Учебник ВОДИТЕЛЯ
В.А. Родичев, А.А. Кива
УСТРОЙСТВО И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
ДОПУЩЕНО
МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В КАЧЕСТВЕ УЧЕБНИКА
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ
АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
3-е издание, стереотипное
УДК 629.114.6
ББК 39.335.52
Р607
Совместная программа КЖИ «За рулем» и ИЦ «Академия»
По выпуску учебников для подготовки водителей
Автотранспортных средств
Рецензент —доцент Московского автомобильно-дорожного института (Государственного технического университета), канд. техн. наук О.В. Майборода
Родичев В. А.
Р6О7 Устройство и техническое обслуживание легковых автомобилей: Учебник водителя автотранспортных средств категории «В» / В. А. Родичев, А. А. Кива. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 80 с.
ISBN 5-7695-1186-9
Учебник предназначен для подготовки водителей легковых автомобилей Написан в соответствии с новой учебной программой, утвержденной Минооразованием России по согласованию с ГИБДД и Минтрансом РФ. Доступно изложены принципиальное устройство, работа механизмов и систем легковых автомобилей.
|
|
Для учащихся начального профессионального образования и обучающихся в ав тошколах и учебно курсовых комбинатах на водителей автотранспортных средств категории «В».
УДК 629.114.6 ББК 39.335.52
Учебное издание
Родичев Вячеслав Александрович, Кива Александр Алексеевич
Устройство и техническое обслуживание
Легковых автомобилей
Учебник
Редакторы Г.Н.Губанов. А.М.Ладыгин. Технический редактор Н И.Горбачева. Компьютерная верстка: Г.А.Берковский. Корректоры Е.В.Соловьева. С.Ю.Свиридова
Изд. № A-676-III. Подписано в печать 15.09.2005. Формат 60x90/16. Бумага офсетная № 1. Печать офсетная. Усл. печ. л. 5,0. Доп. тираж 10000 экз. Заказ № 8240.
Издательский центр «Академия».
Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953 Д.004796.07.04 от 20.07.2004. 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 360. Тел./факс: (095]330-1092. 334 8337.
Отпечатано в ОАО «Тверской полиграфический комбинат». 170024, г. Тверь, пр-т Ленина. 5 Телефон: (0822) 44-42-15 Интернет/Home-page — www.tverpk.ru. Электронная почта (E-mail): salesBtverpk.ru.
© Родичев В. А., Кива А Д., 2004
© Образовательно-издательский центр «Академия». 2004
ISBN 5-7695-118Б-9 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2005
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................... 4
Глава 1 Общие сведения.................................. 5
1.1. Основные части автомобиля......................... 5
1.2. Классификация автомобилей........................ 7
Глава 2. Двигатель....................................... 10
2.1. Общее устройство и работа......................... 10
2.2. Механизмы двигателя................................. 14
|
|
2.3. Система охлаждения................................... 17
2.4. Смазочная система..................................... 19
2.5. Система питания......................................... 22
Глава 3. Электрооборудование.................... 28
3.1. Общие сведения......................................... 28
3.2. Аккумуляторная батарея............................ 29
3.3. Генератор.................................................. 31
3.4. Стартер..................................................... 32
3.5. Система зажигания.............. т..................... 33
3.6. Системы освещения и сигнализации............. 36
3.7. Контрольно-измерительные приборы......... 37
Глава 4. Трансмиссия................................... 39
4.1. Общее устройство...................................... 39
4.2. Сцепление.................................................. 40
4.3. Коробка передач........................................ 43
4.4. Ведущий мост............................................ 48
Глава 5. Несущая система............................ 51
5.1. Кузов и органы управления........................ 51
5.2. Ходовая часть............................................ 54
5.3. Колеса и шины........................................... 57
Гл а в а 6. Системы управления........................ 61
6.1. Система рулевого управления..................... 61
6.2. Тормозные системы.................................... 63
Глава 7 Основы технического обслуживания 69
7.1. Виды и периодичность технического обслуживания 69
7.2. Ежедневное техническое обслуживание....... 70
Глава 8. Устранение мелких неисправностей 72
8.1. Полезные советы........................................ 72
8.2. Неисправности двигателя и его систем......... 73
8.3. Неисправности, влияющие на безопасность вождения 78
ВВЕДЕНИЕ
Водители транспортных средств категории «В» — самая быстрорастущая «армия» автомобилистов. Парк легковых автомобилей в стране быстро увеличивается, из рук в руки переходят подержанные автомобили. Обучать автолюбителей нужно не только правилам дорожного движения и технике вождения. Зачастую смысл положений Правил и приемов вождения можно постичь, лишь зная хотя бы начальные сведения по устройству автомобиля, которым управляешь.
Начинающие водители являются причиной многочисленных аварий из-за своей бравады в совокупности с недостатком опыта вождения и плохими знаниями устройства автомобиля. Они думают, что машина послушно во всем подчиняется воле водителя, и представляют себя гонщиками. А создав аварийную ситуацию, такие водители теряются и за секунды до аварии не могут выбрать правильное решение.
На благополучный выход из создавшейся ситуации за короткий промежуток времени большое влияние оказывают знания водителем устройства и работы механизмов, систем и агрегатов автомобиля. Подробности об устройстве вашего личного автомобиля можете узнать из руководства завода-изготовителя по эксплуатации и техническому обслуживанию, составленного специалистами завода, и из другой технической литературы.
Этот учебник — для тех, кто впервые знакомится с легковым автомобилем.
В доступной форме в нем изложены принципиальное устройство и работа механизмов и систем легкового автомобиля. Даны рекомендации по основам технического обслуживания и устранению мелких неисправностей, которые позволят вам с честью выйти из ситуации, когда из-за пустяковой неисправности автомобиль вдруг «закапризничает» и остановится в дороге.
Глава 1
Общие сведения
Основные части автомобиля
Нужда в механических транспортных средствах существовала с давних времен. Первые самодвижущиеся (безлошадные) экипажи использовали в качестве движителя мускульную силу человека (педальная «самокатка» русского механика Ивана Кулибина, построенная им в конце XVIII в.), силу ветра (парусные повозки), а впоследствии и энергию пара. Разумеется, первые автомобили были крайне неуклюжи и по всем параметрам проигрывали экипажам на конной тяге. Однако даже в этих примитивных конструкциях прослеживались черты современных механизмов. Так, в «самокатке» И. Кулибина для сглаживания рывков от нажима на педали применялся массивный маховик, оси колес вращались в подшипниках, а при подъеме в гору силу тяги можно было увеличить, перемещая колеса редуктора (прообраза коробки передач).
|
|
Толчком к созданию автомобиля стало изобретение двигателя внутреннего сгорания — более мощного и компактного, чем паровой. В конце XIX в. был создан первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания и разработана «классическая» компоновка с передним расположением двигателя и приводом на ведущие задние колеса, сохранившаяся в общих чертах до наших дней (рис. 1).
Автомобиль состоит из трех основных частей: двигателя 1, шасси и кузова.
Двигатель является источником механической энергии.
Кузов — несущая часть легкового автомобиля, на которой закреплены двигатель и агрегаты трансмиссии, ходовой части и системы управления.
В кузове размещаются пассажиры и багаж.
Шасси — совокупность агрегатов, предназначенных для передачи механической энергии от двигателя к ведущим колесам, передвижения автомобиля и управления им.
Шасси включает в себя трансмиссию, ходовую часть и системы управления. Трансмиссия состоит из сцепления, коробки передач, карданной передачи и ведущего моста.
Сцепление позволяет водителю кратковременно разъединять вал двигателя и трансмиссию перед включением передачи и плавно их соединять после переключения для трогания автомобиля с места или изменения скорости. При отсутствии сцепления автомобиль вынужден был бы трогаться с места в момент пуска двигателя.
Коробка передач необходима для выбора скорости и реализации мощности двигателя в разных режимах движения путем включения различных передач, а также для изменения направления движения (например, с переднего хода на задний и наоборот).
Карданная передача 6 (на заднеприводном автомобиле) передает крутящий момент от валов коробки передач к ведущему мосту.
Ведущий мост 5 объединяет главную передачу и приводные валы (полуоси 4), передающие вращение и усилие валов трансмиссии к ведущим колесам автомобиля.
|
|
Ходовая часть объединяет колеса и системы их крепления к кузову (переднюю и заднюю подвески). Она обеспечивает движение автомобиля с помощью ведущих колес.
с включают в себя рулевое управление для изменения направления движения автомобиля и тормозную систему.