Логопедическая ритмика

Логопедическая ритмика – это своеобразная форма активной терапии; это сочетание слова, музыки и движения.

Цель – преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.

Логопедическая ритмика создаёт:

- благоприятные условия для тренировки процесса торможения или возбуждения у лиц с речевой патологией, у которых нарушено равновесие деятельности ЦНС;

- возможность выявить индивидуальный ритм человека;

- усовершенствование протекающих двигательных и ритмических процессов;

- развивает восприятие, слуховое внимание и слуховую память;

- предоставляет широкие возможности для развития оптико-пространственных представлений;

- способствует развитию координации общих движений, произвольной моторики;

- воспитывает чувства темпа и ритма в движении.

    У человека имеется врождённая склонность к ритмическому движению.

    Ритм – последовательное чередование звуков различной высоты и длительности.

    Чувство ритма (ритмическая способность) имеет 3 основных компонента:

1) чувство темпа – восприятие скорости определённых раздражителей;

2) чувство метра – способность к восприятию и воспроизведению акцентрированных и неакцентрированных частей;

3) чувство ритмического рисунка – способность к восприятию и воспроизведению отношений длительности звуков и пауз.

На логоритмических занятиях используются следующие виды упражнений: ходьба и маршировка в разных направлениях; упражнения на развитие дыхания и голосообразования; на регуляцию мышечного тонуса; на активизацию внимания; на развитие чувства темпа, метра, ритмического рисунка; ритмические упражнения без музыкального сопровождения; пение; игра на музыкальных инструментах; различные виды игровой деятельности.

 

ДЦП

    ДЦП – тяжёлое заболевание НС. Возникает вследствие органического поражения ЦНС под влиянием различных неблагоприятных факторов, воздействующих во внутриутробный период, в момент родов, на первом году жизни. ДЦП проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений.

    У детей с ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируется функция удерживания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Двигательные нарушения оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи.

    При ДЦП наблюдается нарушение мышечного тонуса, ограничение или невозможность произвольных движений (парезы, параличи), наличие насильственных движений (гиперкинезы), тремор, нарушение равновесия и координации движений, нарушение ощущений движений, наличие патологических тонических рефлексов.

    Все эти нарушения затрудняют формирование двигательных функций и влияют на развитие познавательной деятельности и речи.

    Классификация ДЦП (Семёновой):

1) Спастическая диплегия (болезнь Литтля) – наиболее распространённая форма ДЦП. Повышение мышечного тонуса (спастичность) в конечностях, ограничение силы и объёма движений в сочетании с нередуцированными тоническими рефлексами. Наблюдается перекрещение ног при опоре на пальцы.

Спастико-паретическая дизартрия, ЗРР, моторная алалия. Благоприятный прогноз в преодолении психических и речевых расстройств и неблагоприятный – двигательные функции.

    2) Двойная гемиплегия – самая тяжёлая форма ДЦП. Тотальное поражение мозга. Ригидность мышц. Дети не сидят, не стоят, не ходят.

    Анартрия, умственная отсталость.

    3) Гемипаретическая форма – повреждение конечностей с одной стороны тела. Рука обычно поражается больше, чем нога. Чаще поражается левое полушарие, поэтому правосторонний гемипарез. Паретичная рука приведена к туловищу, кисть сжата в кулак, ограничен объём спонтанных движений – «ходьба сенокосца».

    Моторная алалия, дислалия, дисграфия, спастико-паретическая дизартрия. Благоприятный прогноз двигательных функций.

    4) Гиперкинетическая форма – поражение подкорковых отделов мозга. Двигательные расстройства проявляются в виде непроизвольных насильственных движений – гиперкинезов. С 4-6 месяцев в мышцах языка, потом тела. Произвольная моторика развивается с большим трудом. Ребёнок долго не может сидеть, стоять, ходить.

    Затруднён навык письма, гиперкинетическая дизартрия. Психическое развитие нарушено меньше, чем при других формах ДЦП.

    5) атонически-астатическая форма – поражение мозжечка. Низкий мышечный тонус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, нарушение ощущения равновесия и координации движений, тремор, гиперметрия (несоразмерность, чрезмерность движений). Тяжёлые двигательные нарушения.

    ЗРР, атактическая дизартрия, задержки формирования чтения и письма, алалия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: