
Определить показатели динамики цепным и базисным методом. Сформулировать выводы.
Обеспечение: методическое пособие, учебные пособия, калькулятор, мультимедийное оборудование.
Основные понятия:
Статистические ряды динамики. Виды динамических рядов.
Показатели ряда динамики: уровень ряда, абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, абсолютное значение 1 % прироста.
Средний уровень ряда.
Краткие теоретические сведения:
Одним из важнейших направлений анализа рядов динамики является изучение особенностей развития явления за отдельные периоды времени.С этой целью для динамических рядов рассчитывают ряд показателей:К - темпы роста, - абсолютные приросты, - темпы прироста. Темп роста - относительный показатель, получающийся в результате деления двух уровней одного ряда друг на друга. Темпы роста могут рассчитываться как цепные, когда каждый уровень ряда сопоставляется с предшествующим ему уровнем: , либо как базисные, когда все уровни ряд сопоставляются с одним и тем же уровнем , выбранным за базу сравнения: . Темпы роста могут быть представлены в виде коэффициентов либо в виде процентов. Абсолютный прирост - разность между двумя уровнями ряда динамики, имеет ту же размерность, что и уровни самого ряда динамики. Абсолютные приросты могут быть цепными и базисными, в зависимости от способа выбора базы для сравнения: цепной абсолютный прирост ; базисный абсолютный прирост . Для относительной оценки абсолютных приростов рассчитываются показатели темпов прироста. Темп прироста - относительный показатель, показывающий на сколько процентов один уровень ряда динамики больше (или меньше) другого, принимаемого за базу для сравнения.Базисные темпы прироста: .Цепные темпы прироста: , где и - абсолютный базисный или цепной прирост; - уровень ряда динамики, выбранный за базу для определения базисных абсолютных приростов; - уровень ряда динамики, выбранный за базу для определения i-го цепного абсолютного прироста.Существует связь между темпами роста и прироста: К = К - 1 или К = К - 100 % (если темпы роста определены в процентах).Если разделить абсолютный прирост (цепной) на темп прироста (цепной) за соответствующий период, получим показатель - абсолютное значение одного процента прироста:В качестве обобщенной характеристики уровней ряда динамики служит средний уровень ряда динамики . В зависимости от типа ряда динамики используются различные расчетные формулы.
Интервальный ряд абсолютных величин с равными периодами (интервалами времени):
Моментный ряд с равными интервалами между датами: .
Моментный ряд с неравными интервалами между датами:
где - уровни ряда, - интервал времени, п - число периодов.
Задание №1.
Определите показатели динамики выпуска продукции в 1990 -1994 г. базисным методом: средний уровень ряда; темп роста; темп прироста; абсолютный прирост; абсолютное значение 1 % прироста.
Годы | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 |
Выпуск, млн. тонн млн.тонн | 21,2 | 22,4 | 24,9 | 28,6 | 31,6 |
Сформулируйте выводы