Формирование умений морфемного анализа

Морфемный анализ слова один из видов языкового

анализа, цель которого установить морфемный состав слова,

т.е. выделить в слове живые для современного языка морфемы.

Используется как упражнение на этапах закрепления и

повторения знаний о морфемном составе слова, обеспечивает

связь теории с практикой.

Изучение морфемного состава слова в начальной школе

направлено на формирование знаний о морфемах (значимых

частях слова) и умений морфемного анализа, а также

предполагает практическое ознакомление с некоторыми

способами словообразования, овладение элементарным

словообразовательным анализом. Тем самым создаются

условия, способствующие пониманию взаимосвязи между

лексическим значением слова и его морфемным составом. Это

способствует уточнению и обогащению словаря учащихся,

обеспечивает развитие осознанного употребления в речи слов с

определенными приставками и суффиксами, повышает точность

и правильность речи школьников. В связи с изучением темы

«Состав слова» обычно рассматриваются правила правописания

безударных гласных и парных по звонкости-глухости согласных

в корнях слов; в процессе выполнения словообразовательных

упражнений школьники практически усваивают написание

многих суффиксов; запоминают, как пишутся наиболее

распространенные приставки; учатся различать омонимичные

приставки и предлоги и правильно писать их со словами.

Выделяется три этапа в изучении морфемного состава

слова.

На эмпирическом этапе (до изучения темы «Состав слова»)

организуются предварительные словообразовательные

наблюдения, цель которых подготовить учащихся к пониманию

смысловой и структурной соотносимости между словами. Читая

по азбуке слова в столбиках, выполняя задания прописи,

словарно-логические упражнения, школьники обращают

внимание на то, что с изменением структуры слова меняется

значение (смысл), называют ту часть слова, которая «помогла»

ему стать другим. Обнаруживают слова, у которых есть

некоторое сходство в значении, определяют часть, которая это

общее значение выражает. Практически знакомятся с

некоторыми способами словообразования.

На теоретическом этапе (изучение темы «Состав слова») у

школьников формируются основные понятия морфемики на

основе их существенных признаков: корень слова, однокоренные

слова, окончание, основа слова, приставка, суффикс. Учащиеся

овладевают умениями морфемного анализа – учатся сознательно

выделять в слове изученные части слова.

Этап углубления знаний о морфемной структуре слова

совпадает с изучением частей речи. Цель его углубить знания

о словообразовательной роли суффиксов и приставок и

формообразовательной роли окончания. Школьники наблюдают

основные способы словообразования существительных,

прилагательных, глаголов; учатся подбирать приставки и

суффиксы для образования слов с нужным значением;

анализируют, какие грамматические значения выражены

окончанием в формах основных частей речи. При выполнении

упражнений закрепляются и совершенствуются умения

морфемного анализа.

Умения морфемного анализа включают:

умение выделять корень слова,

умение выделять в слове окончание и основу,

умение выделять в слове приставку (приставки),

умение выделять в слове суффикс (суффиксы).

Эти умения имеют исключительное значение для усвоения

языка и овладения речью:

- умение ориентироваться в морфемной структуре слова

дает возможность ребенку узнавать слова при чтении,

самостоятельно раскрывать значение неизвестных слов,

расчленяя их на морфемы. Например, если школьник в процессе

чтения произведений устного народного творчества встретит

слово бортник, то он, конечно, не сможет понять его

лексического значения «тот, кто занимается добычей меда

диких пчел, лесным пчеловодством», но без труда отнесет это

слово к семантической группе «именование человека по роду

занятий или профессии», ориентируясь на значение суффикса

- ник - (по аналогии со словами садовник, дворник, лесник),

следовательно, ученик овладевает одним из ведущих способов

раскрытия лексического значения слова, которое складывается

из совокупности значений морфем, в него входящих;

- познание семантико-структурной соотносимости слов

способствует обогащению знаний школьников об окружающей

действительности, углубляет их представление о связях между

предметами, процессами, наблюдаемыми в жизни (подберезовик

гриб, который растет под березой, заснеженный занесенный

снегом);

- осознание ребенком роли морфем в слове, семантического

значения приставок и суффиксов способствует формированию у

школьников точности речи (в бежал  вз бежал);

- умение «видеть» части слова имеет большое значение для

формирования орфографических навыков: обеспечивает

возможность правильной постановки орфографической задачи и

выбора верного способа ее решения, т.к. многие

орфографические правила, изучаемые в начальной школе,

являются рекомендациями по написанию той или иной

морфемы (правописание безударных гласных в корне слова,

правописание безударных падежных окончаний имен

существительных и др.);

- разбор слова по составу, как и другие виды языкового

анализа, дает большие возможности для совершенствования у

детей операций логического мышления.

Работа по формированию у младших школьников умений

морфемного анализа опирается на знания учащихся о морфемах

как значимых частях слова и проводится последовательно: во 2

классе при изучении тем «Корень слова», «Однокоренные

слова», в 3 классе при изучении темы «Состав слова».

Умение выделять корень слова формируется в процессе

усвоения понятий родственные слова, корень, однокоренные

слова на основе сравнения однокоренных слов и выделения в

них общей части, одинаковой по фонемному составу и по

смыслу. Для формирования данного умения обычно применяют

такие упражнения: выделить корень в ряду однокоренных слов,

объяснить значение однокоренных слов через мотивирующее

(Почему этот предмет называется чайница? Почему курицу

назвали Пеструшкой? Объясните значение слов синеть, синева,

синяк; Какое слово вы использовали при объяснении значения

каждого из данных слов?), образовать слова от данного корня,

сгруппировать слова в соответствии со значением корня, из

текста выписать однокоренные слова и др.

Умение выделять окончание опирается на умение изменять

слово по какому-либо грамматическому признаку (числу,

падежу, роду, лицу). Уже в период обучения грамоте в ходе

специально организованных учителем наблюдений за словами,

написание которых расходится с произношением, школьники

узнают о функции окончания выражать грамматические

значения слова, учатся изменять слова по числу и по вопросу, т.

е. осваивают способ действия, необходимый для выделения

окончания. С целью формирования умения выделять в слове

окончание учитель может предложить детям следующие

задания: сравнить формы слова  Чем похожи эти слова? А чем

различаются?; изменить слово по числу, изменить слово по

вопросу, определить, что изменилось, а что осталось прежним;

найти в группе предложений слова с одинаковыми окончаниями

и др.

Формирование умения выделять основу слова не вызывает

трудностей, если ученик находит в слове окончание, т.к. основа

выделяется путем отсечения окончания.

Умение выделять в слове приставку формируется на основе

сопоставления однокоренных слов с разными приставками

(побежал, выбежал, прибежал, подбежал) или путем

сопоставления данного слова со словами, имеющими перед

корнем одинаковый по значению и фонемному составу отрезок

(подберезовик, подснежник, подпол). С целью формирования

данного умения можно предложить такие упражнения:

подобрать слова с данной приставкой, от данного слова (корня)

образовать слова с разными приставками, найти в предложении

(тексте) слова с приставками, разделить слова на группы в

зависимости от значения приставки и др.

Умение выделять в слове суффикс формируется на основе

сопоставления однокоренных слов с разными суффиксами

(грибной, грибник, грибок) или путем сопоставления данного

слова со словами, имеющими за корнем одинаковый по

значению и фонемному составу отрезок (еловый, сосновый,

березовый). С целью формирования данного умения детям

можно предложить такие задания: подобрать слова с данным

суффиксом, от данного слова (корня) образовать слова с

разными суффиксами, найти в предложении (тексте) слова с

суффиксами, разделить слова на группы в зависимости от

значения суффикса, собрать «рассыпанные» слова и др.

Названные языковые умения в комплексе реализуются в разборе

слова по составу, при проведении которого рекомендуется

придерживаться следующей последовательности действий:

1. Определить лексическое значение слова (закладка

полоска бумаги или ленточка, вкладываемая в книгу, чтобы

отметить нужную страницу).

2. Найти в слове окончание путем сопоставления его

словоформ (закладка, закладки, закладкой), обозначить

окончание рамочкой.

3. Найти основу путем отсечения окончания, обозначить ее

квадратной скобкой снизу.

4. Найти корень путем подбора однокоренных слов (слов с

общей мотивацией: кладут – закладка, закладывать,

вкладывать), обозначить его дугой сверху.

5. Найти приставку путем сопоставления данного слова со

словами, имеющими перед корнем одинаковый по значению и

фонемному составу отрезок (за кладка, за вязывать, за жим),

обозначить ее полускобкой сверху.

6. Найти суффикс путем сопоставления данного слова со

словами, имеющими за корнем одинаковый по значению и

фонемному составу отрезок (заклад к а, завяз к а, задвиж к а,

заслон к а), обозначить его ^.

Традиционно в начальной школе выделение морфем в

составе основы осуществляется путем сопоставления

однокоренных слов, разных по морфемному составу.

При проведении морфемного анализа в центре внимания

должен находиться не столько получаемый результат, сколько

выполняемый способ действия. Если ребенок может объяснить,

что он делает и зачем, значит, он действует осознанно. К тому

же такой подход обеспечивает школьнику развитие мышления, а

педагогу дает возможность следить за логикой рассуждения

ученика, предупреждать и вовремя исправлять ошибки.

Для полного морфемного анализа в начальной школе

предлагаются слова прозрачной морфемной структуры, в

которых легко определяется значение морфем. Не используются

слова со связанными корнями (отнять, надел), с наложением

морфем (регбист, омский), с чередованием в суффиксе

(дружочек, кружочки), с суффиксом -иj (лисий, медвежий).

Задания для самоконтроля

1. Опираясь на одну из программ по русскому языку для начальной школы, определите требования к овладению младшими школьниками языковым анализом: какие виды языкового анализа осваивают учащиеся, в каком объеме и на каком этапе обучения. Проанализируйте методический аппарат соответствующего учебника: имеются ли памятки по проведению разных видов анализа, образцы рассуждений и краткой записи, отражены ли в них способы действия при проведении анализа, оцените предлагаемую последовательность действий при проведении анализа и лингвистическую корректность формулировок.

2. Подготовьтесь раскрыть методику обучения младших школьников морфологическому и синтаксическому анализу.

Для этого ответьте на вопросы:

1) Какова цель соответствующего вида анализа и в чем его значение для языкового образования и речевого развития детей?

2) Какие умения необходимы ученику для проведения анализа, в какой последовательности и на каком этапе обучения они формируются?

3) Как каждое умение формируется в процессе обучения:

какими способами действия овладевают дети, какие приемы обучения использует педагог?

4) Какова последовательность полного анализа и чем она обусловлена?

5) Каковы требования к отбору материала для анализа?

Дополнительная литература

Жедек П. С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и орфографии. Томск, 1992. С. 6-38.

Львова С. И. Работа над составом слова на уроках русского языка в начальной школе. М., 2012.

Соловейчик М. С. Знакомство со звуковой системой языка и формирование фонетических умений первоклассников //

Соловейчик М. С. Первые шаги в изучении языка и речи. М., 2000. С. 35-45.

Фомичева Г. А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах. М., 1981.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: