Идентификация и оценка конкурентных рисков

На основе данной трехуровневой системы проводится идентификация конкуретного риска. Рассмотрим, как наиболее точно оценить конкурентные риски на каждом из уровней. Конкурентные риски отрасли предпринимательства оценивают исходя из анализа отрасли, ее показателей, тенденций и перспектив развития, проблем и затруднений. Для этих целей можно использовать модель «5 сил конкуренции» М. Портера или ее расширенные модификации, включающие большее количество параметров для оценки, а также такие инструменты, как PEST-анализ.

Конкурентные риски направления предпринимательства предлагаем оценивать на основе такой конкурентной категории как ограничители конкурентных позиций. Данная категория предложена Ю. Рубиным [Рубин, 2014б] и основана на положениях М. Портера о пяти силах конкуренции. Ю. Рубин определяет ограничители конкурентных позиций как барьеры, затрудняющие или препятствующие компаниям беспрепятственно навязывать свои деловые интересы другим компаниям. Ограничителями конкурентных позиций являются:

• зависимость от поставщика;

• зависимость от покупателя;

• угроза товаров заменителей (эластичность спроса на товар);

• угроза появления новых конкурентов;

• соперничество уже имеющихся конкурентов;

• действия государства.

Отметим, что действие ограничителей конкурентных позиций напрямую связано со стадией развития конкретной отрасли.

В этом контексте при анализе целесообразно также выявить стадию развития исследуемого направления предпринимательства.

Конкурентные риски субъекта предпринимательства нужно исследовать функционально в зависимости от особенностей его работы на рынке и основных функциональных направлений деятельности. Обычно среди основных направлений деятельности компании выделяют такие как ИТ, внутренние операционные процессы, риск-менеджмент и т. п. Конкретный набор основных функций субъекта предпринимательства определяется спецификой его деятельности. Соответственно, для каждого функционального направления определяется набор сопутствующих рисков и впоследствии разрабатываются методы их минимизации.

Стоит отметить, что большинство предпринимательских рисков имеют общий характер для разных направлений предпринимательства. В экономической литературе приводится большое количество классификаций рисков хозяйственной деятельности [Бабошин, 2006]. Можно выделить некоторые общие группы рисков: производственный, кредитный, процентный, инвестиционный, рыночный, политический, законодательный, организационный, имущественный, валютный и др.

В то же время стоит отметить, что данный перечень рисков может отличаться в зависимости от особенностей ведения предпринимательской деятельности каждым субъектом бизнеса.

По аналогии с конкурентной функцией, которая является одной из предпринимательских, наряду с производственной, финансовой, маркетинговой и др., конкурентные риски можно рассматривать как разновидность предпринимательских рисков, наряду с производственными, рыночными и др.

Как было отмечено выше, все риски предпринимательской деятельности в зависимости от факторов, влияющих на их возникновение можно разделить на внешние и внутренние. Внешние риски, которые обусловлены макроэкономическими факторами, принципиально не отличаются от тех, которые имеют место при других видах предпринимательства.

Конкурентные риски продукта обычно зависят от сложности продукта. Для сложных продуктов или услуг, которые имеют комплексную структуру, логично исследовать конкурентные риски по источникам и по составным частям продукта или услуги.

Конкурентные риски сложных продуктов обычно разделяются на риски непосредственно продукта или услуги и продуктовые риски. Риски конкретной услуги или продукта разделяются в зависимости от источника возникновения. Они связаны с природой данной услуги. Например, кредитным продуктам присущи такие риски, как кредитный риск, риск потери ликвидности, валютный риск. Риски услуги также можно выделить, исходя из участников сделки, которые выступают носителями риска: риски покупателя, риски продавца, риск посредника, риски банка и т. п. В качестве носителей риска обычно выступают следующие категории хозяйствующих субъектов: физические лица, государственные органы, организации нефинансового сектора экономики, финансовые институты, общественные организации.

Продуктовый риск связан с изменением продукта на стадиях его создания, продвижения и обслуживания. Можно разделить все возникающие конкурентные риски нового продукта по стадиям их возникновения:

• создание идеи продукта;

• проверка на соответствие;

• разработка продукта;

• продажа и продвижение продукта; • обслуживание продукта;

• развитие продукта.

На стадии создания идеи продукта риски связаны с правильностью и точностью оценки ситуации на рынке, выбором клиентского сегмента для данного продукта, соблюдением законодательных требований.

При проверке на соответствие стратегии компании, правовым и технологическим требованиям, ожиданиям клиентов также всегда присутствует риск связанной с вероятностью ошибочной оценки.

При непосредственном создании продукта присутствуют методологический и технологический риски, связанные с выбранной методологией и технологиями при разработке данного продукта.

Эффективность продаж и продвижение продукта напрямую зависят от правильности выбора каналов и методов продаж, целевых клиентских групп, рекламной политики, наличия в достаточном количестве информации о продукте для продавцов, а также рекламных материалов. После продажи продукта необходимо обеспечить качественное обслуживание и сопровождение.

Заключительный этап жизни продукта предусматривает либо его доработку и внесение изменений в его параметры с последующей трансформацией в новый продукт, либо прекращение продаж данного продукта. На данном этапе необходимо вовремя принять решение о доработке продукта или о прекращении его использования.

Для минимизации продуктовых рисков необходимо тщательно подходить к каждой из стадий разработки продукта, а также стремиться к укреплению конкурентных преимуществ, связанных с каждой из стадий продукта.

Для оценки продуктовых рисков можно применять процессный подход, в рамках которого проводится анализ различных стадий жизненного цикла продукта/услуги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: