Способы постановки шипящих звуков

Постановка звука Ш (он базовый в группе шипящих звуков).

1.От «Чашечки». Ребёнок делает «Чашечку» в ротовой полости. При этом ему предлагается сильно подуть на кончик языка. При боковом сигматизме придерживаем щёки ребёнка, губы утрированно выпячиваются.

2. По подражанию со зрительным., кинестетическим и слуховым контролем. Ассоциируем с неречевым звучанием (как шипит змея и т.п.)

3. Механическим способом при помощи зонда (петелька), шпателя или при помощи других подручных средств, заменяющих зонд. Главное, чтобы подручные средства были не опасны и не могли травмировать артикуляционный аппарат ребёнка. Можно использовать черенок чайной ложки. При помощи зонда или шпателя язык поднимается за верхние зубы. Лучше, если этим будет заниматься логопед.

4. Постановка от других правильно произносимых звуков.

- от звука С: произнося С, поднимать кончик языка вверх;

- от звука Т верхней артикуляции: произнося Т, сильно выдохнуть воздух.

Постановка звука Ж.

Звук Ж ставится от звука Ш путём озвончения. Так же звук Ж можно поставить по аналогии со звуком Ш от звуков З, Д.

Постановка звука Щ.

1.От звука Сь. Произнося СЬ, приподнять язык вверх.

2. От звука Ш. Произнося Ш, продвигать язык чуть вперёд.

3. От звука Ш (второй способ). Ребёнок произносит Ш, логопед нажимает пальцем в ямку под подбородком ребёнка, чем вызывает приподнимание средней части спинки языка.

4. Произнесение сочетания звуков АШЧ в быстром темпе. При этом автоматизируется с обратного слога (АЩ, ЭЩ…).

Постановка звука Ч.

1. От звука Ть. Ребёнок произносит звук ТЬ, при этом кончик языка шпателем (зондом, черенком ложки) чуть отодвигается назад. Или подобным образом Ч ставится от слога АТ Ь.

2. Быстрое произнесение сочетания звуков АТЬЩ.

Способы постановки сонорных звуков

Постановка звука Л.

1. По подражанию: ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (летящий в небе самолет и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.

2. От артикуляционного уклада: ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук.

3. От опорного звука: «Пароход гудит» – ребенку предлагается зажать передними зубами кончик языка и произнести звук ы-ы-ы; «Песенка иголочки» - ребенку предлагается произнести звук а-а-а и одновременно кончиком языка «постучать» по альвеолам; ребенку предлагается произносить звук а-а-а, одновременно открывать и закрывать рот, прикусывая кончик языка; ребенку предлагается произнести звук а-а-а и одновременно кончиком языка прикоснуться к верхней губе (прием используют при смягчении звука).

Постановка звука Р.

1. По подражанию: ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (заводим мотор, тигр рычит и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения

- «Волк фыркает» – ФРРР;

- «Нам холодно» – БРРР;

- «Кучер» – ТРРРУУ (вибрируют губы и язык).

2. От артикуляционного уклада: ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук; ребенку предлагается при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него; в момент отрыва языка от неба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка.

3. От опорного звука: выработка проторного звука р: ребенку предлагается длительно произносить звук ж с приоткрытым ртом; губы при этом находятся в положении улыбки, широкий язык за верхними зубами (в результате слышится звук, похожий на зж); выработка одноударного звука р: ребенок произносит звук ж длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта; ребенку предлагается резко с сильным выдохом на кончик языка произнести звук т, затем – д; в результате слышится трр, дрр (дунуть на карандаш, лежащий на столе – круглый, граненый).

4. От опорного звука с механической помощью: ребенку предлагается произнести проторный звук р, в это время шпателем (зондом, пальцем), подложенным под кончик языка, производить частые колебательные движения из стороны в сторону (в результате слышится рокочущий звук); ребенку предлагается на одном выдохе многократно в быстром темпе с приоткрытым ртом проговаривать звук д с более фиксированным произношением последнего звука (напряженный, широкий язык «стучит» по альвеолам, поэтому звук д получается не четкий); в это время шпателем (зондом, пальцем), подложенным под кончик языка, производить частые колебательные движения из стороны в сторону (в результате слышится рокочущий звук); ребенку предлагается многократно в быстром темпе проговаривать звук д или сочетания звуков джж с приоткрытым ртом (напряженный, широкий язык «стучит» по альвеолам, поэтому звук д получается не четкий); в это время легонько потряси ребенка за плечи или предложить ему потрясти руками, согнутыми в локтях (от этого воздействия язык начинает сам дрожать); ребенку предлагается слегка наклонить голову вперед и длительно произносить звук ж с приоткрытым ртом; в это время логопед производит частые постукивающие движения по подъязычной нижнечелюстной ямке.

5. От артикуляционного уклада с механической помощью: ребенку предлагается поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку»; затем большим и указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка; срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться свободными; с силой выдохнуть воздух с включением голоса; язык «набухает», и слышится звукосочетание тж (у некоторых детей сразу получается сочетание тр (др)). Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: