Краткие ответы на вопросы государственного экзамена
По специальности «Логопедия»
Специальная педагогика
Специальная педагогика (дефектология, коррекционная педагогика) является составной частью педагогики. Это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях затруднительно или невозможно.
Объектом является специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями.
Субъектом является человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.
Предметом является теория и практика специального образования.
Конечная цель – достижение максимально возможной самостоятельности и независимой жизни: через коррекцию недостатка, его компенсацию педагогическими средствами, абилитацию (младенческий и ранний возраст), реабилитацию.
Задачи:
- изучать закономерности развития личности;
- выявить коррекционные и компенсаторные возможности человека;
|
|
- обосновать классификацию лиц с ограниченными возможностями;
- разрабатывать научные основы содержания образования;
- реализовать образовательные программы;
- осуществлять процессы абилитации и реанимации;
- разрабатывать программы профориентации;
- исследовать механизмы профилактики;
- реализовывать концепцию интеграции.
Логопедия
Логопедия («логос» - слово, «педия» - обучение) – наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Предмет – нарушения речи и процесс обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями.
Объект – человек с нарушениями речи.
Логопедия является отраслью специальной педагогики (как и олигофренопедагогика, тифлопедагогика и др.).
В структуру логопедии входят дошкольная логопедия, школьная, подростковая и для взрослых.
Цель – разработка системы преодоления и профилактики нарушений, а также обучение, воспитание, изучение людей.
Задачи:
- изучить этиологию, механизмы, симптоматику;
- выявить онтогенез при речевых нарушениях;
- изучить особенности формирования речи при различных нарушениях;
- разработать методы исследования;
- разработать методы преодоления;
- дать научное обоснование логопедической помощи в России.
Логопедия связана со многими науками:
- внутрисистемные связи: специальная психология, логоритмика, методика обучению русскому языку…
- межсистемные связи: оториноларингология, генетика, психолингвистика…
Знания медицинских наук помогают правильно проанализировать анамнестические сведения, психологические знания – для контакта с ребёнком.
|
|
Специальная психология
Специальная психология (психология аномального развития) – область психологической науки, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врождёнными или приобретёнными нарушениями формирования нервной системы.
Специальная психология подразделяется на психологию слепых (тифлопсихологию), глухих (сурдопсихологию), умственно отсталых (олигофренопсихологию), детей с нарушениями речи (логопсихологию) и др.
Задачи:
- выявление общих и специальных закономерностей психического развития аномального ребёнка в сравнении с нормальным;
- изучение особенностей развития познавательной деятельности с различными типами нарушений;
- разработка методик диагностики и способов коррекции;
- изучение психологических проблем интеграции;
- психологическое обоснование наиболее эффективных путей и методов педагогического воздействия на психическое развитие детей с различными типами нарушений.
Таким образом, значение специальной психологии для специальной педагогики определяется тем, что на основе её данных строится система обучения, воспитания и социальной адаптации людей, имеющих различные типы нарушений психического развития.
Принципы и методы психологического изучения детей
Одной из важных практических задач специальной психологии является выявление детей с нарушениями в развитии, их дифференцированная диагностика, разработка соответствующих психодиагностических методик. При этом определены принципы, которыми руководствуются при обследовании детей с нарушениями в развитии:
1) Принцип комплексного изучения ребёнка – всестороннее обследование особенностей развития всех видов познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личности, навыков и пр. В обследовании принимают участие психолог, отоларинголог, офтальмолог, логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог и т.д.
2) Принцип целостного системного изучения ребёнка – целостный анализ в процессе психодиагностического исследования предполагает обнаружение не отдельных проявлений нарушений психического развития, а установление связей между ними. Основополагающим здесь является положение Выготского о структуре дефекта.
3) Принцип динамического изучения ребёнка – при обследовании важно выяснить не только то, что дети знают и умеют, но их возможности в обучении. Значимой является концепция Выготского о соотношении обучения и развития, в соответствии с которой выделяются зона актуального развития (уровень трудностей, решаемых ребёнком самостоятельно) и зона ближайшего развития (уровень трудностей, решаемых под руководством взрослых).
4) Принцип качественно-количественного подхода – при анализе данных важно учитывать не только конечный результат деятельности, но и анализировать процесс её выполнения – способ, рациональность, логическая последовательность операций, настойчивость в достижении цели.
Необходимость реализации этих принципов сформировала в обществе объективную потребность в создании психологической службы в системе специального образования (для лиц с особыми образовательными потребностями), нацеленной на профилактическую, диагностическую, развивающую, коррекционную и реабилитационную работу с личностью.
Интеграция
Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с остальными членами общества.
|
|
В системе образования интеграция означает возможность минимально ограничивающей альтернативы для лиц с особыми образовательными потребностями: получение образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении или в образовательном учреждении общего назначения.
Интеграция основывается на концепции «нормализации», в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут.
В истории развития человеческой цивилизации отношение общества к людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности выражалось в форме и манере общения с ними. Модели: «Больной человек», «Недочеловек», «Угроза обществу», «Объект жалости», «Объек обременительной благотворительности», «Развитие».
Реализация модели «Развитие» возможна в соответствии с принципом «нормализации».
Интеграционные процессы в России начались лишь в 90-е годы ХХ века благодаря её вхождению в мировое информационное и образовательное пространство. Сегодня специальное образование в нашей стране пока не соответствует общепринятым международным нормам в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. О возможности реализации интеграционных процессов заявлено, но система образования не имеет при этом ни экономической поддержки, ни необходимой готовности (кадровой, духовно-нравственной, содержательно-организационной) массового образования к их осуществлению.
Можно выделить несколько ключевых вопросов интеграционного обучения:
- кого учить (для каких групп с ограниченными возможностями);
- где (каковы организационные формы обучения);
- чему (каково содержание специального образования);
- когда (начинать в дошкольном возрасте…);
- кто учит (подготовка кадров).
Речь
Речь – важнейшая специфическая функция человека, обеспечивающая общение между людьми. Она характеризуется процессами приёма, переработки, хранения и передачи информации с помощью языка.
|
|
Воспроизведение речи осуществляется с помощью аппаратов дыхания, жевания, глотания, голосообразования и артикуляции. Большое значение имеет сохранность иннервации мышц языка, гортани, мягкого нёба, состояние придаточных пазух и полости рта, играющих роль резонаторных полостей.
В реализации речевой функции, а также чтения и письма, принимают участие зрительный, слуховой, двигательный и кинестетический анализаторы. Для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга. Однако центральным звеном аппарата речи является кора головного мозга.
Всю совокупность физиологических механизмов, участвующих в формировании речи, можно разделить на 2 группы: механизмы восприятия и механизмы воспроизведения речи.
Выделяют 2 основных вида речи:
1) Импрессивная речь – понимание устной и письменной речи (чтения). В психологическую структуру импрессивной речи входят процессы восприятия и анализа звукового и буквенного состава речи.
2) Экспрессивная речь – воспроизведение устной речи или самостоятельного письма. Экспрессивная речь начинается с мотива и замысла высказывания, затем следует стадия внутренней речи (выполнение мыслительных операций и действий в уме), которая завершается развёрнутым речевым высказыванием.
Речь неразрывно связана с мышлением.
В возрасте около 2 лет у ребёнка между мышлением и речью наступает переломный момент, и речь постепенно становится «орудием» мышления. Но до становления «внутренней речи» у ребёнка появляется речь, обращённая к самому себе – «эгоцентрическая внешняя речь». Появление такой речи связано с какой-либо деятельностью (интеллектуальной, игровой), когда во время игры он начинает рассуждать вслух.