Вопрос 5. Развитие экологии в 19-20 веках

Вопрос 3. Методы и задачи экологии.

Методы:  

1. Полевые – изучение в естественной обстановке. Основными предметами изучения являются растения, животные, популяции. Происходит описание, подсчет, выявление закономерности распространения и т.д.

2. Эксперимент – изучение в искусственно-созданных условиях. Цель – понять причины, выявление факторов.

3. Моделирование - изучение с помощью искусственно-созданных представлений:

а) Натуральное (аквариум)

б) Математическое (формулы, таблицы и т.д.)

Широко используются при изучении взаимодействия «человек – среда»

Задачи:

- разработать теории и методы оценивания устойчивости экологических систем на всех уровнях;

- исследовать механизмы регуляции численности популяций и биотического разнообразия, роли биоты (флоры и фауны) как регулятора устойчивости биосферы;

- изучить и создать прогнозы изменений биосферы под влиянием естественных и антропогенных факторов;

- оценивать состояния и динамики природных ресурсов и экологических последствий их потребления;

- разрабатывать методы управления качеством окружающей среды;

- формировать понимание проблем биосферы и экологическую культуру общества.

- Экология решает много прикладных (практических) задач – прогнозирование последствий антропогенной деятельности и т.д.

Вопрос 4. История возникновения экологии: до 19 века.

На этом этапе накапливались данные о взаимосвязи организмов со средой их обитания, делались первые научные обобщения.

Например, в трудах древнегреческих ученых рассматривались вопросы строения живых организмов, значение среды обитания в их жизни. Аристотель в «Истории животных» рассматривал такие вопросы как приуроченность организмов к местам обитания, одиночная или стайная жизнь, различия в питании. Описал более 500 видов животных.

Теофраст отмечал зависимость растительного покрова от климата и почв. Разделил растения на деревья, кустарники и травы. Авиценна описывал лечебные травы.

В средневековье интерес к изучению природы ослабевает, развитие науки в значительной степени сдерживала церковь. Научные исследования сделались невозможными – содержание Библии было провозглашено основой всякого знания.

Становлению научного мировоззрения способствовала Эпоха Возрождения конец XIII в. – XVI в. А. Цезальпин, Д. Рей, Ж. Турнефор были первыми систематиками, утверждали о зависимости растений от окружающей среды.

Ученые Российской АН также оказывали влияние на развитие экологии. Примером являются наблюдения, выполненные в ходе экспедиционных исследований путешественника С. П. Крашенинникова нашедшие отражение в его работе «Описание земли Камчатской». П.С. Паллас в своем труде описал образ жизни млекопитающих, птиц, такие явления как миграции, спячка и др.

Ж. Бюфф он изучал проблему влияния внешних условий на организм (температура, качество пищи и др)

В конце первого этапа большой вклад в формирование экологических знаний внес Карл Линней – сторонник креационистской концепции в биологии, согласно которой многообразие форм органического мира есть результат их сотворения, автор первой классификации растительного и животного мира.

Жан Батист Ламарк – автор первого эволюционного учения. Считал, что важнейшей причиной приспособительных изменений организмов, эволюции растений и животных является влияние внешних условий среды. Само живое, по Ламарку, возникло из неживого по воле творца и далее развивалось на основе строгих причинных закономерностей.

Жорж Кювье – французский зоолог, сформулировал теорию катастроф, смысл которой сводился к тому, что творец актом творения создает органический мир каждой геологической эпохи заново, этот органический мир существует недолго, гибнет в результате мировой катастрофы, после чего происходит новый акт творения. Таким образом, был найден компромисс между религиозным мышлением и накопленным научным материалом.

Вопрос 5. Развитие экологии в 19-20 веках

В XIX в. в число объектов экологии был включен вид Человек Разумный.

Экологией стали называть взаимодействие человека с окружающей средой. Происходило дробление науки.

Чарльз Дарвин определил основные факторы эволюции органического мира. Ему принадлежат работы: «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» и «Происхождение человека». Показал, что борьба за существование в природе приводит к естественному отбору.

Д. Аллен нашел ряд общих закономерностей в изменении пропорций тела млекопитающих и птиц в связи с географическими изменениями климата.

К. Мёбиус обосновал представление о биоценозе как о глубоко закономерном сочетании организмов в определенных условиях среды.

Русский ученый В. В. Докучаев, естествоиспытатель считается одним из основоположников экологии. В частности, он исследовал особенности почвообразования.

Известный немецкий зоолог Э. Геккель в 1886 г. ввел термин «экология» - раздел биологии, изучающий взаимодействие организмов со средой обитания.

Как самостоятельная наука экология окончательно сформировалась в начале XX столетия. В это время американские ученые В. Шелфорд, Ч. Адамс публикуют важные обобщения по экологии животных.

К 30-ым г.г. ХХ в. развивается экспериментальная и теоретическая база, углубленно изучается состав, структура, функционирование наземных и водных комплексов. Эти исследования привели к выводу о необходимости совместного изучения биоценоза и биотопа. Экология поднялась на более высокую ступень в результате нового подхода к изучению природных систем.

Основоположником популяционной экологии принято считать Ч. Элтона.

В 1935 г. английский ботаник А. Тенсли выдвинул понятие об экосистеме.

В 1942 г. В. Н. Сукачев обосновал понятие о биогеоценозе.

Р. Линдеман изложил основные методы расчетов энергетического баланса.

Крупнейший русский ученый В.И. Вернадский создал фундаментальное учение о биосфере. Биосфера – область распространения жизни на нашей планете, глобальная экосистема, стабильность и существование которой основаны на законах баланса вещества и энергии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: