Антимонопольное законодательство в системе регулирования экономики

 

Законодательная практика государств с рыночной экономикой показывает, что основной целью регулирования деятельности моно­полий и защиты конкуренции в условиях свободного предпринимательства является обеспечение максимально эффективного исполь­зования рыночных механизмов для поддержания нормального кон­курентного климата. Характеризуя современное состояние зарубежного антимонопольного законодательства, обычно говорят о двух типах законодательства — американском и западноевропей­ском. Критерием отличия является отношение законов к самому факту существования монополистических отношений. Американ­ский тип законодательства, начиная с «закона Шермана», отвергает любую форму монополистического сговора или союза. Западноев­ропейский тип законодательства является более либеральным: в нем запрещаются не все монополии, а только те, которые существенно ограничивают возможности конкуренции в той или иной области рынка.

Различают также антитрестовскую и антикартельную направленность законодательства. Антитрестовские законы направлены на про­тиводействие союзам, объединениям, концернам, в рамках которых происходит полная потеря входящими в нее фирмами всякой само­стоятельности. Такой союз устраняет конкуренцию и потому непри­емлем для рыночной экономики. Антикартельные законы направле­ны против разного рода сговоров фирм картельного типа (раздел рынков сбыта по потребителям или районам, установление согласо­ванных цен и т.д.). Во многих странах применяются также специаль­ные законы, направленные на противодействие недобросовестной конкуренции, включая мошенничество в торговле и производстве. К монополистической деятельности компаний относятся: навязыва­ние партнерам дискриминационных условий; изъятие товаров из об­ращения, а также ограничение или прекращение производства для создания искусственного дефицита; предварительный сговор об ис­кусственном повышении, понижении или поддерживании цен; на­вязывание покупателю принудительного ассортимента в качестве условия реализации товара; предварительный сговор об отказе вести дела с потенциальными партнерами; совмещение руководящих пос­тов одними и теми же лицами в двух и более фирмах, производящих или продающих аналогичные товары.

В рамках Европейского союза (ЕС) конкурентная политика име­ет еще одну функцию, тесно связанную с интеграцией 27 националь­ных экономик в единый рынок, на котором могут свободно переме­щаться товары, люди, услуги и капитал. Конкурентная политика

ЕС также нацелена на предотвращение того, чтобы государственные ограничения и барьеры, которые ныне ликвидированы, не были за­менены на подобные же меры, только теперь со стороны частного сектора.

Инструменты для проведения в жизнь конкурентной политики ЕС определены в соответствующих статьях Римского договора и За­кона Совета ЕС по контролю над концентрацией предприниматель­ской деятельности. Они регулируют деятельность в деловой сфере и деятельность государств — членов ЕС, которая может вызвать откло­нение в условиях конкуренции. Запрещаются любые тайные согла­шения между предприятиями любой формы собственности, которые могут ограничить конкуренцию в том смысле, что подобные тайные соглашения влияют на торговлю между государствами — членами ЕС. Соглашения, ограничивающие конкуренцию, могут быть разре­шены, только если они приносят прямые выгоды потребителям. Предприятиям, занимающим доминирующее положение, запреще­но злоупотреблять этим положением с нанесением непосредствен­ного ущерба потребителям и несправедливым ограничением разви­тия или поддержания уровня конкуренции, существующего на рын­ке. Указанный закон нацелен на предотвращение создания или усиления доминирующего положения предприятий на рынке путем получения контроля над другим предприятием. Кроме того, определенные нормативы ЕС адресованы государствам — членам Сообще­ства. Они регулируют отношения между государствами-членами и государственными предприятиями и предоставление помощи предприятиям.

Многие принципиальные положения и принципы антимонополь­ного законодательства Японии имеют универсальный характер и вполне применимы в условиях любой монополизированной эконо­мики. Антимонопольная политика согласно японскому закону при­звана решать несколько взаимосвязанных задач: по предотвращению монополии одного производителя или их узкого круга; несправед­ливых ограничений деловых операций; несправедливой деловой практики. Под монопольной ситуацией понимается положение, при котором на рынке определенного вида продуктов или услуг (при об­щем объеме производства 50 млрд. иен и более): доля одного произ­водителя составляет 50% и более или двух производителей — 75% и более; проникновение новых производителей в отрасль (ключевая категория антимонопольного законодательства) затруднено; имеет место резкое повышение цен на продукцию определенного произ­водителя (производителей), неадекватное сдвигам в соотношении и условиях спроса и предложения, или же снижение цен, чрезмерно малое в сравнении с происходящими сдвигами (например, техниче­ским прогрессом и снижением стоимости); если норма прибыли какого-либо производителя (производителей) или же их сбытовые и общие управленческие издержки значительно превышают сложив­шийся в отрасли средний уровень. Чтобы квалифицировать ситуа­цию как монопольную, достаточно наличие не всех, а только неко­торых из этих условий.

Японское законодательство жестко регламентирует совмещение должностей. Лица, занимающие руководящее положение в одной компании, не имеют права работать в каком бы то ни было качестве в фирме-конкуренте. Важная часть антимонопольного законодатель­ства — ограничительные меры в отношении единовременного повы­шения цен. Они распространяются на отрасли, где объем производ­ства превышает 30 млрд иен, а доля первых трех производителей — 70%. Регламентации подлежит деятельность предпринимательских организаций. Они не имеют права ограничивать конкуренцию, ли­митировать число входящих в них компаний и сферы их деятельно­сти, принуждать их к несправедливой деловой практике. При этом законодательство предписывает целый ряд исключений. В частности, они касаются так называемых естественных монополий (прежде все­го это электроэнергетика, газоснабжение, водоснабжение, а также железные дороги и т.д.) в сферах, где предоставление потребителю продукции и услуг на альтернативной основе невозможно и (или) нерационально в силу специфики природных или технико-экономических условий. Далее, исключения предусмотрены на случай резкого ухудшения деловой конъюнктуры, когда цены падают ниже издержек и возникает угроза банкротства значительного числа фирм отрасли.

Антимонопольные ограничения в Японии не распространяются на межфирменное взаимодействие, направленное на стимулирова­ние научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и качества продукции. В этих случаях компании могут распределять между собой технологии и производимую продукцию, совместно использовать сырье, транспортные средства, складские помещения. При этом, однако, запрещается ограничивать вход в подобные объединения и выход из них, допускать монопольную си­туацию в производстве. Как правило, координация действий компа­ний в целях преодоления кризисных ситуаций и повышения эффек­тивности осуществляется на основе специальных временных законов о развитии отдельных отраслей или их групп.

Во всех цивилизованных странах с рыночной экономикой есть специальные системы контроля за монополистической деятель­ностью, действует антимонопольное законодательство, созданы спе­циальные государственные органы: в США это Федеральная торговая комиссия; в ФРГ — Федеральное управление по делам картелей; в Великобритании — Управление справедливой торговли; в Болгарии — Антимонопольная комиссия; в Польше — Антимонопольный комитет и т.д.

Несмотря на весьма небольшой срок существования российского антимонопольного законодательства, в его истории уже можно вы­делить несколько этапов. Началом этой истории справедливо счита­ется принятие в 1991г. Закона РСФСР «О конкуренции и ограниче­нии монополистической деятельности на товарных рынках». Закон определил основные положения государственной антимонопольной политики, направленной на предупреждение и пресечение злоупо­требления хозяйствующими субъектами доминирующим положени­ем на соответствующих рынках продуктов, а также формы недобро­совестной конкуренции и способы ее преодоления.

Впервые в этом нормативном правовом акте был законодательно оформлен ведущий антимонопольный орган — Государственный ко­митет Российской Федерации по антимонопольной политике и под­держке новых экономических структур (с 1997г.— Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации — ГАК России; с 1998г.— Министерство Российской Федерации по антимонополь­ной политике и поддержке новых экономических структур; с 1999г. — Министерство Российской Федерации по антимонополь­ной политике и поддержке предпринимательства — сокращенно МАП России; с 2004г.— Федеральная антимонопольная служба — ФАС). В соответствии с принятым в 2006г. Федеральным законом «О защите конкуренции» к основным функциям антимонопольного органа относятся: обеспечение государственного контроля за соблю­дением антимонопольного законодательства федеральными органа­ми исполнительной власти, органами государственной власти субъ­ектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; вы­явление нарушения антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению нарушения антимонопольного законодатель­ства и привлечение к ответственности за такие нарушения; предуп­реждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указан­ных органов органами или организациями, а также государствен­ными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; осуществление государственного контроля за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Антимонопольная служба России и ее органы на местах вправе давать хозяйствующим субъектам предписания о прекращении на­рушений антимонопольного закона, о восстановлении первоначаль­ного положения, об их принудительном разделении, о расторжении или изменении договоров, противоречащих закону; давать органам власти и управления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении принятых ими неправомерных актов, о пре­кращении нарушений; вносить предложения о введении обязатель­ного лицензирования, запрещении или приостановлении экспортно-импортных операций в случае нарушения хозяйствующими субъек­тами антимонопольного закона; принимать решения о наложении штрафов на хозяйствующие субъекты и их должностных лиц, а также на должностных лиц органов управления за нарушение закона и не­исполнение предписаний антимонопольных органов; обращаться в суд или арбитраж, а также в органы прокуратуры по делам, связан­ным с нарушением антимонопольного законодательства.

По вопросам антимонопольной деятельности в России издавались и другие нормативные акты, отражавшие отдельные стороны дея­тельности антимонопольных органов, в том числе по вопросам ан­тимонопольного контроля деятельности финансово-промышленных групп (ФПГ), субъектов рынка ценных бумаг, товарных бирж и дру­гих учреждений. Деятельность антимонопольных органов страны на протяжении всего их существования регулировалась и собственными ведомственными правовыми актами, устанавливавшими процедуры рассмотрения дел по признакам нарушения антимонопольного за­конодательства, порядок формирования реестра предприятий-мо­нополистов (до мая 1996г.), положениями о территориальном управ­лении и другими документами. С введением с 1 января 1997г. в дей­ствие нового Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность (ст. 178) за монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или моно­польно низких цен, а также за ограничение конкуренции путем раз­дела рынка, ограничения доступа на него, устранения с него других субъектов экономической деятельности и установления или поддер­жания единых цен.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: