Бюджетный процесс: понятие, стадии, принципы

БП - регламентируемая законодательством РФ деятельность органов гос власти и МС, иных участников БП по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осущ бюджетного учёта, составлению внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчётности.

 

Принципы:

* полнота отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов

* Сбалансированностью бюджета

* Результативность и эффективность использования бюджетных средств

* Общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов

* Прозрачность

* Достоверность бюджета

* Адвресованность и целевой характер бюджетных средств

* Подведомственность расходов

* Единства бюджетной системы

* Разграничение доходов, расходов и источников финансирования между бюджетами

* Единство кассы

Стадии бюджетного процесса:

* составление проекта бюджета

* Рассмотрение и утверждение бюджета

* Исполнение бюджета

* Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчётности.

Порядок составления федерального бюджета.

Оно основывается на:

· ежегодном Послании Президента РФ

· Прогнозе социально-экономического развития соот территории

· Основных направлениях бюджетной и налоговой политики

· Основных направлениях таможенно-тарифной политики

· Бюджетном прогнозе на долгосрочный период

· Гос и мун программах

«Бюджетные правила» - отсечение нефтегазовых доходов для зачисления в фонд национального благосостояния.

Фед бюджет составляется на год + плановый период (3 года); Проект бюджета субъекта РФ тоже на 3 года. Проект бюджета МО составляется на год или на три год в соотв с МПА, но если субъектом не определён срок, на который сост проект бюджета МО.

2 вариант!

Ответственность за составление проекта бюджета возложена на исполнительные органы власти общей компетенции государственной власти - исполнительно-распорядительные органы.

Непосредственную работу по составлению проектов бюджета: Рф – минфин России, на региональном уровне и муниципальном – финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Составление проекта бюджета:

1. Бюджетное послание Президента РФ

2. Прогноз социально-экономического развития соответствующей территории (разрабатывается на период не менее 3 лет)

3. Основные направления бюджетной и налоговой политики

В целях своевременного и качественного формирования бюджета вправе получать сведения от финансовых органов, а также органов государственной власти.

Проект:

1. Основные характеристики бюджета (общий объем доходов, расходов бюджета)

2. Нормативные распределения доходов между бюджетами разных уровней

3. Перечень главных администраторов доходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета

4. Распределение бюджетных ассигнований

Высшие органы государственной власти вносят на рассмотрение соответствующего законодательного органа проект бюджета и бюджетов внебюджетных фондов не позднее 1 ноября

Порядок рассмотрения и утверждения федерального бюджета.

Правительство РФ предост проект не позднее 1 октября. Правительство субъектов не позднее 1 ноября (смотрят на федеральный); МО - не позднее 15 ноября (смотрят на региональный)

Стадия рассмотрения и утверждения бюджета Фед уровня.

Правительство РФ вносит на рассмотрение ГД проект ФЗ о фед бюджете и плановый период не позднее 1 октября, а также проекты законов о бюджетах гос внебюджет фондов РФ, о страховых тарифах на обязательное соц страхование от несчастных случаев на производстве. Этим законом о бюджете утверждается: перечень главных администраторов доходов (фнс), распределение бюджетных ассигнований по разделам, етс, Общий объём бюджетных ассигнований; макс пределы гос долга.

Этапы рассмотрения ФЗ о бюджете:

* первое чтение (обсуждается концепция, прогноз соц-эк развития РФ, в том числе указываемые прогнозируемый объём ВВП, етс.

* Второе чтение (обсуждаются приложения к ФЗ, в течение 35 дней со дня его принятия в первом чтении (рассматриваются бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов, распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов, программы государственных внешних, внутренних заимствований РФ и др)

* Третье чтение (утверждает приложение, содержит ведомственную структуру расходов Фед бюджета на очередной финансовый год, етс.

При отклонении в первом чтении проекта ГД может передать казанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик Фед бюджета; вернуть указанный законопроект в правительство на доработку; поставить вопрос о доверии правительству.

Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение в Совет Федерации, где рассматривается в течение 14 дней со дня представления (на предмет его одобрения в целом). Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: