Л.С. Выготский считал, что в дошкольном возрасте ведущую роль начинает играть память, которая в основном носит непроизвольный характер, но к концу дошкольного возраста в связи с развитием игры и под влиянием взрослого начинают складываться произвольное, преднамеренное запоминание и припоминание. Особое значение имеет развитие образного мышления, воображения.
В дошкольном возрасте внимание, память, мышление приобретают опосредствованный, знаковый характер. Основные средства, которыми овладевает ребенок-дошкольник, имеют образный характер: эталоны, наглядные модели, представления, схемы, символы, планы. Основной путь развития дошкольника - обобщение собственного опыта.
Дети стремятся по-своему классифицировать предметы и явления, найти общие и различные признаки живого и неживого, прошлого и современности, добра и зла.
Именно к этому возрасту относятся вопросы о происхождении различных предметов и явлений. Эти вопросы носят поистине принципиальный характер (откуда взялся мир, откуда берутся дети). К возрасту 5-7 лет ребенок пытается осмыслить такие явления, как смерть, жизнь. Это первая исходная форма теоретического мышления ребенка.
Основное интеллектуальное достижение дошкольного возраста - ребенок начинает мыслить в уме. Но это мышление крайне несовершенно, его основной отличительной особенностью является эгоцентризм, т.е. любую ситуацию ребенок оценивает только со своей позиции, со своей точки зрения. Причина этого в восприятии собственной точки зрения как абсолютной и единственно возможной. Одна из основных линий развития мышления в дошкольном возрасте - преодоление эгоцентризма.
Отечественные психологи, не отрицая фактов и феноменов Ж. Пиаже, считают, что задача состоит в том, чтобы понять их истинный смысл.
При специально организованном обучении вполне возможно преодолеть эту ограниченность мышления ребенка. Так, в отечественной психологии имеется опыт успешного обучения дошкольников. Детей учили подходить к оценке ситуации с помощью объективных критериев - мерок (единиц измерения). В задачах на сохранение жидкости детей потребовалось научить измерять количество жидкости с помощью мерного стаканчика и отмечать, сколько таких мерок уместилось в большом сосуде. Использование меры помогло детям вычленить отдельное свойство (количество жидкости); различить то, что «кажется», и как «на самом деле». Переход к опосредствованному восприятию и мышлению был целенаправленно сформирован, вследствие чего феномены Пиаже были преодолены.
На основе практического, наглядно-действенного мышления формируется наглядно – образное мышление, решение ряда задач посредством оперирования образами, без выполнения практических действий.
Восприятие окружающего мира осуществляется через призму общественного опыта, усвоение знаний происходит в определенной системе. Например, человечеством выработаны представления, эталоны форм предметов - это геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, овал, цилиндр и др. Эталоны цвета - семь цветов спектра, белый и черный. Интеллектуальные возможности ребенка-дошкольника значительно выше, чем это ранее предполагалось. В условиях целенаправленного обучения дети могут достигнуть более высокого уровня мышления.
В результате специально организованной разносторонней деятельности у детей формируются правильные, точные образы, содержательные представления о предметах, которые становятся основой для развития мышления.
Схематическая, форма мышления рассматривается как промежуточная между образным и логическим мышлением, она предполагает умение ребенка выделить существенные параметры ситуации с опорой на схемы и модели. В конце дошкольного возраста происходит формирование начальных форм понятийного, словесно - логического мышления.
Важное значение в интеллектуальном развитии ребенка придается также самостоятельности и активности познания самого ребенка. В детском экспериментировании, происходит не только переход от незнания к знанию, но и обратно - от понятного к неопределенному. Постановка вопросов, догадки и гипотезы ребенка способствуют развитию гибкости и динамичности детского мышления.
Основные направления речевого развития в дошкольном возрасте:
- расширение словаря и развитие грамматического строя речи; феномен детского словотворчества как обогащение когнитивных и языковых структур;
- убывание эгоцентризма детской речи;
- развитие функций речи;
• речь как орудие общения. Сначала это возможно только в наглядной ситуации. На протяжении дошкольного детства приобретается способность понятно, адекватно выражать свои мысли;
• речь как орудие мышления, как средство планирования и регулирования поведения;
- развитие фонематического слуха и осознания словесного состава речи.
На протяжении дошкольного возраста в существенной связи с речью активно развивается способность видеть целое раньше частей, создать целостный образ события или явления, достроить схему или картину. Воображение - важнейшее психическое новообразование дошкольного детства, оно опирается на реальный опыт ребенка, реальные предметы и действия, но допускает легкий отлет от действительности. Оно максимально разворачивается в сюжетно-ролевой игре: условные функции предметов, символическое значение действий, «воображаемая ситуация», образ роли.