Эластичность спроса по цене. Виды эластичности спроса. Факторы ценовой эластичности

Тема 4: Эластичность спроса и предложения. Теория потребителя

Содержание:

1. Эластичность спроса по цене. Виды эластичности спроса. Факторы ценовой эластичности. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность.

2. Эластичность предложения. Факторы эластичности предложения. Практическое применение теории эластичности в микроанализе.

3. Суверенитет потребителя. Концепция полезности. Закон убывающей предельной полезности.

4. Анализ поведения потребителей. Выбор потребителя.

5.  Эффект дохода и эффект замены. Кривые Энгеля. Излишек потребителя.

 

                

Эластичность спроса по цене. Виды эластичности спроса. Факторы ценовой эластичности.

Общее понятие эластичности. Показатель эластичности был введен в экономический анализ А. Маршалом.

Мера реакции одной величины на изменение другой называют эластичностью.

Экономисты измеряют степень чуткости, или чувствительности потребителей к изменению цены, используя концепцию ценовой эластичности.

Ценовая эластичность спроса.

Эластичность спроса - количественная мера изменения величины спроса при изменениии цены(или доходов покупателей).

Ер = Q|Q: P|P = Q1 - Qo| P1-Po x P|Q (прямая эластичность спроса по цене)

Иногда пренебрегая формальными тонкостями, говорят, что ценовая эластичность спроса показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на один процент.

         Q в % Процентное изменение количества спрашиваемой продукции

Ер = ---------

        Р в % Процентное изменение цены.

 

 1. 1  < Ep <=     спрос эластичен, когда при незначительном изменении цены объем продаж изменяется значительно существеннее.

2. 0<= Ep < 1         спрос неэластичный., если при весьма существенных изменениях цены объем продаж изменяется незначительно.

3.  Ер = 1                 спрос с единичной эластичностью, когда 1% изменение цены вызывает 1% изменение продаж товаров.

4. Спрос бесконечно эластичен, когда имеется только одна цена, по которой потребители покупают товар.

5. Спрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксированное количество товара независимо от его цены.

                 Все варианты могут быть показаны графически.

Р              А Е                                    А - неэластичный спрос

            В                                                 В - единичной эластичности                                   

                                                                   С - эластичный спрос     

     С                                                       Д - бесконечно эластичный

                                                       Д      Е - совершенно неэластичный.    

 

 

 

 

 


1. Формула точечной эластичности:

          Q           P

Ер = --------- х --------

          Р           Q

Эластичность, измеренная в одной точке кривой спроса. Однако для каждой точки кривой спроса коэффициент точечной эластичности различен и будет изменяться по мере движения по кривой. Точечная эластичность характеризует относительные изменения объема спроса при бесконечно малом изменении цены.

Р Е      

 

 

                        Е > 1

 

                             Е = 1

 

                                      Е<1

 

                                                  Е =0

                                                     D                  Q

2.Формула дуговой эластичности (рассчитывают, когда имеют место большие изменения цен):

                                 Q1 - Q0                                             Р1 - Р0

Q в % =              ----------------- х 100    Р в % = -------------- х 100

                              (Q1 + Q0): 2                                   (Р1 + Р0):2

 

            Q1 - Q0     Р1 +Р0

Ер = ------------ х --------------

            Р1 - Р0     Q1 + Q2

Факторы ценовой эластичности.

1. Наличие заменителей. Чем больше заменителей, тем выше эластичность.

2. Жизненная необходимость.  (Качество товара) Предметы роскоши и предметы необходимости. Спрос на предметы необходимости неэластичен. Особенно, хлеб, электроэнергия, соль.

3. Относительное значение товара в расходах потребителей. Удельный вес в доходе потребителя. Чем больше место занимает продукт в бюджете потребителя, при прочих равных условиях тем выше будет эластичность спроса. (цена на карандаши и цена на автомобили)

4. Фактор времени.  (Ожидания потребителей) Время, необходимое для приспособления к ценовым изменениям. Спрос на продукт обычно тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решения.

5. Степень информированности потребителей. Чем проще людям навести справки о ценах и наличии заменителей, тем более эластичным является спрос.

6. Широта определения товара. например, эластичность спроса на горючее в целом будет ниже, чем на керосин.

7. Размер запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: