Составные части системы питания карбюраторного двигателя

(рис. 12) —топливный бак, топливный (бензиновый) насос, воздуш­ный фильтр, карбюратор.

При работе двигателя топливный насос отбирает топливо из бака и нагнетает его в карбюратор. Туда же при тактах впуска в цилинд­рах двигателя поступает воздух, проходящий предварительно через воздушный фильтр. Карбюратор (в переводе — «смеситель») сме­шивает воздух и топливо в определенном соотношении, приготав­ливая горючую смесь, которая поступает по впускной трубе 2 в ци­линдры и там сгорает. После сгорания горючей смеси отработавшие газы выходят из цилиндров через выпускной трубопровод 4 (кол­лектор) и систему выпуска в атмосферу.

Топливный насос карбюраторного двигателя — диафрагменный, механический (приводится в действие от одного из враща­ющихся валов двигателя, иногда дополнительного). Насос такой конструкции позволяет подать топливо в карбюратор с помощью рычага ручной подкачки на неработающем двигателе.

Топливные фильтры могут быть установлены в несколь­ких местах топливной магистрали от топливного бака до карбюра­тора. Первым фильтром служит мелкоячеистая металлическая сет­ка на топливозаборной трубке в топливном баке. Вторая ступень очистки — сетчатая диафрагма в корпусе топливного насоса. Нако­нец, третий фильтр установлен позади входного топливного штуце­ра в карбюраторе. Кроме того, производители автомобилей или сами автовладельцы иногда устанавливают дополнительный фильтр тонкой очистки топлива в участок магистрали между топливным насосом и карбюратором. Все топливные фильтры подлежат пери­одической очистке от загрязнений, а фильтр тонкой очистки — ре­гулярной замене.

 

 


Воздушный фильтр очищает воздух, поступающий в кар­бюратор, от механических примесей. На большинстве двигателей воздушный фильтр со сменным сухим фильтрующим элементом ус­танавливают на входной патрубок карбюратора. Воздушный фильтр подлежит регулярной замене. Эксплуатация двигателя без воздуш­ного фильтра приведет к быстрому износу и выходу из строя дета­лей цилиндропоршневой группы.

Карбюратор. Для работы двигателя в различных условиях дви­жения автомобиля необходимо иметь различный состав горючей смеси: нормальный (на 1 часть топлива 15 частей воздуха), обога­щенный (менее 15 частей воздуха) или обедненный (более 15 час­тей воздуха). Для получения горючей смеси определенного состава и, соответственно, изменения режима работы двигателя предназ­начен карбюратор (рис. 13). Основные его элементы — смеситель­ная и поплавковая камеры. Поплавковая камера служит для поддер­жания постоянного уровня топлива. Она имеет поплавок 1 и иголь­чатый клапан 2. Топливо в поплавковую камеру поступает через отверстие в седле клапана. По мере заполнения камеры поплавок всплывает, прижимая игольчатый клапан к седлу и перекрывая по­ступление топлива.

 

 

 

 


Смесительная камера имеет внутри суженную часть, называе­мую диффузором 5, и дроссельную заслонку 6. Топливо подается в смесительную камеру из поплавковой через калиброванное отвер­стие (жиклер 8) и распылитель 3.

Примерная схема работы карбюратора следую­щая. При такте впуска в цилиндре двигателя создается разрежение (давление опускается ниже атмосферного), которое через откры­тый впускной клапан 7 и впускной трубопровод передается в сме­сительную камеру. Под действием разрежения в смесительную ка­меру с высокой скоростью засасывается атмосферный воздух. Про­ходя через диффузор 5, поток воздуха создает на выходе распыли­теля сильное разрежение, под действием которого из распылителя 3 начинает поступать топливо. Струя воздуха разбивает топливо на мельчайшие капли и, перемешиваясь с ними, образует горючую смесь. Количество смеси, поступающей в цилиндр, регулируют по­ложением (поворотом на оси) дроссельной заслонки 6, связанной с педалью подачи горючей смеси (акселератора). При нажатии на педаль количество поступающей в цилиндры горючей смеси увели­чивается, и частота вращения коленчатого вала увеличивается, а при отпускании педали — уменьшается.

Автомобильный карбюратор на практике намного сложнее. Он оснащен множеством дополнительных устройств для более точно­го дозирования компонентов горючей смеси в разных условиях ра­боты двигателя, а также для плавного, бесступенчатого перехода от одного режима работы к другому. Карбюратор — сложный, но в то же время надежный прибор. Как правило, он не отказывает мгновенно, позволяя продолжать движение даже при некоторых неисправностях. Основной параметр, подлежащий регулиров­ке, — это уровень топлива в поплавковой камере. Кроме этого, автовладельцу необходимо следить за чистотой топливных фильтров, а также самого карбюратора снаружи, осматривать систему пита­ния на предмет подтекания топлива, своевременно подтягивать резьбовые соединения наружных элементов карбюратора. Регу­лировку и устранение неисправностей карбюратора лучше дове­рить мастерам автосервиса, обладающим достаточной квалифика­цией и опытом.

 

 

Система впрыска топлива (рис. 14) включает в себя топ­ливный насос высокого давления с электроприводом (электробензонасос 7), топливный фильтр тонкой очистки 8, топливную рампу 1 с форсунками (по одной на каждый цилиндр), воздушный фильтр. Кроме того, двигатель оснащен датчиками массового расхода воз­духа, температуры охлаждающей жидкости, положения коленчато­го вала и др. Информация от датчиков поступает в управляющий компьютер (иначе его называют контроллером или электронным блоком управления — ЭБУ), который обрабатывает ее и на этой основе определяет основные параметры работы двигателя.

 

 

 

 


Работает система впрыска так. Топливо из топливного бака 5 подается электробензонасосом 7 высокого давления в топливную рампу и к электроуправляемым форсункам 2, которые впрыскива­ют мелкораспыленное топливо во впускной трубопровод, где оно смешивается с воздухом. Время открытия форсунок рассчитывает­ся контроллером. Воздух поступает во впускной трубопровод так же, как и в карбюраторном двигателе: под действием разрежения, создающегося по очереди в каждом цилиндре при ходе поршня вниз (такте впуска). Поступающая в цилиндры двигателя топливовоздушная смесь воспламеняется искровыми свечами зажигания. Излишки топлива отводятся через регулятор давления 3 в топливный бак.

Системы впрыска топлива сложнее и дороже систем питания карбюраторных двигателей, однако имеют ряд неоспоримых пре­имуществ. Так как топливо дозируется управляющим компьютером и форсунками с высокой точностью, впрысковые двигатели, как правило, экономичнее карбюраторных, а их отработавшие газы менее токсичны. Кроме того, параметры систем впрыска сохраня­ют свою стабильность на протяжении большего времени, чем ре­гулировки карбюратора, а при возникновении неисправности од­ного и даже нескольких датчиков управляющий контроллер пере­ходит на обходной режим работы, позволяя продолжить движение. Исключение составляют неисправности датчика положения колен­чатого вала, а также электробензонасоса: при выходе их из строя двигатель работать не может.

Управление автомобилем, оснащенным двигателем с системой впрыска топлива, не отличается от управления автомобилем с кар­бюраторным двигателем, а обслуживание также сводится к свое­временной замене моторного масла, масляного, топливного и воз­душного фильтров. Внимание! Большинство впрысковых двигателей, особенно оснащенных датчиком концентрации кислорода в отработавших газах, работает только на неэтилированном бензине с октановым числом 95.

Система питания дизеля (дизельного двигателя) похожа на опи­санную выше систему впрыска топлива. Топливо подается к фор­сункам насосом высокого давления, а затем впрыскивается во впускной трубопровод (в дизелях с непосредственным впрыском — прямо в цилиндры), где, распыляясь, смешивается с воздухом. Ди­зельный двигатель работает не на бензине, а на специальном дизель­ном топливе.

Дизельный двигатель экономичнее, чем аналогичный по рабоче­му объему и мощности бензиновый. Однако конструкция дизеля обычно сложнее, а требования к качеству изготовления деталей и применяемого топлива — выше. Также дизельный двигатель требу­ет более квалифицированного и частого технического обслужива­ния. Детали и элементы дизельных двигателей (например, топлив­ные фильтры) не взаимозаменяемы с применяемыми на бензино­вых двигателях, а в смазочных системах дизелей следует использо­вать специальные моторные масла.

В эксплуатации дизельные двигатели отличаются от бензиновых незначительно более высокой шумностью и необходимостью свое­временного перехода на сезонный сорт топлива («летнее» или «зим­нее»). Зимой «летние» сорта топлива густеют, что может создать трудности при пуске холодного двигателя.


Глава 3





Электрооборудование

 

Общие сведения

В электрооборудование автомобиля входят источники электри­ческой энергии и ее потребители, которые вырабатывают и потреб­ляют постоянный ток напряжением 12 В. В общей схеме электро­оборудования (рис. 15) автомобиля молено выделить системы, обес­печивающие электроснабжение, пуск, зажигание, освещение, сиг­нализацию, а также контрольно-измерительные приборы.

На автомобилях применяют однопроводную систему: «плюс» подводится от источника к потребителю электроэнергии изолированным проводом, а роль «минусового» провода выполняют метал­лические части машины. Исключение составляют устройства и при­боры, не имеющие непосредственного контакта с металлическими частями автомобиля: к ним «минус» также подводится проводом, как правило, черного цвета. Наиболее ответственные «плюсовые» провода, например соединяющие аккумуляторную батарею со стар­тером и генератором, имеют изоляцию красного цвета.

 

 


Внимание! Изоляция проводов не должна иметь повреждений, а их наконечники должны быть надежно присоединены к источникам и потребителям электроэнергии. Контакт оголенного участка «плюсового» провода с «массой» может привести к короткому за­мыканию, выходу из строя соответствующего прибора электрообо­рудования и даже к пожару.

Для разрыва защищаемой цепи при коротком замыкании служат предохранители. Для удобства монтажа и ремонта бортовой элект­росети автомобиля предохранители объединены в блоки. На авто­мобилях применяются два типа плавких предохранителей: ленточ­ные, рассчитанные на силу тока 8 или 16 А, и ножевидные, рассчи­танные на силу тока 7,5; 10; 15; 20 и 30 А. Номинал предохранителя указан цифрой на его корпусе. Различные конструкции предохра­нителей и предназначенные для их установки блоки не взаимоза­меняемы.

Перед заменой перегоревшего предохранителя следует выяс­нить и устранить причину его перегорания. Запрещается устанав­ливать взамен перегоревшего предохранитель большего номинала, а также разного рода «жучки» (перемычки из проволоки или дру­гих электропроводящих материалов) — это может привести к по­жару!

Внимание! Цепи зажигания, стартера и заряда аккумуляторной батареи предохранителями НЕ защищаются. Поэтому при ремон­те или обслуживании этих цепей, чтобы не допустить короткого замыкания, следует отключить аккумуляторную батарею.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: