Межгрупповые отношения: специфика и подходы к исследованию

 

Проблема межгрупповых отношений активно изучается в психологии, социологии, социальной психологии, дисциплинах коммуникативного цикла. Первые попытки описания и анализа межгруппового взаимодействия и прежде всего – межгрупповой агрессии – представлены уже в работах таких классиков, как Г. Лебон (1896) и У. Макдугалл (1908). Однако регулярные эмпирические (в том числе – экспериментальные) исследования в этой области начались только после Второй мировой войны.

Б.Ф.Поршнев: необходимо исследовать общность, понимаемую не только как объективное, но и как субъективное психологическое объединение людей. Обособление отдельной социальной общности и противопоставление ее другим является, по мнению автора, необходимым условием и изначальным импульсом объединения людей к их познанию себя как общности.

Объединение людей в общности, протекающее как процесс обособления и противопоставления внешнему социальному окружению с одновременным уподоблением и единением общности внутри, является универсальным социально-психологическим механизмом, посредством которого реализуются и воспроизводятся отношения между социальными группами – то есть общественные отношения.

Межгрупповая коммуникация – разнообразные формы отношений и обмена информацией между людьми, принадлежащими к различным социальным группам.

Межгрупповым принято называть взаимодействие как между собственно группами людей, так и между отдельными представителями этих групп, а также любые ситуации, в которых участники общения воспринимают себя и партнера как членов разных групп.

Специфика межгрупповой коммуникации:

1) субъективность;

2) пристрастность межгруппового восприятия и оценивания, которая проявляется в таких феноменах, как стереотипы и предрассудки;

3) возникновение внешне-групповой (аутгрупповой) враждебности, универсальность и неизбежность которой в межгрупповом взаимодействии постулируют практически все западные социальные психологи. Аутгрупповая враждебность связана с ингрупповым фаворитизмом;

4) исследование межгруппового взаимодействия в основном осуществляется в рамках исследования такой проблемы, как межгрупповой конфликт;

5) связь с процессом межгрупповой дифференциации. Межгрупповая дифференциация – социально-психологические процессы межгруппового восприятия, сравнения и оценки, связанные с установлением различий между своей и другими группами. Это такие процессы и явления, в которых проявляется тенденция к выделению собственной группы в качестве некоторой самостоятельной целостности, обладающей специфическими свойствами. Совокупность указанных когнитивных процессов, связанных с осознанием человеком своей принадлежности к одной из групп, отличной от других, является, по мнению Г. Тэджфела, минимальным условием установления различий в пользу ингруппы, то есть возникновения межгрупповой дискриминации в форме внутригруппового фаворитизма и внешнегрупповой враждебности.

Таким образом, термином межгрупповая дифференциация обозначается, с одной стороны, установление различий между своей и другой группой, а с другой – дифференциация психологических отношений к своей и другой группе. При этом содержание явления межгрупповой дифференциации однозначно связывается с такими феноменами, как межгрупповой конфликт, внешнегрупповая враждебность, внутригрупповой фаворитизм и др.

Рассматривая интегративные тенденции в межгрупповых отношениях, психологи выделяют такие феномены, как «межгрупповая афилиация и референтность», «межгрупповое единство», «межгрупповая сплоченность», «толерантность».

 

Подходы к изучению межгрупповых отношений. Межгрупповая враждебность и ингрупповой фаворитизм. Межгрупповой конфликт. Следует отметить многообразие теоретических подходов в западной науке. Одним из первых ученых, обративших внимание на психологические закономерности отношений между группами, был У. Самнер, описавший в опубликованной в 1906 г. работе «Народные обычаи» феномен этноцентризма. Этноцентризм проявляется в чувстве превосходства своей этнической и культурной группы и одновременной неприязни, враждебности по отношению к другим.

В концепции этноцентризма У. Самнера (1906) преувеличение позитивных характеристик, приписываемых собственной этнической группе, и чувство превосходства своего этноса над другими неотделимо от проявлений негативного отношения и враждебности по отношению к представителям других этносов. При этом собственная этническая группа, ее культура, традиции, ценности и другие психологические особенности выступают в качестве эталона, центра восприятия и оценки других этнических групп. У. Самнер рассматривал этноцентризм как универсальный механизм взаимодействия между этническими группами, в соответствии с которым проявление негативизма и враждебности по отношению к другим этносам является необходимым условием поддержания внутригруппового единства в рамках собственного этноса. Изучению закономерностей и факторов, влияющих на проявление этноцентризма во взаимоотношениях между этническими группами, посвящено значительное число эмпирических исследований (И. Амир, С. Бочнер, Р. Браун, Г. Трианидис).

Внешнегрупповая враждебность и агрессивность как способ разрешения внутриличностных конфликтов и фрустраций используется в качестве объяснительной схемы в целом ряде исследований:

1. Авторитарной или этноцентрической личности (Т. Адорно, 1950). Т. Адорно показал, что враждебное отношение к представителям других этнических групп связано с определенным набором психологических качеств, характерных для так называемой авторитарной или этноцентрической личности: установка на неукоснительное почитание внутригрупповых авторитетов, чрезмерная озабоченность вопросами статуса и власти, стереотипность суждений и оценок, склонность подчиняться людям, наделенным властью, нетерпимость к тем, кто находится на более низком статусном уровне.

2. Генерализации агрессии, возникающей в результате фрустрируюшего воздействия на личность (Л. Берковитц, 1972). И. Берковитц продемонстрировал в своих исследованиях феномен генерализации агрессии: демонстрация испытуемым фильмов со сценами жестокости приводит к усилению проявлении агрессивности в отношении представителей других групп, сходных с теми, кто выступал в роли источника фрустрации или был жертвой демонстрируемых актов жестокости. Эти исследования получили широкую известность я оказали значительное влияние на общественную жизнь стран Западной Европы и США.

3. Роли этнических стереотипов в регуляции отношений между представителями различных этносов и рас (Г. Олпорт, Т. Петтигрю, Л.Берковитц).

Исследования межгрупповых отношений можно условно объединить в рамках основных подходов:

1. Мотивационный подход. Внутри него выделяют 2 направления, оба акцентируют внимание на межгрупповой агрессии, детерминированной базовой инстинктивной природой человека.

1.1. Психоанализ. В поздних работах 3. Фрейда излагается система взглядов на природу и функции межгрупповой враждебности. Однозначно связывая внешнегрупповую враждебность и внутригрупповую сплоченность, источники этих явлений 3. Фрейд ищет в мотивационной сфере индивидов, привлекая в качестве объяснительной схемы Эдипов комплекс.

Эмоциональные отношения в семье характеризуются Фрейдом как взаимосвязь любви и ненависти, которые одновременно испытывает ребенок по отношению к отцу, стремясь, с одной стороны, быть похожим на него, идентифицируя себя с ним, а с другой — испытывая ненависть и агрессивность, связанные с сексуальным соперничеством. В процессе социализации эти двойственные чувства проецируются индивидом на социальное окружение в форме идентификации со «своей» группой и особенно с ее лидерами и враждебности по отношению к представителям других групп.

Постулаты психоаналитического подхода:

- аутгрупповая враждебность неизбежна в любом межгрупповом взаимодействии;

- основная функция такой враждебности – поддержание сплоченности и стабильности ингруппы;

- механизм привязанности к своим и враждебности к чужим – Эдипов комплекс. Амбивалентность эмоциональных отношений раннего детства переносится на социальное взаимодействие. Любовь к отцу трансформируется в идентификацию с лидером группы, а также с людьми, имеющими аналогичные идентификации. Враждебность и агрессия переносится на аутгруппу. При этом любовь и ненависть к отцу немыслимы друг без друга.

1.2. Необихевиоризм. Концепция фрустрации – агрессии: для возникновения межгрупповой враждебности необходимо состояние фрустрации, которая может возникнуть по поводу социальной несправедливости (относительная депривация). Ощущение относительной депривации является главным источником рекрутирования новых членов в социальные движения.

2. Ситуативный подход. М. Шериф видит истоки межгрупповой враждебности в объективном конфликте целей и интересов различных групп, неизбежно возникающем в ситуации конкурентного взаимодействия представителей этих групп.

Эксперименты М.Шерифа (США) проводились в середине 50-х годов, в летнем лагере для подростков на протяжении нескольких лет. Основной целью исследования было изучение влияния характера межгруппового взаимодействия (кооперативною или конкурентного) на характер взаимоотношений, складывающихся между группами и внутри групп. С этой целью администрация лагеря специально организовывала взаимодействие между группами подростков таким образом, чтобы оно носило выраженный характер соревнования, в котором только одна из соревнующихся групп могла одержать победу. По результатам наблюдений и опросов исследователи зафиксировали проявление межгрупповой враждебности в отношениях между группами (агрессивность по отношению к представителям других групп, негативные стереотипы в восприятии других групп) и одновременное усиление внутри групповой сплоченности.

Эксперимент состоял из четырех стадий.

1) подросткам была предложена общая деятельность по уборке лагеря, в ходе которой были выявлены стихийно сложившиеся дружеские группы;

2) подростков разделили на две группы так, чтобы разрушить естественно сложившиеся дружеские отношения (она группа была названа «Орлы», другая – «Гремучие змеи»). При этом было замерено отношение одной группы к другой, не содержащее враждебности по отношению друг к другу;

3) группам была задана различная деятельность на условиях соревнования, и в ее ходе был зафиксирован рост межгрупповой враждебности;

4) группы был вновь объединены и занялись общей деятельность (ремонтировали водопровод). Замер отношений «бывших» групп друг к другу на этой стадии показал, что межгрупповая враждебность уменьшилась, но не исчезла полностью.

На основании результатов этих экспериментов М.Шериф сделал вывод о том, что основной причиной возникновения межгрупповых конфликтов является характер взаимодействия – кооперативного или конкурентного – между группами.

Полевые эксперименты М.Шерифа положили начало экспериментальному направлению в исследовании межгрупповых отношений. В них:

1) впервые сделана попытка научного изучения межгрупповых отношений в естественных условиях межгруппового взаимодействия и в динамике их развития в зависимости от этих условий;

2) предложен собственно «групповой» подход к изучению межгрупповых отношений, когда источники межгрупповой враждебности или сотрудничества отыскиваются не в мотивах отдельной личности, а в ситуациях группового взаимодействия;

3) наконец, в исследованиях М.Шерифа была теоретически обоснована и экспериментально доказана возможность снижения межгрупповой враждебности за счет изменения ситуации межгруппового взаимодействия (постановка общих целей, привлекательных для каждой из групп и требующих сотрудничества для их достижения).

Однако концепция М. Шерифа не может объяснить многочисленные факты, зафиксированные в экспериментальных исследованиях (в том числе самого М. Шерифа), не укладывающиеся в рамки этой теории. Речь идет о проявлениях внешнегрупповой враждебности и предубежденности в оценках своей и чужой группы, возникающих в отсутствие объективного конфликта интересов и вообще предшествующего опыта межгруппового взаимодействия.

3. Когнитивный подход. Экспериментальные исследования и теоретическое осмысление феномена возникновения аутгрупповой враждебности без опыта предыдущего взаимодействия послужили основой создания оригинальной теории межгрупповых отношений Г. Тэджфела и Дж. Тернера. Г. Тэджфел, его сотрудники и последователи провели серию лабораторных экспериментов, получивших в социальной психологии название «эксперименты с матрицами Тэджфела» или «эксперименты по минимальной межгрупповой дискриминации». В этих экспериментах испытуемые (студенты) случайным образом делились на две группы, при этом отнесение их к той или иной группе проводилось на основе частных, незначимых критериев (например, предпочтение одного из двух художников-абстракционистов или тенденция к переоценке или недооценке количества точек при их кратковременном предъявлении на тахистоскопе и т.д.). Исследователи специально исключали из ситуации эксперимента все факторы, которые могли бы рассматриваться в качестве объективных причин межгрупповой дискриминации: взаимодействие между испытуемыми, конфликт интересов, предшествующая враждебность и т.д.

На втором этапе экспериментов испытуемые индивидуально распределяли плату за участие в эксперименте между двумя другими участниками, о которых им было известно только то, к какой из двух групп те принадлежали. При этом испытуемые могли сделать выбор между различными вариантами стратегий распределения:

- уравнительное (справедливое);

- максимальная сумма для обоих участников;

- максимальная выгода для представителя своей группы (абсолютный ингрупповой фаворитизм);

- максимальное различие в пользу представителя своей группы (относительный ингрупповой фаворитизм);

- интегральный ингрупповой фаворитизм как сочетание двух предыдущих стратегий.

В результате этих экспериментов было зафиксировано преобладание у испытуемых стратегии, связанной с установлением максимальных различий между суммами, выделяемыми для представителей своей и другой группы, в пользу первых. То есть главной целью испытуемых было установление максимальных различий между группами в пользу своей группы. Это явление, связанное с тенденцией оказывать предпочтение своей группе в противовес интересам другой группы, получило название внутригрупповой фаворитизм (от лат. favor – благосклонность). Тенденция к установлению различий в оценках своей и другой группы (как правило, в пользу первой) получила название межгрупповой дискриминации (в данном случае в форме внешнегрупповой дискриминации). По мнению Г. Тэджфела, внутригрупповой фаворитизм и внешнегрупповая дискриминация являются универсальными феноменами межгрупповых отношений.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: