Общение со взрослыми и сверстниками

Возможности общения дошкольников со взрослыми расширяются содержание его углубляется, чему способствует достигнутый уровень развития речи.

В трех-четырехлетнем возрасте на смену деловому сотрудничеству приходит познавательная форма общения. Она возникает в процессе совместного со взрослым ознакомления с физическим миром. Ребенок задает множество вопросов - о животных, природе, планетах, что из чего сделано и как работает («возраст почемучек»). Теперь взрослый воспринимается ребенком прежде всего как источник познания, партнер по обсуждению причин и связей в мире природы и техники. Ребенок нуждается в уважении, серьёзном отношении к нему, в противном случае актуализируется феномен повышенной обидчивости, свойственной детям этого возраста.

В шести - семилетнем возрасте происходит переход к новой форме общения - внеситуативно - личностной. Она  проявляется в изменении содержания вопросов, в расспрашивании взрослого о его работе, семье, детях. Взрослый выступает для старшего дошкольника как эталон поведения в различных ситуациях и как наиболее компетентный судья. Личностное общение углубляет познание ребенком социального мира, приобщает его к моральным и нравственным общественным ценностям, прежде всего, к ценностям близких людей.

Потребность ребенка в общении со взрослым углубляется стремлением к сопереживанию и взаимопониманию, стремлением к общности взглядов. Эта потребность проявляется в феномене большого количества жалоб детей друг на друга. Жалобы связаны с активно идущим процессом усвоения бытовых правил и правил взаимоотношений. Поведение сверстников выделяется в сознании ребенка раньше, чем собственное поведение, и тем более само правило. Когда Петя сообщает воспитательнице: «А Витя рисует на столе!», это не значит, что он жаждет подвергнуть Витю осуждению или наказанию. Скорее, он хочет убедиться, что, действительно, на столе рисовать нельзя, и, кроме того, сообщить, что ему-то, Пете, это правило известно. Жалоба - это косвенная просьба подтвердить или отвергнуть то, что он для себя выделил как правило, его обязательность, это форма знакомства с правилами.

Возникновение внеситуативно-личностной формы общения связано с развитием сюжетно-ролевой игры, в результате которой ребенок лучше понимает взаимоотношения в своей семье, ситуации повседневного взаимодействия между окружающими людьми.

Развитие общения ребенка со сверстниками. На третьем году жизни наблюдается обращение с выразительными жестами, эмоциями, вокализациями. Первоначально налаживанию контакта между партнерами, организации и развитию игры способствуют взаимные подражательные действия.

Как правило, имитируется изобретенное, необычное действие с предметом (подбежать к зеркалу, заглянуть и высунуть язык, забавно пищать и т.п.). В возрасте 3-4 лет сверстник продолжает оставаться для ребенка прежде всего участником совместной деятельности, при этом его индивидуальные характерологические черты остаются невидимыми для партнера. К 4 годам сверстник становится предпочитаемым партнером общения. В четырех-пятилетнем возрасте сверстник рассматривается как равное существо, ребёнок сравнивает и противопоставлении себя ему. Сверстник олицетворяет реально возможные достижения в разных видах практической деятельности. Наконец, к 5-7 годам сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребенка того же возраста, становится значимым лицом общения, обгоняя взрослого по большинству показателей общения. Ребенок начинает проявлять к нему личностное отношение.

Особенности имеющие значение для дружеских отношений - это в основном стиль общения ребенка со своими товарищами, яркие отличительные черты. Также важны условия, способствующие частым встречам и общим делам детей: проживание по соседству, посещение одной группы детского сада, одинаковые спортивные занятия и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: