Обучение фонетическому анализу

Обучение младших школьников

Языковому анализу

Формирование основ лингвистических знаний у младших

школьников имеет целью не только усвоение понятий и

представлений в области фонетики, лексики и грамматики, но и

освоение соответствующих видов языкового анализа: учащиеся

должны научиться выделять, классифицировать,

характеризовать изученные языковые единицы.

Языковой анализ предполагает расчленение языкового

явления на составляющие с целью установления его важнейших

характеристик и выявления сущности. В процессе обучения

языку младшие школьники овладевают на доступном им уровне

разными видами языкового анализа: фонетическим,

морфемным, морфологическим, синтаксическим и др.

Овладение языковым анализом является необходимым условием

усвоения лингвистических знаний, основой для сознательного

совершенствования речи, для применения орфографических и

пунктуационных правил.

Языковой анализ как вид упражнения направлен на

формирование у учащихся умения выделять и характеризовать

языковые единицы разных уровней. Существует ряд общих

требований к проведению этого вида упражнения. Важнейшим

принципом обучения языковому анализу является осознание

учеником совершаемых действий – ученик должен не только

уметь выделить и охарактеризовать языковую единицу, но и

объяснить, как он это делает, обосновать каждую из называемых

характеристик. В связи с этим особое внимание в процессе

обучения уделяется формированию у школьников необходимых

для проведения того или иного вида анализа способов действия.

Второе требование связано с соблюдением определенной

последовательности действий, которая отражает логику

рассуждения при проведении анализа и способствует

осознанному усвоению учащимися лингвистических знаний и

умений. Последовательность анализа обычно закрепляется в

памятке, служащей ученику опорой при выполнении

упражнения. Образец рассуждения дается учителем, и он

должен быть лингвистически корректным, формулировки не

должны противоречить сущности описываемого языкового

явления. Лингвистическая корректность формулировок – еще

одно требование к проведению языкового анализа. Наконец,

учитель должен правильно подобрать материал для языкового

анализа, учитывая при этом специфику языкового явления,

особенности усвоения соответствующих языковых понятий

детьми младшего школьного возраста, а также этап обучения.

Рассмотрим, как реализуются названные требования при

обучении языковому анализу в начальной школе, на примере

фонетического и морфемного анализа.

Обучение фонетическому анализу

Фонетический анализ слова служит для описания его

звуковой оболочки и предполагает выделение составляющих его

звуковых единиц (слогов, звуков) и их характеристику.

Этот вид языкового анализа играет особую роль в

лингвистическом образовании младшего школьника, так как

способствует осознанию ребенком языка как предмета изучения,

пониманию его знаковой природы. Умения фонетического

анализа являются базой для овладения чтением и письмом, так

как эти действия требуют установления соответствия между

звуковыми единицами и графическими знаками. Важен

фонетический анализ и для совершенствования устной речи

ребенка, в частности умения соблюдать орфоэпические и

акцентологические нормы при произношении слов.

В соответствии с тем значением, которое имеет

фонетический анализ для языкового образования и речевого

развития младшего школьника, обучение ему целенаправленно

ведется в самом начале обучения языку в школе – в период

обучения грамоте фонетические знания и умения формируются

в полном объеме, а в дальнейшем они совершенствуются при

изучении грамматико-орфографических тем.

Комплекс умений фонетического анализа включает:

- умение делить слово на слоги;

- умение определять место ударения в слове;

- умение выделять в слове звук в любой позиции;

- умение определять последовательность звуков в слове;

- умение характеризовать звук (гласный / согласный,

согласный твердый / мягкий, звонкий / глухой).

При обучении делению слова на слоги вводится особый

способ произнесения слова по частям – скандирование,

овладение которым обычно не вызывает у учеников трудностей,

т.к. слог – естественная единица фонетического членения речи.

Для введения этого способа и упражнения детей в

скандировании можно использовать игру «На стадионе».

Традиционно в начальной школе не изучаются правила

слогоделения и правильным признается любое слогоделение, не

противоречащее главному закону: гласный при слогоделении

никогда не отрывается от предшествующего согласного (ку-кла

и кук-ла – оба варианта признаются правильными). Затруднение

у учащихся при делении на слоги могут вызвать слова, в

которых на конце произносится сонорный согласный, где он

является слогообразующим (тигр, корабль). В соответствии со

школьной программой в таких словах слог со слогообразующим

согласным не выделяется, однако ученики, опираясь на

естественное членение звучащей речи, могут его выделить: ти-

гр, ко-ра-бль. Предвидя возможность такого слогоделения,

следует избегать на первом этапе подобных слов и включать их

в упражнения только после того, как первоклассники узнают,

что в слоге может быть только один гласный звук.

Умение определять место ударения в слове формируется на

основе осознания учениками того, что один из слогов в

многосложном слове (ударный) произносится с большей силой.

Для того чтобы дети научились находить в слове ударный слог,

педагог специально обучает их тому или иному способу

произнесения слова для определения места ударения. Это может

быть намеренное протягивание ударного слога при целостном

произнесении слова (чааайка) или включение слова в короткое

вопросительное предложение, когда непроизвольно ударный

слог произносится с еще большей силой (Это ЧАЙка?), а также

произнесение слова с искусственным перемещением ударения

со слога на слог (чАйка, чайкА) и выбор правильного варианта.

Последний из названных приемов является наиболее надежным

и выступает как средство осуществления ребенком

самоконтроля при определении места ударения в слове, однако

материалом для подобных упражнений могут быть лишь слова

со стабильным ударением как в языке, так и в речи младших

школьников.

Выделение в слове звуков – центральная и в то же время

одна из самых трудных для учащихся операций фонетического

анализа. Ошибки в выделении звуков чаще всего являются

следствием смешения понятий «звук» и «буква», возникающего

из-за недостаточного осознания детьми звуковой материи языка

и естественного стремления учеников опереться на имеющуюся

перед глазами буквенную запись слова при анализе его

звучания.

Для предупреждения и преодоления ориентации ребенка на

букву при анализе звукового состава слова необходимы два

условия. Во-первых, ученики должны овладеть способом

интонационного выделения (протягивания, подчеркнутого

силой голоса или многократного произнесения) звука в полном

слове. Произнося слово целиком с интонационным выделением

звука, первоклассник приучается слухом контролировать

правильность его вычленения, так как в случае ошибки слово

искажается. При обучении интонационному выделению звуков в

слове необходимо следовать принципу постепенного

усложнения материала для анализа: вначале предлагать слова,

состоящие из звуков, поддающихся протягиванию (гласных,

сонорных, щелевых согласных, аффрикат), взрывные согласные

первоначально выделять, подчеркивая силой голоса, в наиболее

удобной для этого позиции конца слова ([коТ]), затем в позиции

не перед гласным звуком ([Крот]), так как в позиции перед

гласным (в так называемом слоге-слиянии) согласный с трудом

отделяется ребенком от гласного. Для такой позиции можно

рекомендовать использовать многократное произнесение звука с

целью его выделения ([д-д-дом]).

Во-вторых, для формирования ориентации ребенка на

звучащее слово при его анализе необходимо на протяжении

всего периода обучения грамоте (а иногда и дольше) не

предлагать для звукового анализа написанное слово. На этом

этапе используются такие приемы введения слова,

предназначенного для звукового анализа, как демонстрация

предмета или иллюстрация, загадка или выделение слова из

устного высказывания.

Умение характеризовать звук формируется на основе

овладения способами определения его дифференциальных

признаков. Эти способы базируются на изолированном

произнесении звука и наблюдении над артикуляцией –

положением и работой речевых органов во время его

произнесения, поэтому в период обучения грамоте часто

используются такие приемы обучения, как наблюдение над

артикуляцией с помощью зеркала, описание артикуляции,

сравнение артикуляции разных звуков и т.п. Для характеристики

звука как гласного или согласного, произнося звук, ученик

должен определить, есть ли преграда для прохождения

воздушной струи; для характеристики согласного по

звонкости / глухости – работают ли голосовые связки (приложив

руку к горлу). Определение твердости / мягкости согласного

путем наблюдения над артикуляцией (поднимается ли средняя

часть спинки языка) может затруднять детей, поскольку в этом

случае артикуляционные различия не столь очевидны. В связи с

этим для определения твердости / мягкости согласного можно

рекомендовать опору на подбор парного твердого или мягкого

согласного и сопоставление с ним, а также на запоминание

непарных твердых и мягких согласных.

Для формирования всех перечисленных умений

фонетического анализа используются следующие виды

упражнений:

- составление слоговой, слогоударной или звуковой модели

слова;

- подбор слов к слоговой, слогоударной или звуковой

модели;

- выделение звуков в слове с опорой на модель;

- соотнесение звучащих слов и моделей;

- группировка слов по фонетическим признакам (по месту

ударения, по месту определенного звука в слове – в начале, в

середине, в конце слова);

- частичный звуковой анализ (определить первый /

последний звук в слове; найти в слове заданный звук, подобрать

слово с заданным звуком, определить место заданного звука в

слове и т.п.);

- полный звуковой анализ слова;

- звуко-буквенный анализ слова.

Основными видами фонетических упражнений являются

полный звуковой и звуко-буквенный анализ. Цель звукового

анализа – установление последовательности и качества звуков в

слове, поэтому при его проведении не анализируется буквенная

запись слова, более того – она не должна быть перед глазами

ребенка, чтобы не провоцировать обращение при анализе к

зрительному образу слова, который представляется читающему

более надежной опорой для анализа, чем невидимое и

мгновенное, никак не закрепленное звучание. При проведении

звукового анализа рекомендуется следующая

последовательность действий ученика:

1. Произнесение слова.

2. Произнесение слова по слогам, определение их

количества.

3. Произнесение слова целиком, определение места

ударения.

4. Интонационное выделение первого (второго и т.д.) звука

в полном слове, его изолированное произнесение,

характеристика, обозначение условным значком в звуковой

модели.

5. Проверка: произнесение слова по схеме-модели.

Материал для упражнений в звуковом анализе должен

постепенно усложняться по мере совершенствования у детей

фонетических умений – увеличивается количество слогов и

звуков в анализируемом слове, вводятся слова со стечением

согласных. Не следует предлагать школьникам для звукового

анализа слова со звуками, которые с трудом поддаются

изолированному произнесению и потому не могут быть без

искажения выделены из слова. Это редуцированные гласные

переднего ([ь]) и непереднего ряда ([ъ]), которые произносятся

в заударных слогах и втором предударном, кроме абсолютного

начала слова, вместо ударных [а], [о], [э]. Например, ледоход

[л’ьдахот], месяц [м’эс’ьц], сахар [сахър]. Выделение вместо

этих звуков [и] или [а], которые реально не звучат при

произнесении слова, может отрицательно сказаться на

формировании умения слышать звучащее слово – ученик

перестанет доверять своему слуху и будет искать опору в

буквенной записи слова. Исключение можно сделать для слов, в

которых [ь] и [ъ] находятся в позиции абсолютного конца слова

и произносятся более отчетливо – в этой позиции их можно

опознать как [а], [э] или [и].

При проведении звуко-буквенного анализа слова

устанавливается не только последовательность и качество

входящих в слово звуков, но и соотношение между звуками и

буквами, поэтому звуко-буквенный анализ включает в себя в

качестве первого этапа полный звуковой анализ слова,

завершающийся составлением его звуковой модели. Далее

каждый выделенный звук соотносится с буквой

(буквосочетанием) и определяется количество звуков и букв в

слове. Материалом для звуко-буквенного анализа в первом

классе могут быть слова, в которых нет орфограмм, по мере

изучения орфографических правил круг предлагаемых для

анализа слов расширяется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: