Особенности молодежи

СЛОВАРЬ К УРОКУ

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА - построение общества.

СТРАТА - пласт, слой, большие группы людей, различающиеся по своему положению в социальной структуре общества.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА - деление общества на социальные группы и слои, выделяемые по самым разнообразным признакам: уровню престижа, близости к властным структурам, профессии, виду деятельности, уровню образования и т. д.

СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА - группа людей, объединенная общими интересами, целью…

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС -   определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ - переход индивида или социальной группы от одной позиции социальной стратификации к другой.

ДЕЕСПОСОБНОСТЬ – способность своими действиями приобретать права, создавать для себя обязанности и соблюдать их.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование.

ИНФАНТИЛИЗМ (от лат. infantilis — детский), сохранение у взрослых особей физических и психических черт, свойственных детскому возрасту. Может быть общим и частичным (напр., половой инфантилизм). Возникает при нарушениях внутриутробного развития, внутренней секреции, в результате перенесенных заболеваний и т. п. Инфантилизм психический — особенность психического склада личности, обнаруживающей черты, свойственные более раннему возрасту: эмоциональная неустойчивость, незрелость суждений, капризность и подчиняемость.

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА, понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры 20 в., получившие распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации. Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры носит индустриально-коммерческий характер. СУБКУЛЬТУРА – собственная культурная ниша, созданная общественной группой, которой свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни.

Изучение нового материала

Графический систематизатор для определения понятию «молодежь».

 

 



Возраст

Определите возраст молодежи?До какого возраста человека можно относить к молодежи?

 Многие считают молодыми людей от 14 до 70 лет.

Ø Согласно законодательству России, молодежь – это лица в возрасте от 14 до 30 лет.

По данным социологических опросов из 100 респондентов:

9% считают, что молодежь – это люди в возрасте до 20 лет.

20% ограничивают возраст молодежи 21-25 годами.

почти 40% считает молодым человек перестает быть после 30 лет.

16,2%, продлевают предельный возраст от 31 до 35 лет.

8,5% продлевают молодость до 40 лет,

7,6% считают молодость уже почти вечной, называя молодыми всех, кому еще не исполнилось 70 лет.

- Можно сказать, что молодежь в социальной структуре общества занимает переходное положение, поэтому многие социологи и психологи считают, что нижняя граница возраста охватывает подростковый период, а верхняя граница определяется по – разному в промежутке 10 лет. (14-25, 16-30, 13-19 тинейджеры, 18-25)

Почему так «размыты» возрастные границы, определяющие позицию молодежи в обществе?

 

 Причина - отсутствие объективного критерия в определении молодости:

- начало самостоятельной трудовой деятельности;

- завершение образования, получения профессии;

- приобретение материальной независимости;

- приобретение гражданских и политических прав;

- вступление в брак;

- осознание ответственности за свои поступки, принимаемые решения;

- возможность ведения самостоятельной, не зависимой от родителей жизни;

- определенная физиологическая зрелость;

- жизненная и творческая активность

 

 Какие обстоятельства могут заставить человека повзрослеть раньше или остаться молодым? (война, смерть близких, ранняя трудовая деятельность, инфантилизм – сохранение у взрослых физических и психических черт, свойственных детскому возрасту, эмоциональная неустойчивость, незрелость суждений, капризность)

Почему люди не хотят стареть?

«…Если хотите быть вечно молодыми, всегда старайтесь служить вечной молодости…. И сколько бы вы ни жили, вы всегда будете чувствовать себя вне возраста». (А.Ф. Лосев, российский философ).

- Значит молодость это……..?

…..молодость – это ощущение, которое обязательно проявляется как во внешности, так и в поведение индивида.

- дополняем систематизатор и делаем выводы относительно возраста молодежи, …….

 

 


    

Под молодежью в настоящее время в соответствии с действующими нормативными документами РФ понимаются граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно, то есть социально активная часть населения, которая представляет собой наиболее перспективную часть наших граждан, желающих обеспечить реализацию своих интересов. Для этой социальной группы характерно: физиологическое взросление; завершение формирования личности; вступление на полноправной основе в основные сферы общественной жизни (экономику, политику, семейные отношения).


Социальный статус

Молодежь занимает определенную позицию в социальной структуре общества.

С точки зрения правового статуса эту возрастную группу можно разделить на две неравные части. Первые – те, кому не исполнилось 18 лет (с 14 до 18 лет – несовершеннолетние, обладающие частичной дееспособностью).

Нормы, регламентирующие права несовершеннолетних, содержатся в Гражданском, Семейном, Административном Кодексах РФ и специальном разделе «Уголовная ответственность несовершеннолетних» включен в УК РФ.

В 1997 году утверждено положение о паспорте. Этот документ, удостоверяющий личность, выдается гражданам, достигшим 14 лет (ранее с 16 лет).

Вторая по численности более значительная часть молодежи, - те, кто достиг 18-летия. С этого возраста гражданин нашего государства может осуществлять свои права и обязанности в полном объеме.

  Молодое поколение выполняет особые социальные функции, которые никто другой выполнить не может. Порой они бывают, неоднозначны и противоречивы. Во-первых, молодёжь наследует достигнутый уровень развития общества и государства и уже сегодня формирует в себе образ будущего, несёт функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества.

Во-вторых, как и любая социальная группа, молодёжь имеет собственные цели и интересы, которые не всегда полностью совпадают с целями и интересами всего общества.

В-третьих, в силу объективных причин молодёжь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. С другой стороны, вступая в трудовую и общественную жизнь, молодёжь является главным объектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации.

В-четвёртых, с одной стороны, молодёжь является главным участником социальной мобильности и экономической инициативы, с другой стороны ей присуще неполное включение в существующие социально-экономические и политические отношения.

В-пятых, молодёжь - это социальный слой общества, который с одной стороны является источником социально-экономического и духовного возрождения России, а с другой - источником пополнения криминала, наркомании, социальной напряжённости.

   В зависимости от качества реализации этих функций, молодёжь может явиться фактором, как ускорения, так и торможения общественного развития.

Это зависит от того, насколько молодёжь:

- знает, разделяет и принимает цели и задачи государственного и общественного развития, связывает с ними свои жизненные перспективы;

- обладает необходимыми качествами (физическими, личностными,
образовательными, профессиональными) для решения стоящих задач;

- обеспечена необходимыми ресурсами и возможностями для активного
включения в решение задач повышения конкурентоспособности страны.

Человеку, какого возраста легче изменить что–то в жизни, достичь более высоких вершин, ровно, как и упасть?

 

Сравним ценности, профессиональные предпочтения идеалы, образ жизни молодежи и людей зрелого возраста.

 

Составление сравнительной характеристики в таблице (заполните таблицу)

  молодежь зрелый возраст
ценности деньги, здоровье, жилищная проблема, возможность получения образования, повышение квалификации, карьера, продвижение по службе.  
профессии достижение материального благополучия («все хотят стать миллионерами»; «жить лучше родителей»; «денежный вопрос — самый важный")  
идеология      Молодое поколение с оптимизмом смотрит в будущее и настроено весьма патриотично. 39% опрошенных гордятся победой в Великой Отечественной войне, 35%- культурным наследием, 26% - природными богатствами, 38% - историей страны в целом, 20% молодых людей уверены в том, что XXI век – это век расцвета России и её ждут великое будущее.  
образ жизни -преимущественно развлекательную направленность жизненных ценностей и интересов, подкрепляемую прямым воздействием массовой культуры; -вытеснение ценностей национальной культуры западными образцами поведения и символами; -приоритет потребительских ориентаций. обогащение,  

 

Конечно же, молодежь является самой мобильной частью общества, они могут легко перемещаться по социальной лестнице, получая образование, выбрав профессию, у молодых людей больше жизненной энергии, молодость это время активного поиска своего места в социуме.

Со статусом тесно связано понятие социальная роль (образец поведения признанный целесообразным для людей занимающих определенный статус).

- Именно в период молодости формируется основной набор социальных ролей, который характеризуется:

- особыми социальными ролями

- социальной мобильностью молодежи

- активным поиском своего места в социуме

 

 

 





Особенности молодежи.

  Психологические особенности молодого поколения:

- неустойчивая психика (психологические срывы, суициды, наркотики)

- несформированность сознания (желание скорее достичь желаемого приводит к различным формам асоциального поведения)

- внутренняя противоречивость (неспособность быть толерантным, как результат – постоянные конфликты с окружающими)

 

1. Молодому человеку свойственно чувство самоуважения, которое приходит только в результате признания его индивидуальности другими людьми. В условиях неформального общения оно как раз может быть и достигнуто.

2. Подросток может быть неудовлетворен формальным общением, некогда расслабиться, первый опыт неформального общения в подъезде, на дискотеке, на вечеринке, свидетельствуют о многочисленных удовольствиях. Сравнивая, человек стремиться найти то, что ему по душе.

3. Часто у подростков, занижена самооценка, а потребность в общении жива и даже развивается. Такую возможность часто предоставляет неформальная группа, компания. Связанно это с особенностью групповой психологией.

  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: