Административно-командная экономика — экономическая система, основанная на государственной концентрации всех разрабатываемых и утверждаемых экономических директив в области производства, распределения и обмена материальных благ.
Анализ хозяйственной деятельности конкурирующего предприятия — направление научного исследования текущих и стратегических планов развития предприятия-соперника.
Амортизация — см. Ускоренная амортизация.
Аренда — временная передача владельцем имущества (арендодателем) другому лицу (арендатору) юридического права на использование орудий труда и других элементов основных производственных фондов.
Аудитор — служба, организация, ревизор-бухгалтер, осуществляющие проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий, банков, страховых компаний и т.п.
База — исходная позиция, экономические показатели, относящиеся к определенному периоду (базисному году) и используемые в дальнейшем для сравнения с показателями, полученными в более поздние сроки.
|
|
Баланс предложения и спроса — одно из условий регулирования рыночной экономики, согласно которому объем и структура продукции должны соответствовать объему и структуре спроса и предложения.
Безубыточность — объем продаж товара, выручка от реализации которого тождественна затратам на производство.
Бизнес-план — основная программа предпринимательской деятельности фирмы, включающая экономически обоснованные организационно-технические мероприятия, запланированные для выполнения в ближайшей перспективе (3-5 лет).
Биржа — наиболее развитая форма постоянно действующей системы купли и продажи на основе заключения двустороннего соглашения.
Биржа труда — государственная организация, работа которой направлена на удовлетворение потребности в трудовых ресурсах посредством широкого распространения информации о наличии вакантных рабочих мест.
Бюджет государственный — сбалансированный перечень доходов и расходов, разрабатываемый, утверждаемый и регулируемый законодательными и исполнительными органами власти. Положительный остаток бюджета отражает превышение доходов над расходами (профицит). Дефицит возникает в случае превышения расходов над доходами.
Величина спроса — стоимостная оценка количества определенного товара, предложенного для продажи по установленной цене в течение заданного периода времени. Иными словами — это потенциальная выручка от реализации количества определенного товара, т.е. произведение количества товара на цену.
Величина предложения — стоимостная оценка количества определенного товара, который может быть приобретен покупателем по установленной цене в течение заданного периода времени, иначе — обеспечение спроса. Если величина спроса превышает величину предложения (произведение цены на количество товара), возникает дефицит данного товара. Превышение величины предложения отражает избыток определенного товара на рынке.
|
|
Всеобщий закон роста производительности труда — отражает результат внедрения более совершенных и производительных орудий труда, использование которых обеспечивает снижение трудоемкости единицы изделия и экономию по заработной плате (высвобождение живого труда) при увеличении амортизационных отчислений (прошлый труд). «Повышение производительности труда заключается именно в том, что доля живого труда уменьшается, а прошлого труда увеличивается, но увеличивается так, что общая сумма труда, заключающаяся в товаре, уменьшается и, следовательно, количество живого труда уменьшается больше, чем увеличивается количество прошлого труда» (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 25. Ч. I. С. 286).
Вход на рынок — условия, льготы, ограничения, предусмотренные для товаропроизводителя, вступающего на рынок.
Выход с рынка — рыночная экономическая ситуация, характерная для отдельного товаропроизводителя, продукция которого из-за низкой конкуренто-способности не может обеспечить достаточной выручки в длительном периоде.
Гибкая технология — возможность действующей технологии быстро перестраиваться на изготовление новой или частично измененной номенклатуры продукции.
Декларация налоговая — документ, в котором содержатся сведения о доходе, полученном налогоплательщиком за определенный период, а также указания на налоговые скидки и льготы.
Демпинг — разновидность конкурентной борьбы, когда на рынке появляется большое количество товара, продаваемого по искусственно заниженным ценам; экспорт товара по более низким ценам.
Депрессия — стадия промышленного цикла, непосредственно следующая за экономическим кризисом.
Дефицит — превышение спроса над предложением.
Диверсификация — расширение сферы экономической деятельности предприятия, объединения или отрасли с целью увеличения номенклатуры продукции и повышения доли новой продукции в общем объеме производства.
Дисконт — снижение (скидка) цены на товар; разница между номинальной стоимостью ценной бумаги и ценой ее продажи.
Дисконтирование затрат — приведение разновременных затрат при оценке эффективности инвестиционного проекта к затратам начального или конечного периода на основе использования сложных процентов.
Доход облагаемый — валовой доход предприятия, уменьшенный на сумму валового дохода, освобожденного от уплаты налогов в соответствии с действующим законом о льготах и скидках.
Доходы теневые — доходы юридического или физического лица от участия в теневой экономической деятельности.
Дуополия — рынок, где определенная продукция реализуется только двумя представителями крупных монополистических группировок, не связанных договором о ценах.
Единичная эластичность — условие, при котором выручка от реализации определенного товара остается неизменной, т.е. темпы роста (снижения) объема продаж тождественны темпам снижения (роста) цены.
Емкость рынка — предполагаемая величина предложения (потенциальная выручка) при заданном уровне цен, объеме реализации за определенный период.
Жизненный цикл изделия — период от зарождения технической идеи и ее материализации до момента снятия изделия с производства.
Загрузка оборудования — коэффициент использования внутрисменного времени, отражающий долю фактического времени работы оборудования в течение определенного периода (смена, сутки, декада и т.д.) в суммарном эффективном фонде времени установленного оборудования за соответствующий период.
|
|
Загрузка производственных мощностей — уровень использования потенциальных возможностей производства, которые оцениваются отношением фактического выпуска продукции к максимально возможному.
Закон предложения — закон, согласно которому между ценой и предложением существует взаимосвязь, т.е. по мере роста предложения цены также растут.
Закон спроса — закон, согласно которому между спросом и ценой существует обратно пропорциональная связь.
Избыток на рынке товаров — избыток предложения, превышение величины предложения над величиной спроса, возникающее при перепроизводстве товара.
Избыток спроса — рыночная ситуация, отражающая дефицит товара как следствие превышения спроса над предложением.
Издержки конкуренции — не включенные в план дополнительные затраты, направленные на рекламу потребительских свойств товара для повышения спроса.
Издержки переменные (пропорциональные) — текущие издержки производства, которые находятся в прямой зависимости от объема производства, например: основные материалы, заработная плата основных производственных рабочих и т.п.
Издержки постоянные (непропорциональные) — затраты, которые при изменении объема производства существенно не изменяются (расходы на отопление, освещение и т.п.).
Имидж — репутация, общественная оценка деятельности предприятия, фирмы, формируемая у заказчиков, поставщиков, потребителей и т.п.
Инвентарный риск — потери, которые могут возникнуть в результате обесценения товарно-материальных ценностей вследствие снижения цен и морального износа товара.
Индекс конкурентоспособности — показатель рыночной экономики, отражающий динамику изменения потребительских свойств товара.
Инновационный потенциал — технико-экономические возможности промышленного предприятия проектировать и производить новую конкурентоспособную продукцию, отвечающую требованиям рынка.
Интервал поставки — период времени между плановыми очередными поставками товарно-материальных ценностей. При отклонении фактического периода времени (увеличении) поставки от планового создаются запасы (страховой запас, транспортный запас и т.п.).
|
|
Интегральный эффект — показатель оценки эффективности инвестиционного проекта, представляющий собой положительную разницу между интегральными результатами и затратами за весь расчетный период с учетом приведения их к первому году осуществления капитальных вложений.
Интеллектуальная собственность — особая форма собственности, отражающая присвоение результатов интеллектуального труда, право собственности на которые принадлежит авторам, создавшим их.
Инфлятор — индекс роста цен.
Инфляционный риск — опасность возникновения потерь в результате роста цен.
Инфраструктура рынка — совокупность предприятий и организаций, обслуживающих рынок (биржа, торговый дом и т.п.).
Клиринг — система взаимных безналичных расчетов за куплю-продажу товарно-материальных ценностей и оказание услуг. Основывается на зачете платежных требований и обязательств участников сделки.
Комиссионер — посредник, оказывающий на основе заключенного соглашения оплачиваемые услуги по купле-продаже товара на рынке.
Коммерческое предприятие — юридическое лицо, работающее в условиях само-финансирования и преследующее своей целью получение прибыли.
Компания с ограниченной ответственностью — ассоциация акционеров, отвечающая за невыполнение принятых обязательств в пределах номинальной стоимости приобретенных ими акций данной компании.
Конверсия — изменение структуры выпускаемой продукции; перевод предприятий оборонной промышленности на выпуск продукции гражданского назначения.
Конкурентоспособность продукции — совокупность технико-экономических показателей, которая оценивается интегральным показателем относительной конкурентоспособности товара.
Конкурентоспособность производства — оценка технико-экономических возможностей производства для обеспечения согласованности интересов производителя и потребителя.
Конкуренция — экономические условия реализации товаров, при которых возникает соперничество за рынки сбыта товаров с целью получения прибыли или других выгод.
Конкуренция на рынке сбыта — раздел бизнес-плана, в котором систематизированы результаты анализа условий производства и реализации аналогичной продукции у основных конкурентов по перечню факторов (товар, цена, каналы сбыта и т.д.).
Конкуренция олигополистическая — конкуренция, характерная для олигополистического рынка, который занимает большое пространство, но темпы его развития ограничены, с одной стороны, рынком чистой монополии, а с другой — монополистической конкуренцией.
Контроль качества — оценка соответствия фактических эксплуатационных характеристик товара, определяющих пригодность его для потребления, с характеристиками, утвержденными техническими условиями, стандартами или требованиями заказчика.
Контроль над ценами — совокупность государственных мер по регулированию оптовых и розничных цен путем установления предельных коэффициентов их роста. Сумма превышения верхнего предела цен изымается в бюджет государства.
Контрольный пакет акций — доля акций, позволяющая их владельцу (физическому или юридическому лицу) осуществлять полный контроль над деятельностью акционерного общества.
Корпоративизм — направление институционального преобразования в условиях переходного периода и становления рыночной экономики, основанное на союзе или объединении промышленных предприятий и финансовых организаций (промышленно-финансовых групп) по общности хозяйственных интересов для создания экономических преимуществ за счет концентрации денежного и промышленного капитала с учетом трудовых ресурсов.
Коэффициент использования сменного режима работы оборудования — отношение фактического коэффициента сменности к режиму работ оборудования. Например, при 2-сменном режиме работы оборудования и фактическом коэффициенте сменности Ксм = 1,6 коэффициент использования Ксм исп = 1,6/2 = 0,8.
Коэффициент риска — расчетная величина предполагаемых потерь при переходе к производству новой продукции, отнесенная к прибыли от ее реализации.
Коэффициент текущей ликвидности — реальная обеспеченность предприятия оборотными средствами (оборотным капиталом) для нормального ведения хозяйственной деятельности при обязательном условии своевременного погашения кредита и других срочных денежных обязательств; равен отношению стоимости оборотных средств предприятия к сумме срочных обязательств.
Коэффициент эластичности — процентное изменение количества продаваемого товара (или цены) на один процент изменения цены товара (количества продаваемого товара).
Кредитный риск — вероятность нарушения соглашения о своевременности оплаты полученной в кредит продукции (услуг).
Кривая безубыточности — кривая, графически иллюстрирующая условие, при котором текущие издержки производства равны выручке от реализации.
Кривая предложения — кривая, графически отображающая закон предложения, согласно которому при росте предложения цена также растет.
Кривая спроса — кривая, графически отображающая закон спроса, согласно которому при снижении цены спрос растет, и наоборот: спрос падает при росте цен.
Кризис перепроизводства — ситуация, при которой произведенные товары не находят сбыта в связи с их превышением реальной потребности и плате-жеспособности покупателей.
Лизинг — одна из форм аренды оборудования на длительный срок.
Ликвидность — способность превращения активов предприятия в наличные деньги для погашения возникшей задолженности по обязательствам.
Ликвидность рынка — способность рынка реагировать на изменения спроса и предложения путем привлечения покупателей и продавцов.
Лицензиар — физическое или юридическое лицо, передающее покупателю (лицензиату) за определенное вознаграждение свои авторские права на использование изобретения в пределах установленного срока.
Лицензиат — физическое или юридическое лицо, покупающее право на использование авторских изобретений, патентов и прочих технических решений.
Лицензия — разрешение на использование запатентованных авторских решений в течение установленного срока за определенную сумму вознаграждения.
Логистика — технологические процедуры, связанные с планированием, управлением и контролем (включая складирование) за движением материальных потоков для обеспечения соответствующего уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции и снижения ее себестоимости.
Льготный налог — налог, размер которого ниже установленной законом выплаты юридическими и физическими лицами обязательных платежей в бюджет.
Макроэкономика — раздел экономической науки, посвященный исследованию экономических проблем и ситуаций на правительственном уровне, например инвестиционная и налоговая политика государства.
Маржа — доход, получаемый на разнице процентов, которые устанавливаются для ссуды, выдаваемой клиенту, и для привлечения денежных средств в банк.
Маржинализм — направление в экономической науке, исследующее экономические ситуации с точки зрения минимизации или максимизации предельных величин, например предельные издержки и т.д.
Маржинальный доход — максимальный доход (выручка), полученный в результате реализации дополнительной единицы произведенной продукции.
Маркетинг — система управления той сферой деятельности фирмы (предприятия), которая обеспечивает продвижение товара на рынок для удовлетворения спроса.
Мезоэкономика — научная дисциплина, изучающая экономические процессы на уровне отраслей народного хозяйства и крупных объединений.
Менеджмент — совокупность методов, приемов и средств управления фирмой (предприятием) в рыночных условиях с целью максимизации прибыли.
Микроэкономика — научная экономическая дисциплина, изучающая относительно маломасштабные экономические процессы и объекты.
Монополия — исключительное право физических, юридических лиц и государства на осуществление какого-либо вида деятельности.
Монопольная цена — рыночная цена на товары и услуги, которая устанавливается выше или ниже стоимости товара (услуг) в зависимости от интересов товаропроизводителей, занимающих монопольное положение на рынке.
Мотивационный анализ — направление маркетинговых исследований, связанное с выявлением причин изменения потребителя на рынке и оценкой их влияния на изменение спроса.
Налог на добавленную стоимость — налог, который рассчитывается как разница между стоимостью реализованной продукции (РП) и стоимостью мате-риальных ресурсов (МЗ), используемых в процессе производства продукции, скорректированная на установленную величину НДС, равную 20%: НДСабс = (РП — МЗ)НДС.
Налог на прибыль — налог, который определяется как произведение облагаемой налогом прибыли (ПРобл) на ставку налога (Нпр), т.е. отчисления в бюджет рассчитываются по формуле: ПРгб = ПРобл · Нпр; ПР = ПРбал — ПРпг, где ПРбал - балансовая прибыль, ПРпг - часть балансовой прибыли, которая не облагается налогом.
Налог прямой — установленные законодательством обязательные платежи в бюджет, которые взимаются с доходов или имущества юридических и физических лиц.
Налогообложение прогрессивное — налогообложение, предусматривающее повышение налоговых ставок по мере роста совокупного дохода плательщика.
Налогообложение пропорциональное — налогообложение, предусматривающее единую налоговую ставку, независимо от величины совокупного дохода физического или юридического лица.
Насыщение спроса — рыночная ситуация, когда на многие товары и услуги цены резко сокращаются, а на отдельные товары спрос падает.
Неэластичность цен — рыночная ситуация, при которой цена остается неизменной при возникновении дефицита или излишка товара на рынке.
Неэластичный спрос — рыночная ситуация, при которой выручка от реализации увеличенного объема товара не покрывает потери, возникшие в результате падения цены.
«Ниша» в потребительском спросе — ситуация на рынке, когда номенклатура товаров не удовлетворяет требования покупателя. В результате возникает дефицит и появляется возможность внедриться на рынок с продукцией, удовлетворяющей дефицитные потребности покупателя.
Норма дисконта — временно устанавливаемая процентная ставка на выплату дивидендов по акциям, депозитным вкладам, для определения суммы возврата кредита.
Ноу-хау — результат интеллектуального труда, материализованный в научно-технических и конструктивных решениях, которые используются в технологических процессах и обеспечивают конкурентоспособность продукции и рост эффективности производства.
Оборачиваемость оборотных средств — показатель использования оборотных средств, отражающий время одного оборота в днях: Д = 360/ О, где О — количество оборотов, рассчитываемое как отношение себестоимости реализованной продукции к нормативу оборотных средств.
Оборотные средства — совокупность материальных и денежных средств, необходимых для нормального функционирования производственного процесса и реализации продукции. Подразделяются на оборотные фонды и фонды обращения.
Оборотные фонды — часть оборотных средств, которая полностью потребляется в каждом производственном цикле и стоимость которой переносится на вновь созданную стоимость.
Окупаемость капитальных вложений с учетом дисконтирования — период, в течение которого авансированные капитальные вложения окупаются полученным доходом при расчетной норме дисконта.
Олигополия — господство в производстве и на рынке определенного товара небольшого числа товаропроизводителей.
Основные производственные фонды (средства) — средства труда, которые многократно участвуют в производственном процессе, выполняя качественно различные функции. Постепенно изнашиваясь, они переносят свою стоимость на созданный продукт по частям в течение ряда лет в виде амортизационных отчислений.
Остаточная стоимость — часть стоимости основных производственных средств (основного капитала), которая не перенесена на готовую продукцию. В жизни основных производственных средств наступает момент, когда их дальнейшее использование экономически нецелесообразно.
Оферта — официальное предложение о заключении сделки купли-продажи между физическими или юридическими лицами.
Парадигма рынка — совокупность понятий и принципов, раскрывающих эффективность функционирования рыночных процессов.
План маркетинга — раздел бизнес-плана, в котором содержится программа развития предприятия, фирмы.
Платежеспособный спрос — денежные средства покупателей (потребителей), обеспечивающие возможность оплаты личной или общественной потребности в материальных благах и услугах по ценам, выгодным продавцу.
Позиционирование товара — совокупность мероприятий по обеспечению конкурентоспособности нового товара на рынке и созданию условий для его реализации.
Полиполия — рыночная ситуация, при которой численность крупных товаропроизводителей ограничена.
Потенциал рынка — совокупность платежеспособных потребителей, имеющих намерение приобрести товар, представленный на рынке.
Потребность в оборудовании — количественная оценка потребности в оборудовании для выполнения запланированного объема производства.
Предельная доходность — максимальная прибыль, полученная в результате изменения структуры выпуска продукции путем повышения доли высокорентабельной продукции.
Предложение — номенклатура продукции, представленной на рынке товаров продавцом для реализации по установленной или договорной цене.
Предпринимательство — самостоятельная, осуществляемая от своего имени и на свой риск деятельность физических или юридических лиц, направленная на получение дохода, максимальной прибыли от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Прибыль льготная — часть валовой прибыли, которая частично или полностью не облагается налогом в соответствии с действующим законодательством.
Прибыль облагаемая — валовая или балансовая прибыль, уменьшенная на величину льготной прибыли.
Производительность труда — показатель эффективности использования ресурсов труда в материальном производстве; определяется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени, или затратами труда на единицу продукции (трудоемкость).
Процентная ставка — ставка за пользование кредитом; может быть постоянной и плавающей.
Профицит бюджета — превышение доходной части бюджета над расходной.
Прямые налоги — см. Налог прямой.
Равновесие экономическое — рыночная ситуация, при которой потребности покупателей совпадают с планами продавцов, т.е. при данной цене на товар величина предложения соответствует величине спроса.
Расходы на освоение и подготовку производства — расходы, которые включают затраты на освоение новых предприятий, цехов, новых видов продукции и технологических процессов; на проектирование и конструирование, разработку технологического процесса изготовления нового изделия и т.п.
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования — затраты, включающие следующие статьи: амортизация оборудования и транспортных средств для перемещения предметов труда, эксплуатация оборудования, текущий ремонт и т.п.
Регрессивные налоги — налоги, ставка которых сокращается по мере роста совокупного дохода.
Регулирование рыночной экономики — меры воздействия на экономику со стороны государства посредством налоговой политики, системы дотаций и льгот, изменения процентной ставки за кредит и т.д.
Режим экономии — совокупность организационно-технических мероприятий, направленных на повышение эффективности производства путем рационального использования трудовых и материальных ресурсов производства, устранения сверхплановых простоев.
Резервное оборудование — часть парка установленного оборудования, находящегося в плановом ремонте или резерве.
Резервный фонд — фонд, который создается для погашения текущих выплат предприятия в случае, когда чистая прибыль не обеспечивает полного денежного оборота при расширении основных производственных и оборотных средств.
Ремиссия — официальное разрешение на освобождение от уплаты долга, налога или неустойки (штрафа).
Рентабельность — доходность, прибыльность предприятия, изделия; показатель экономической эффективности производства.
Рентинг — краткосрочная аренда машин и оборудования без права их последующего приобретения арендатором. Оформляется контрактом на срок до 6 месяцев.
Рефакция — снижение цены на реализуемую продукцию в результате несоответствия ее потребительских свойств требованиям покупателя.
Реципиент — юридическое или физическое лицо, использующее инвестиции (капитальные вложения).
Роялти — установленная в лицензионном соглашении периодическая выплата лицензиару за право на использование изобретений, патентов, ноу-хау и т.п.
Рынок — система экономических отношений, складывающихся в сфере товарного производства в результате обращения и распределения товаров и услуг при купле-продаже.
Рынок монополистической конкуренции — тип конкуренции, когда на рынке вся номенклатура продукции представлена большим числом товаропроизводителей, изделия которых не только специализированы, но и дифференцированы. Данный рынок не предусматривает серьезных ограничений для появления новых продавцов.
Рынок олигополистический — см. Конкуренция олигополистическая.
Рынок чистой конкуренции — ситуация на рынке, когда имеется большое число товаропроизводителей и потребителей, изготовляющих и покупающих аналогичный специализированный товар, например рынок телевизоров, радиоприемников и т.п.
Рынок чистой монополии — тип конкуренции, при которой продажа на рынке товаров организуется единственным товаропроизводителем, при этом отсутствуют конкуренты и имеются различные льготы и привилегии со стороны государства.
Рыночная концепция — концепция, согласно которой товаропроизводитель ориентируется на потребителя и рыночную ситуацию. Предусматривается детальное изучение спроса, экономического поведения и возможностей покупателей.
Рыночная экономика — экономическая система, для которой главным условием развития хозяйства страны являются законы товарного производства, т.е. спрос, предложение, закон стоимости и т.п.
Рыночное проникновение — процесс, связанный с расширением номенклатуры представленных на рынке товаров и увеличением количества наименований заменителей определенного товара.
Санация — предотвращение банкротства крупных промышленных предприятий или улучшение их финансового положения в условиях экономического кризиса в результате проведения государственных мероприятий.
Сегмент рынка — часть рынка товаров, основные потребители которых объединены общими интересами.
Секвестр — государственное ограничение или запрещение на использование имущества.
Сегментация рынка — разделение рынка на сегменты по определенным признакам, например по категории покупателей, виду товаров и т.п.
Сектор рынка — часть рынка, на котором товарная политика предприятия формируется под влиянием вкусов и потребностей покупателей.
Сложный процент — коэффициент, который используется для определения суммы возврата кредита и определения базы для начисления выплат по инвестициям, т.е. ставка остается неизменной, а базовая сумма инвестиции возрастает по схеме «процент на процент».
Спрос — экономическая категория, характерная для товарного производства и отражающая совокупную общественную потребность в различных товарах с учетом платежеспособности покупателей.
Спрос с единичной эластичностью — рыночная ситуация, при которой темпы роста (снижения) спроса равны темпам снижения (роста) цены.
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов (средств) — показатель, отражающий изменение стоимости в течение года в результате ввода новых и выбытия физически изношенных и морально устаревших основных производственных фондов.
Срок службы оборудования — период с начала эксплуатации оборудования (начало амортизационного периода) до его полного физического износа. Установление экономически обоснованного срока службы оборудования является объективной процедурой, позволяющей установить наиболее достоверную норму амортизации.
Стагнация — экономическая ситуация в стране, отражающая падение объема производства или его приостановление при сокращении численности работающих. Иными словами — застой.
Станкоемкость детали — время обработки детали на станке в соответствии с технологическими условиями, измеряется в минутах, часах. Если станкоемкость выражается в нормочасах, вводится коэффициент выполнения норм (К вн), с помощью которого нормированная станкоемкость пересчитывается в фактические затраты времени (SEфакт), т.е., SEфакт = SEн — Квн часов.
Структура рынка — основные характерные черты рынка: количество представленных на рынке товаропроизводителей и объем их продаж.
Структура себестоимости — доля текущих затрат по каждой калькуляционной статье в себестоимости единицы продукции или доля текущих затрат каждого элемента себестоимости в общей сумме текущих затрат на производство.
Твердое предложение — предложение товаропроизводителя о реализации определенной партии продукции, которое действует до получения ответа со стороны покупателя и не позволяет продавать данный товар другим покупателям.
Текущие издержки производства — совокупность материальных и трудовых затрат на изготовление продукции. Включают заработную плату основных производственных рабочих, сырье и материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, амортизацию, запасные части для ремонта, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и т.п.
Тендер — распределение заказов на поставку товарно-материальных ценностей и выполнение подрядных работ на конкурсной основе.
Технико-экономические показатели — система плановых или учетных показателей, отражающих объемы производства в натуральном и стоимостном выражениях, использование материальных и трудовых ресурсов, средств производства, например стоимость товарной продукции, фондоотдача, выработка и т.п.
Товарная позиция — уровень конкурентоспособности товара, который частично или полностью соответствует требованиям потребителей и занимает определенное положение на товарном рынке.
Товарная политика предприятия — составная часть перспективного плана развития производства (бизнес-план), включающая предварительный выбор номенклатуры продукции и услуг, которая в дальнейшем должна быть включена в план производства.
Точка безубыточности — уровень производства продукции, при котором выручка от реализации равна текущим затратам на ее изготовление.
Трудоемкая продукция — продукция, производство которой связано с большими затратами труда.
Трудоемкость изделия — затраты рабочего времени на изготовление единицы изделия или единицы работ. Если трудоемкость выражается в нормочасах, вводится коэффициент выполнения норм (К вн), с помощью которого нормированная трудоемкость (ТЕнор) пересчитывается в фактические затраты времени работы станочника: SEфакт = SEнорм / Квн, часов.
Удельная фондоемкость единицы изделия (нормативная) — показатель, который разрабатывается на основе экономико-математического моделирования, позволяющего оценить влияние производственных факторов (аргументов) на его величину в отдельные интервалы расчетного периода.
Удельная фондоемкость работы оборудования — показатель, отражающий стоимость основных производственных средств, приходящуюся на 1 час работы оборудования или на один час станкоемкости годовой программы.
Уравнение спроса — экономико-математическая модель, в которой спрос, или величина спроса, является переменной величиной, зависящей от изменяющихся факторов.
Уровень доверия — технико-экономическая оценка влияния каждого показателя, входящего в соответствующую группу технических и экономических показателей, определяющих относительный уровень конкурентоспособности производства и продукции.
Ускоренная амортизация — метод, который позволяет перенести на готовую продукцию большую часть стоимости основных производственных фондов в первые годы их эксплуатации.
Условно чистая продукция — вновь созданная стоимость, которая представляет собой разницу между стоимостью товарной продукции (в оптовых ценах предприятия) и материальными затратами, т.е. это сумма, включающая заработную плату, прибыль, амортизацию.
Установленное оборудование — станки, машины и прочее оборудование, сданные в эксплуатацию и закрепленные на рабочем месте, а также оборудование, находящееся в ремонте, даже если оно временно демонтировано.
Фактор времени — фактор, обеспечивающий при расчетах эффективности капитальных вложений приведение разновременности осуществления капитальных вложений к одному моменту времени.
Факторы риска и неопределенности — факторы, которые учитываются в расчетах эффективности капитальных вложений при различных условиях реализации проекта.
Факторы предложения — факторы, влияющие на стоимость товара, представленного на рынке.
Фондовооруженность труда — среднегодовая стоимость основных производственных фондов, приходящаяся на одного среднесписочного работника предприятия. При повышении фондо-вооруженности труда должно выполняться следующее условие эффективности: темпы роста фондовооруженности труда должны отставать от темпов роста производительности труда.
Фондоемкость продукции — показатель, который используется для определения потребностей в основных производственных средствах. Рассчитывается как отношение среднегодовой стоимости основных производственных средств к стоимости произведенной продукции за определенный период.
Фондоотдача — обобщающий показатель, характеризующий использование основных производственных средств. Рассчитывается как отношение стоимости произведенной продукции к среднегодовой стоимости основных производственных средств. Рост фондоотдачи отражает повышение эффективности использования основных производственных средств.
Фонды обращения — составная часть оборотных средств, которая обслуживает сферу обращения и включает готовую продукцию на складе предприятия, товары, отгруженные и находящиеся в пути, денежные средства, находящиеся на расчетных счетах, в кассе, банке, а также в расчетах.
Формирование спроса — система организационно-экономических мероприятий маркетинговой службы предприятия по обеспечению сбыта готовой продукции.
Функции рынка — совокупность функций, выполняемых в процессе товарного обращения и удовлетворения спроса на товарно-материальные ценности и услуги.
Функция предложения — математическая зависимость стоимости объема произведенных товарно-материальных ценностей и предлагаемых услуг, поступающих на соответствующие рынки (величина предложения), от таких факторов, как стоимость ресурсов, эффективность технологических процессов, налоговая политика, конкурентоспособность и цены на аналогичные товары и услуги и т.п.
Функция спроса — математическая зависимость спроса на различные товары и услуги от таких факторов, как появление товаров-заменителей, увеличение числа покупателей и рост их плате-жеспособности и т.п.
Хайринг — среднесрочный договор аренды оборудования (от одного года до пяти лет).
Хеджирование — страхование риска, связанного с изменением цен, курсов валют, акций и т.д.
Хозяйственный учет — система постоянного учета всей совокупности текущих и единовременных затрат, связанных с производством продукции и выполнением услуг.
Холдинговая компания — акционерная компания, владеющая контрольным пакетом акций других юридических лиц.
Хранение материалов — комплекс организационно-технических мероприятий, предупреждающих утрату качественных и количественных характеристик материалов, находящихся на складах.
Цена — денежное выражение стоимости товара; экономическая категория, позволяющая косвенно измерить затраченное на производство товара рабочее время. В условиях товарных отношений цена выступает как связующее звено между производителями и потребителями, т.е. является механизмом, обеспечивающим равновесие между спросом и предложением.
Цена оптовая предприятия — цена товара, при которой возмещаются затраты и обеспечивается прибыль. На основе этой цены определяют выручку от реализации продукции как произведение цены на объем реализации.
Цена оптовая промышленности — цена товара, устанавливаемая дополнительно к оптовой цене предприятия. Включает дополнительно налог на добавленную стоимость и текущие издержки сбытовых и торговых организаций.
Цена отпускная — разновидность оптовой цены; цена, по которой предприятие отпускает, отдает свои товары потребителям. Для мелких предприятий и разовых изделий цены более высокие, а при оптовой продаже — льготные.
Цена розничная государственная — конечная цена, по которой товары народного потребления и некоторые орудия труда реализуются через торговую сеть.
Цена рыночная — цена, по которой осуществляется купля-продажа товаров на соответствующем рынке.
Цены сопоставимые — цены, приведенные по величине к условиям определенного периода, на определенную дату. Используются при сопоставлении объемов производства, товарооборота, других показателей в отдельные периоды, с тем чтобы избежать искажений, вносимых прежде всего инфляцией.
Чистая продукция — экономический показатель, отражающий результат хозяйственной деятельности, определяемый как разница между стоимостью валовой продукции и стоимостью материальных затрат, включая амортизацию. Иными словами — это заработная плата плюс прибыль.
Чистый дисконтированный доход — экономический показатель, используемый для выбора наиболее эффективного варианта инвестиционного проекта. Рассчитывается как разница текущих эффектов (прибыль или экономия) и затрат за весь расчетный период, приведенная к начальному году осуществления капитальных вложений, или как разница между интегральным результатом (прибыль или экономия) и интегральными затратами.
Экономическая эффективность абсолютная (общая) — результативность осуществления капитальных вложений, которая определяется отношением результата (экономия, прибыль) к единовременным затратам. Проект или мероприятие признается эффективным, когда расчетная величина отношения не меньше установленного норматива.
Экономия — система организационно-технических мероприятий, направленных на рациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства товарно-материальных ценностей. Например, экономия по заработной плате, достигаемая в результате снижения трудоемкости.
Энерговооруженность труда — показатель, отражающий мощность соответствующих энергоносителей, приходящуюся на одного среднесписочного рабочего.
Эластичность предложения — соотношение изменений объема реализации и цены на товар. Потери, возникающие из-за снижения цены или объема реализации, покрываются допол-нительной выручкой в результате роста объема реализации или цены.
Эластичность спроса — соотношение изменений цены и спроса на товар. При росте спроса на 1% цена снижается менее чем на 1%.
Эффект экономический — результат внедрения соответствующего мероприятия, который может быть выражен экономией от снижения себестоимости, прибылью и т.п.
Эффект экономический (годовой) — результат экономической деятельности, который рассчитывается по сравниваемым вариантам осуществления капитальных вложений и представляет собой разницу между приведенными затратами, скорректированными на годовой объем производства.
риложение 1
Министерство образования Ставропольского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Лермонтовский региональный многопрофильный колледж» |