В детском возрасте изотерапия особенно эффективна. Организуя изотерапевтические занятия, психолог реализует следующие функции психокоррекционного взаимодействия:
- эмпатическое принятие ребенка;
- создание атмосферы психологической безопасности;
- эмоциональную поддержку ребенка;
- постановку творческой задачи и обеспечение ее реализации ребенком;
- тематическое структурирование задачи;
- помощь в поиске формы выражения темы;
- отражение и вербализацию чувств и переживаний ребенка, актуализируемых в процессе создания продукта творчества.
Функции психолога могут быть реализованы в директивной и недирективной форме.
1) Директивная форма предполагает прямую постановку задачи перед ребенком в виде темы рисования, руководства поиском лучшей формы выражения темы.
2) При недирективной форме ребенку предоставляется свобода как в выборе темы, так и в выборе экспрессивной формы. В то же время психолог оказывает ребенку эмоциональную поддержку, а в случае необходимости - техническую помощь в придании максимальной выразительности продукту творчества ребенка.
|
|
Основные этапы изотерапии
1. Предварительный ориентировочный этап. Исследование ребенком обстановки, изобразительных материалов, изучение ограничений в их использовании.
2. Выбор темы рисования, создание коллажа или скульптуры, эмоциональное включение в процесс творчества.
3. Поиск адекватной формы выражения.
4. Развитие формы в направлении все более полного, глубокого самовыражения, ее конкретизация.
5. Разрешение конфликтно травмирующей ситуации в символической форме.
При анализе продукта творчества уровень изобразительных умений во внимание не принимается. Речь идет о том, как с помощью художественных средств (цвета, формы, размера и т.д.) передаются эмоциональные переживания ребенка.