Тема Опросники диагностики черт личности
(план конспект лекции)
Определение черты личности.
Подавляющее большинство психодиагностических методов, применяемых на прак- тике, использует по отношению к человеку язык описания, аналогичный принятому в ес- тественных науках. Человек, как и объект в естественных науках, предстает в этом языке в виде набора параметров, который еще с начала XX в. принято называть профилем лич- ности.
В применении к задаче прогнозирования поведения человека в обыденных ситуа- циях каждый отдельный показатель из профиля обычно называется чертой. В разных си- туациях, предъявляющих разные требования к индивиду, актуализируются разные черты: ситуации, требующие особой тщательности и внимания, провоцируют проявление черт
«внимательный ― невнимательный», «аккуратный ― небрежный»; ситуации встречи или знакомства людей друг с другом провоцируют проявление черт «общительность ― замк- нутость», «отзывчивость ― черствость» и т. п.
|
|
Чтобы получить возможность прогнозировать поведение человека в максимально широком классе возможных ситуаций, психологи стремятся измерять так называемые универсальные, или базовые, черты. Эти черты относятся, как правило, к наиболее общим структурно-динамическим характеристикам стиля деятельности и описываются в функ- циональных понятиях «свойств темперамента» или в субстанциональных понятиях
«свойств нервной системы».
К более узким классам ситуаций относятся черты, предопределенные социальной и предметно-профессиональной средой развития индивида (способы наказания или поощ- рения в семье, опыт решения практических наглядно-действенных, образных или отвле- ченно-теоретических задач и т. п.). На этом уровне выделяется более широкий спектр черт характера, описывающих человека как социального индивида, имеющего определенный опыт социально-ролевого поведения.
Черта ― это описательная переменная, фиксирующая интегральную диспозицион- ную стратегию поведения человека, складывающуюся под действием системы организми- ческого, социального и личностного уровней регуляции. Совокупность черт составляет профиль личности.
Традиционно по происхождению и сфере приложения выделяются три компонента
черт:
1) конституциональные ― обусловлены свойствами организма и задают ограниче-
ния для максимально широких классов ситуаций; они являются базовыми и наиболее уни- версальными, относятся к общим структурно-динамическим характеристикам стиля дея- тельности и описываются в функциональных понятиях свойств темперамента;
2) индивидные ― обусловлены опытом жизнедеятельности в определенных относи- тельно широких социально-нормативных ситуациях; они относятся к более узкому классу черт, предопределенных социальной и предметно-профессиональной средой развития ин- дивида;
|
|
3) личностные ― обусловлены внутренней «работой» личности по анализу и про-
ектированию собственного поведения. Это рефлексивно-ситуационные черты личности.
Обычно три типа черт рассматриваются строго иерархически. Однако более убеди- тельной на сегодня можно считать континуально-иерархическую модель черт личности, поскольку:
1) черты не представляют собой дискретные образования, т. е. возможен непрерыв- ный переход из одной черты в другую (например, в результате плавной перестройки функциональной системы на новый класс ситуаций или изменения направленности оце- нок);
2) выделенные выше три подсистемы можно представить как сосуществующие подпространства, входящие в отношения гибкой иерархии, что обусловливает переход
«ведущего уровня» управления из одной подсистемы в другую.
Таким образом, выделяемые и эмпирически регистрируемые черты не распределе- ны по указанным уровням строго однозначно. Многие черты сочетают в себе в опреде- ленных пропорциях большую или меньшую долю конституционального, индивидного или личностного компонента.
Для каждой из трех подсистем, выделенных выше, необходим особый подход. Так, в первой подсистеме ― конституциональной ― предпочтение той или иной системы черт основывается на базе нейрофизиологических теорий (например, типов нервной системы или взаимоотношений между различными функциональными отделами ЦНС и др.).
Для второй подсистемы ― социально-обусловленных черт ― выбор предпочитае- мых систем шкал может определяться на основе какой-либо теории (например, К. Леон- гард — теория акцентуаций; А. Е.Личко, М. Я. Иванов ― опросник ПДО), а может быть выбран и эмпирически. Однако при этом необходимо учитывать влияние популяции. В разных популяциях могут быть преобладающими различные системы оценок. Перенос на новую популяцию (например, с американской на русскоязычную) не может быть выпол- нен автоматически, посредством простого перевода (даже квалифицированного). Для ка- ждой популяции при эмпирическом выборе системы шкал необходимо проводить и эмпи- рическую работу, выявляющую преобладающие в данной популяции системы черт лично- сти и способы их рефлексии.
Для третьей подсистемы подходят только индивидуально ориентированные экспе- риментальные методы. Люди различаются по тому, какую именно систему собственных субъективных параметров (конструктов) они используют для оценки и предсказания сво- его поведения и поведения других людей, для оценки объектов и отношений. Невозможно построить теорию, которая бы охватывала все индивидуальные системы (имеющие часто и уникальные измерения).
В психодиагностике выделяют следующие подходы к исследованию личности:
L-данные, или «факторы жизни» (Life record data) - информация о личности может быть получена путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни с помощью малоформализованных психодиагностических методов и средств; L–данные ис- пользуются в рамках дескриптивного психодиагностического подхода и направления в изучении личности;
Q-данные, или данные самооценки (questionnaire data) - информация о личности может быть получена с помощью опросников и др. методов самооценок; включают в себя суждения человека о своем поведении; Q–данные используются преимущественно в рам-
ках типологического направления в психодиагностике;
Т-данные (Tests data) – информация о личности может быть получена с помощью объективных тестов и экспериментов, т.е. формализованных психодиагностических мето- дов и средств, они базируются на возможности формирования посредством инструкций или с использованием технических средств специальных ситуаций, в которых поведение человека может быть оценено объективно; T–данные фигурируют в рамках стандартизи- рованного направления в психодиагностике;
|
|