Тема 16. История католической церкви в VI-XVI вв

Лекция. 1 дек.

1. Католическая церковь как социально-экономический и политический институт.

2. Католическая церковь в VI-XI вв.

3. Клюнийское движение и деятельность папы Григория VII, теократическая доктрина папства.

4. Упадок католической церкви в XIV-XVI вв.

 

Рекомендуемая литература.

 

1. Бордонов Ж. Повседневная жизнь тамплиеров в XIII в. М., 2004.

2. Гергей Е. История папства. М., 1996.

3. Григулевич И. Р. История инквизиции. М., 1970.

4. Григулевич И. Р. Крест и меч. М., 1977.

5. Заборов Г. И. Папство и крестовые походы. М., 1960.

6. История инквизиции. М., 1994. Т.1-3.

7. История средних веков в 2т. М., 1997.

8. Ковальский Я. Папы и папство. М., 1991.

9. Лозинский С. Г. История папства. М., 1986.

10. Мулен Л. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы: X-XVвв. М., 2002.

11. Очерки истории христианской церкви в Европе: античность, средние века, Реформация. Смоленск, 1999.

12. Шейнман М. М. Папство. М., 1959.

 

 

Тема 17 Политическое учение отцов церкви: А. Блаженный и Ф. Аквинский.

Семинар. 8 дек.

 

1. Аврелий Августин и его жизнь (сообщение).

2. Августин как богослов: борьба с язычеством и ересями.

3. Концепция божьего царства и земного царства. Возникновение, развитие и сравнение двух царств.

4. Отношение Августина к папской власти, церкви, соборам, частной собственности.

5. Значение учения Августина Блаженного и его эволюция.

6. Личность Ф. Аквинского (сообщение).

7. Средневековая схоластика и ее особенности.

8. Истоки учения Аквинского (Аристотель).

9. Вопросы светской и духовной власти в сочинениях Аквинского.

10. Государство и формы правления по Аквинскому.

11. Правовая концепция Ф. Аквинского.

 

 

Рекомендуемая литература.

 

1. Августин Блаженный. О граде Божьем. М., 1999.

2. Августин Блаженный. Исповедь. М., 1992.

3. Аквинский Ф. О правлении государей.

4. Аквинский Ф. Сумма теологии // Антология мировой философии. Т. 1., М., 1969.

 

5. Боргош Ю. Фома Аквинский М., 1975.

6. Гарин И. И. Августин Блаженный // Пророки и поэты. Т. 1. М., 1992. С. 67-190.

7. Гарин И. И. Пророки и поэты. Т. 1. М., 1992.

8. Герье Н. И. Блаженный Августин. М., 2003.

9. Лейн Т. Христианские мыслители. Спб., 1997.

10. Чичерин Б. H. Политические мыслители древнего и нового мира. М., 2001.

 

Методические рекомендации.

По первому и пятому вопросам (сообщение): осветить основные этапы жизненного пути А. Блаженного и Ф. Аквинского, и их философию, не затрагивая политическую концепцию. По второму вопросу необходимо остановится на полемике Августина с язычниками и его отношении к донатизму и пелагианству. Третий вопрос государству в концепции Августина, есть ли разница между государствами языческими и христианскими, возникновение и развитие государства. Что такое божье царство? При рассмотрении четвертого вопроса необходимо проанализировать соотношение светской и духовной власти в концепции Августина, роль собора и папской курии.

Вторая часть семинара посвящена политической концепции другого видного теолога католической церкви Ф. Аквинскому. Шестой вопрос затрагивает средневековую схоластику, ярким представителем которой и был Аквинский. Что такое схоластика, каковы ее характерные особенности? При рассмотрении седьмого вопроса необходимо выяснить какое влияние оказал на Аквинского Аристотель, можно ли считать, что политическая теория Аквинского базируется на идеях античного мыслителя? Восьмой и девятый вопрос посвящены соотношению светской и духовной власти, государству, формам правления. Необходимо не только раскрыть концепцию Аквинского, но и выяснить в чем ее отличия от теории Августина, что нового дал «сицилийский бык» католической церкви? Последний вопрос затрагивает правовую концепцию Аквинского.

 

 

Тема 18. Политические учения средневековых ересей.

Семинар и лекция.

 

Семинар. 8 дек.

 

1. Социальные и догматические корни средневековых ересей; бюргерская и крестьяно-плебейская разновидности ересей.

2. Ранние ереси: монтанисты, арианство, несторианство. Монофизитство, пелагианство, донатизм, гностики.

3. Ереси в Византии: павликиане, богомилы.

4. Ереси XII-XV вв.: арнольдисты, альбигойцы (катары и вальденсы), апостолики.

 

Лекция. 15 дек.

 

1. Ересь Джона Уиклифа и ее влияние на развитие еретических движений.

2. Движение и учение лоллардов.

3. Учение Яна Гуса.

4. Гуситские войны и направления гусизма: чашники, табориты, хилиасты.

 

Рекомендуемая литература.

 

1. Ангелов Д. Богомильство в Болгарии. М., 1954.

2. Бордонов Ж. Повседневная жизнь тамплиеров в XIII в. М., 2004.

3. Гергей Е. История папства. М., 1996.

4. Григулевич И. Р. История инквизиции. М., 1970.

5. Григулевич И. Р. Крест и меч. М., 1977.

6. Заборов Г. И. Папство и крестовые походы. М., 1960.

7. Из истории социальных конфликтов и народных движений в средневековой Европе. М., 2001.

8. История инквизиции. М., 1994. Т.1-3.

9. История средних веков в 2т. М., 1997.

10. Керов В. Л. Южнофранцузские вальденсы // ВИ. 1974. № 5. С. 45-67.

11. Ковальский Я. Папы и папство. М., 1991.

12. Лозинский С. Г. История папства. М., 1986.

13. Мулен Л. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы: X-XVвв. М., 2002.

14. Очерки истории христианской церкви в Европе: античность, средние века, Реформация. Смоленск, 1999.

15. Шейнман М. М. Папство. М., 1959.

Методические рекомендации.

Изучая политические идеи средневековых ересей необходимо остановится на следующих аспектах: история течения, обстоятельства и причины появления ересей, социальный состав, основные идеи.

 

 

Тема 19. Католический Рим и его борьба с ересями.

Семинар. 15 дек.

 

1. Церковные ордена как средства борьбы с ересями: Орден францисканцев.

2. Орден доминиканцев.

3. Тамплиеры и Тевтонский орден.

4. Создание инквизиции и ее борьба с ересями.

5. Орден иезуитов.

6. Правовая сторона вопроса. Сочинения против ересей: «Молот ведьм», «Бич», «Муравейник».

 

Рекомендуемая литература.

 

1. Лойола Игнатий. Духовные упражнения. Париж, 1996.

2. Инфессура С., Бурхард И. Дневники. Документы по истории папства XV—XVI вв. М., 1939.

 

3. Бордонов Ж. Повседневная жизнь тамплиеров в 13 в. М., 2004.

4. Будда. Конфуций. Магомет. Франциск Ассизский. Савонарола. ЖЗЛ. М., 1995.

5. Гергей Е. История папства. М., 1996.

6. Григулевич И. Р. История инквизиции. М., 1970.

7. Григулевич И. Р. Крест и меч. М., 1977.

8. Заборов Г. И. Папство и крестовые походы. М., 1960.

9. Из истории социальных конфликтов и народных движений в средневековой Европе. М., 2001.

10. История инквизиции. М., 1994. Т.1-3.

11. История средних веков в 2т. М., 1997.

12. Канторович Я. Средневековые процессы о ведьмах. М., 1990.

13. Ковальский Я. Папы и папство. М., 1991.

14. Кудрявцев О.Ф. Контрреформация // История Европы. Т. 3. М., 1993.

15. Лозинский С. Г. История папства. М., 1986.

16. Лозинский С. Г. Роковая книга средневековья // Молот ведьм. СПб., 2005. С. 5-45.

17. Мулен Л. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы: X-XVвв. М., 2002.

18. Очерки истории христианской церкви в Европе: античность, средние века, Реформация. Смоленск, 1999.

19. Шейнман М. М. Папство. М., 1959.

20. Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. СПб., 2005.

 

 

Методические рекомендации.

 

По первым трем вопросам: остановится на истории создания рыцарских орденов; выявить их отличительные особенности и взаимоотношения с Римом, осветить их основные политические положения (догматика). Какие общие идеи объединяли монахов орденов? Можно ли говорить о политической мысли духовных орденов? При разборе четвертого вопроса рассмотреть институт инквизиции, ее историю в ведущих странах Европы (кратко), основные политико-правовые идеи. По пятому вопросу: чем отличался орден иезуитов от своих предшественников? В чем отличие идей руководителей этого ордена? При анализе шестого вопроса: дать краткую характеристику указанным трудам, выявить основные правовые особенности борьбы с ересями, в чем заключались особенности процесса против еретиков?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: