НОМИНАЦИЯ
«ЛУЧШИЙ ЯХТЕННЫЙ ПОХОД ПО ВВП»
«ПОХОД НА ЯХТЕ ПО ПУТИ «ЖЕЛЕЗНЫХ КАРАВАНОВ»
И ОПОЛЧЕНИЯ ДЛЯ МИНИНА И ПОЖАРСКОГО»
(учебно-методические материалы)
Автор:
Миковоров Игорь Леонидович,
педагог дополнительного образования
Нижний Тагил
2020
СОДЕРЖАНИЕ
1. Аннотация………………………………………………………………. | 3 |
2. Пояснительная записка………………………………………………... | 5 |
3. Условия выполнения мероприятия…………………………………… | 7 |
4. Материально-техническое и методическое обеспечение…………… | 8 |
5. Список литературы и информационных источников………………... | 9 |
6. Приложение…………………………………………………………….. | 10 |
АННОТАЦИЯ
Учебно-методические материалы «Поход на яхте по пути «Железных караванов» и ополчения для Минина и Пожарского» (далее – «Поход») описывают основные этапы организации похода и условия его проведения.
Поход позволил реконструировать исторический путь от Усть-Утки до Нижнего Новгорода, который был предпринят в 1612 году для оказания помощи Минину и Пожарскому купцами-солепромышленниками Строгановыми для победы над поляками во время ополчения.
|
|
Представленные материалы могут быть использованы при проведении занятий в системе дополнительного образования детей, а также при подготовке проектов и исследований.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность мероприятия. В 1612 году для оказания помощи Минину и Пожарскому был организован «Железный караван» купцами-солепромышленниками Строгановыми – народное ополчение, чтобы помочь выбить поляков из Москвы. А в 2006 году из Москвы губернатору Свердловской области Э. Э. Росселю поступило предложение организовать поход под названием «Железный караван». Поход посвящен 300-летию организации железных караванов и ополчения для Минина и Пожарского. 22 августа в д. Усть-Утка был большой праздник областного масштаба – открытие памятника единению народов Урала и церемония проводов нашего каравана в далёкий путь до Нижнего Новгорода. Нижний Новгород – речная и ярморочная столица центральной России, имеющая большую и славную историю речных плаваний, великих географических открытий, историю судостроения, спортивных достижений в области парусного спорта, а также многоструктурную систему образования в области морской деятельности.
Мы сумели организовать – повторить этот поход на Маломерных судах по реке Чусовая от Усть-Утки до города Пермь. От Перми до Нижнего Новгорода на яхте Т-2. Протяженность пути от Перми до Новгорода 1400 км. Общий маршрут составил 1800 км. Мы достойно прошли этот маршрут с заходами в поселки, где были беседы о Родине, а в Нижнем Новгороде была большая пресс-конференция в детском речном пароходстве (устье реки Ока).
|
|
Лозунг похода: «Труден наш путь, но почетен».
Дата проведения: август – сентябрь 2006 г.
Место проведения: речной поход по рекам Чусовая – Кама – Волга (1800 км).
Маршрут: г. Нижний Тагил – д. Усть-Утка – г. Пермь – г. Нижний Новгород.
Начало проведения: август 2006 г.
Количество участников: экипаж яхты (7 человек), 2 учащихся (один школьный экипаж – юноши) и преподаватель. Всего – 9 человек.
6 человек:
- руководитель В.В. Солярский;
- 2 воспитанника детского морского центра «Парус» Александр Бердышев, Павел Смирнов;
- Сергей Пунтус, директор природного парка «Река Чусовая»;
- Леонид Пещерский опытный турист, ответственный за сплав на р. Чусовой, председатель РОСТО «Уралвагонзавон»;
- Николай Дубровский видеооператор;
- Николай Черемных журналист, была группа сопровождения РОСТО корресподент Николай Черемных, Валерий Исимов начальник «МТС».
Педагогическая целесообразность мероприятия. Парусный спорт способствует воспитанию и развитию положительных качеств личности, совершенствует систему физического воспитания и физической подготовки. Он направлен на улучшение здоровья, социальную адаптацию и раскрытие интеллектуальных способностей школьников.
Большое внимание уделено использованию инновационному методу обучения – технический фактор (крейсерская яхта). Крейсерская парусная яхта по своим возможностям (тактико-техническим данным) более комфорта и безопасна, к тому же «ходить как в старину», как герои полюбившихся книг, накладывает особое настроение, дух романтики и приключений, способствует лучшему усвоению практических задач, и, конечно, поход на яхте на всю жизнь оставит яркие положительные эмоции. С патриотической точки зрения, подростки имеют возможность, в какой-то степени, вжиться в ситуацию речного похода, проделать тот же путь по воде, ощутить дыхание рек Чусовая, Кама и Волга и ветра. Когда ты в раскачивающейся яхте, в маленьком замкнутом мире, а кругом вода и раскинувшиеся города на побережье, восприятие более чутко и ответственно. Для подроста такие минуты очень важны, чтобы ощутить себя частью большого мира, оценить красоту родного края и дух Отечества.
Яхта, как средство использования для достижения цели летней практики, способна увлечь школьников романтическим ореолом и напоминанием об эпохи парусного флота. Работая с парусами, в сознании подростков всплывают прочитанные страницы литературных произведений, оживают полюбившиеся герои приключенческих романов. В такой момент, двигаясь, «как в старину», они испытывают максимальный душевный подъем, происходит психологическое взросление, осознание собственного достоинства, удовлетворение от работы юнги, радость окружающего бытия.
Цель похода: реконструировать исторический путь от Усть-Утки до Нижнего Новгорода, который был предпринят в 1612 году для оказания помощи Минину и Пожарскому купцами-солепромышленниками Строгановыми для победы над поляками во время ополчения.
Задачи похода:
Обучающие:
- закрепить практические знания, умения и навыки по управлению крейсерской яхтой, полученные на занятиях;
- обучить навыкам морского дела, закрепить начальные умения для занятия парусным спортом и участию в дальних походах;
- обучить учащихся основам безопасности на воде, основным навыкам пользования средствами безопасности.
Развивающие:
- способствовать развитию необходимых моральных, физических и психологических качеств;
- расширить кругозор, подготовить к действиям в экстремальных ситуациях;
- способствовать развитию познавательной активности, дисциплинированности, внимания, умения сосредотачиваться на выполнении задания;
|
|
- обучить навыкам морского дела, подготовить кадры для занятия парусным спортом и участию в дальних походах.
Воспитательные:
- содействовать формированию сознания у подростков чувства гражданственности и патриотизма при проведении похода на яхте в честь 300-летия с начала перевозки металла по рекам «железные караваны»;
- воспитать у подростков чувства патриотизма и гражданственности на основе примеров и героических страниц истории Отечества и Российского флота;
- содействовать формированию у подростков мотивации к осознанному выбору профессии в морской сфере деятельности;
- привить чувство гордости и любви к российскому флоту и российскому судостроению;
- воспитать умение работать в команде, привить чувства ответственности за свои поступки перед коллективом;
- воспитать чувства взаимовыручки и товарищеской поддержки, воспитать морально-психологические и физические качества.
Формы и методы реализации – инструктаж, мастер-класс, поход на яхте.
По источнику получения знаний: словесные, наглядные, практические.
По степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный, частично-поисковый, исследовательский.
По логичности подхода: дедуктивный, аналитический, синтетический, то есть организация познавательной деятельности обучающихся по решению патриотических и спортивных задач воспитания, направленных на овладение изучаемого материала.