Принципы и методы психологического изучения детей

Краткие ответы на вопросы государственного экзамена

По специальности «Логопедия»

 

Специальная педагогика

Специальная педагогика (дефектология, коррекционная педагогика) является составной частью педагогики. Это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях затруднительно или невозможно.

Объектом является специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями.

Субъектом является человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

Предметом является теория и практика специального образования.

Конечная цель – достижение максимально возможной самостоятельности и независимой жизни: через коррекцию недостатка, его компенсацию педагогическими средствами, абилитацию (младенческий и ранний возраст), реабилитацию.

Задачи:

- изучать закономерности развития личности;

- выявить коррекционные и компенсаторные возможности человека;

- обосновать классификацию лиц с ограниченными возможностями;

- разрабатывать научные основы содержания образования;

- реализовать образовательные программы;

- осуществлять процессы абилитации и реанимации;

- разрабатывать программы профориентации;

- исследовать механизмы профилактики;

- реализовывать концепцию интеграции.

 

Логопедия

Логопедия («логос» - слово, «педия» - обучение) – наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Предмет – нарушения речи и процесс обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями.

Объект – человек с нарушениями речи.

Логопедия является отраслью специальной педагогики (как и олигофренопедагогика, тифлопедагогика и др.).

В структуру логопедии входят дошкольная логопедия, школьная, подростковая и для взрослых.

Цель – разработка системы преодоления и профилактики нарушений, а также обучение, воспитание, изучение людей.

Задачи:

- изучить этиологию, механизмы, симптоматику;

- выявить онтогенез при речевых нарушениях;

- изучить особенности формирования речи при различных нарушениях;

- разработать методы исследования;

- разработать методы преодоления;

- дать научное обоснование логопедической помощи в России.

    Логопедия связана со многими науками:

- внутрисистемные связи: специальная психология, логоритмика, методика обучению русскому языку…

- межсистемные связи: оториноларингология, генетика, психолингвистика…

    Знания медицинских наук помогают правильно проанализировать анамнестические сведения, психологические знания – для контакта с ребёнком.

        

Специальная психология

Специальная психология (психология аномального развития) – область психологической науки, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врождёнными или приобретёнными нарушениями формирования нервной системы.

         Специальная психология подразделяется на психологию слепых (тифлопсихологию), глухих (сурдопсихологию), умственно отсталых (олигофренопсихологию), детей с нарушениями речи (логопсихологию) и др.

    Задачи:

- выявление общих и специальных закономерностей психического развития аномального ребёнка в сравнении с нормальным;

- изучение особенностей развития познавательной деятельности с различными типами нарушений;

- разработка методик диагностики и способов коррекции;

- изучение психологических проблем интеграции;

- психологическое обоснование наиболее эффективных путей и методов педагогического воздействия на психическое развитие детей с различными типами нарушений.

    Таким образом, значение специальной психологии для специальной педагогики определяется тем, что на основе её данных строится система обучения, воспитания и социальной адаптации людей, имеющих различные типы нарушений психического развития.

 

Принципы и методы психологического изучения детей

Одной из важных практических задач специальной психологии является выявление детей с нарушениями в развитии, их дифференцированная диагностика, разработка соответствующих психодиагностических методик. При этом определены принципы, которыми руководствуются при обследовании детей с нарушениями в развитии:

1) Принцип комплексного изучения ребёнка – всестороннее обследование особенностей развития всех видов познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личности, навыков и пр. В обследовании принимают участие психолог, отоларинголог, офтальмолог, логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог и т.д.

2) Принцип целостного системного изучения ребёнка – целостный анализ в процессе психодиагностического исследования предполагает обнаружение не отдельных проявлений нарушений психического развития, а установление связей между ними. Основополагающим здесь является положение Выготского о структуре дефекта.

3) Принцип динамического изучения ребёнка – при обследовании важно выяснить не только то, что дети знают и умеют, но их возможности в обучении. Значимой является концепция Выготского о соотношении обучения и развития, в соответствии с которой выделяются зона актуального развития (уровень трудностей, решаемых ребёнком самостоятельно) и зона ближайшего развития (уровень трудностей, решаемых под руководством взрослых).

4) Принцип качественно-количественного подхода – при анализе данных важно учитывать не только конечный результат деятельности, но и анализировать процесс её выполнения – способ, рациональность, логическая последовательность операций, настойчивость в достижении цели.

Необходимость реализации этих принципов сформировала в обществе объективную потребность в создании психологической службы в системе специального образования (для лиц с особыми образовательными потребностями), нацеленной на профилактическую, диагностическую, развивающую, коррекционную и реабилитационную работу с личностью.

 

Интеграция

Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с остальными членами общества.

В системе образования интеграция означает возможность минимально ограничивающей альтернативы для лиц с особыми образовательными потребностями: получение образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении или в образовательном учреждении общего назначения.

Интеграция основывается на концепции «нормализации», в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут.

В истории развития человеческой цивилизации отношение общества к людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности выражалось в форме и манере общения с ними. Модели: «Больной человек», «Недочеловек», «Угроза обществу», «Объект жалости», «Объек обременительной благотворительности», «Развитие».

Реализация модели «Развитие» возможна в соответствии с принципом «нормализации».

Интеграционные процессы в России начались лишь в 90-е годы ХХ века благодаря её вхождению в мировое информационное и образовательное пространство. Сегодня специальное образование в нашей стране пока не соответствует общепринятым международным нормам в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. О возможности реализации интеграционных процессов заявлено, но система образования не имеет при этом ни экономической поддержки, ни необходимой готовности (кадровой, духовно-нравственной, содержательно-организационной) массового образования к их осуществлению.

Можно выделить несколько ключевых вопросов интеграционного обучения:

- кого учить (для каких групп с ограниченными возможностями);

- где (каковы организационные формы обучения);

- чему (каково содержание специального образования);

- когда (начинать в дошкольном возрасте…);

- кто учит (подготовка кадров).

 

Речь

    Речь – важнейшая специфическая функция человека, обеспечивающая общение между людьми. Она характеризуется процессами приёма, переработки, хранения и передачи информации с помощью языка.

    Воспроизведение речи осуществляется с помощью аппаратов дыхания, жевания, глотания, голосообразования и артикуляции. Большое значение имеет сохранность иннервации мышц языка, гортани, мягкого нёба, состояние придаточных пазух и полости рта, играющих роль резонаторных полостей.

    В реализации речевой функции, а также чтения и письма, принимают участие зрительный, слуховой, двигательный и кинестетический анализаторы. Для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга. Однако центральным звеном аппарата речи является кора головного мозга.

    Всю совокупность физиологических механизмов, участвующих в формировании речи, можно разделить на 2 группы: механизмы восприятия и механизмы воспроизведения речи.

    Выделяют 2 основных вида речи:

1) Импрессивная речь – понимание устной и письменной речи (чтения). В психологическую структуру импрессивной речи входят процессы восприятия и анализа звукового и буквенного состава речи.

2) Экспрессивная речь – воспроизведение устной речи или самостоятельного письма. Экспрессивная речь начинается с мотива и замысла высказывания, затем следует стадия внутренней речи (выполнение мыслительных операций и действий в уме), которая завершается развёрнутым речевым высказыванием.

Речь неразрывно связана с мышлением.

В возрасте около 2 лет у ребёнка между мышлением и речью наступает переломный момент, и речь постепенно становится «орудием» мышления. Но до становления «внутренней речи» у ребёнка появляется речь, обращённая к самому себе – «эгоцентрическая внешняя речь». Появление такой речи связано с какой-либо деятельностью (интеллектуальной, игровой), когда во время игры он начинает рассуждать вслух.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: