Тема лекции: Теория познания

План.

1.Решение проблемы «Познаваемости мира в истории философии».

2.Чувственное познание, его формы и роль. Критика теории символов и иероглифов. Абстрактное мышление и его формы. Единство двух форм познания - рационального и чувственного. Критика сенсуализма и рационализма.

3. Формы и методы научного познания: эмпирический и теоретический уровни познания, наблюдение, эксперимент, описание, проблема, гипотеза, теория, моделирование, анализ, синтез, метод восхождения от абстрактного к конкретному, историческое и логическое в познании.

4. Учение об истине:

а. понятие объективной истины;

б. диалектика объективного и относительного в содержании истины;

в. критика догматизма и релятивизма;

5. Практика критерий истины. Критика прагматизма.

 

Краткое содержание:

1. ВОПРОС. Первые положения о теории познания были у древнегреческих философов. Например, Гераклит считал, что природу можно познать при помощи чувств. Однако чувственное познание недостаточно. Глаза, уши людей, которые имеют грубые души, являются плохими свидетелями. Простое накопление фактов, он называл многознанием, которое не делает людей мудрыми. Необходимо мышление. И мудрость, по Гераклиту, состоит в том, чтобы прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно. Познание по Гераклиту бывает истинное (мышление) и темное (чувственное). Но это не значит, то он не умалял роль чувственного познания. Чувства дают разуму материал. И мышление обладает более могущественным органом познания. Речь об их единстве здесь не идет.

Во взглядах Гераклита в теории познания прослеживается стихийная диалектика. Истина у Гераклита конкретна, она зависит от условий, места и времени.

Демокрит полагал, что все предметы испускают некие мельчайшие частицы, которые действуют на наши органы чувств, дают нам возможность воспринимать предметы. Демокрит пытался разрешить вопрос о соотношении субъективного и объективного в познании.

Сократ (v в. до н.э.) отрицал идею научного познания природы. Он считал, что познание есть вторжение в область божественных тайн и не может привести к положительному результату. Философ, по его мнению, не должен интересоваться материальным миром, которым управляет воля бога. Человек может заниматься только самопознанием. Руководствуясь положением «Я знаю, что ничего не знаю». человек придет к познанию самого себя, человеческого духа. Таким образом, человек может прийти к пониманию основ религии, морали, справедливости, добра и зла.

Платон. Окружающие нас предметы, явления – это мир теней, а настоящий, подлинный, истинный мир – это мир идей, который недоступен непосредственному человеческому восприятию. Живя в мире теней, человек может воспринимать только бледное отражение тех идеальных предметов, которые находятся в мире идей. Если мир теней, в котором мы живем, непрерывно изменяется, не вечен, то мир идей вечен, неизменен, совершенен. Теория познания, по Платону, это теория воспоминания. Познать мир, учил он, означает создать такие условия, при которых бессмертная душа человека могла бы вспомнить все то, что она когда-то созерцала в мире идей. Мир идей и мир теней схожи. И поэтому душа, находясь в мире идей, все видела и все знает. И, вселяясь в человека, она все знает, а человеку необходимо лишь «вспомнить», что знает его душа.

Аристотель. Объектом познания является объективный мир. Процесс познания – это процесс восхождения от простого чувственного восприятия к абстрактному мышлению. Мысль связана с действительностью. Истину высказывает тот, кто соединяет понятия в мышлении так, как соединены предметы в объективном мире.

Агностицизм. (Протагор, Горгий, Секст-Эмпирик, Пиррон и др.). Всякое знание, говорил Протагор, есть лишь мнение, а значит, ложного ничего нет, как и ничего истинного. Как кому кажется, так и есть на самом деле. «Человек есть мера всех вещей». Пиррон утверждал, что об окружающих нас предметах нельзя ничего утверждать ни истинного, ни ложного. Если мы о каком-либо предмете нечто утверждаем, то с таким же правом мы можем утверждать о нем противоположное. Никакой способ познания нельзя признать истинным.

Лучшим состоянием древние скептики считали атараксию, т.е. невозмутимость, безмятежность, безразличие ко всему окружающему. По этому поводу имеется множество занятных высказываний Пиррона.

Средневековье – господство церкви и схоластики. Борьба номинализма, реализма.

XVII-XVIII вв. Большой вклад внес в теорию познания Ф. Бэкон. Он развил учение об индукции, как об основном и универсальном методе. Основой познания, по Бэкону, является опыт. Признавал значение чувственного и абстрактного мышления, но полностью раскрыть их единство не сумел.

Декарт родоначальник рационализма. Он считал, что все наше знание должно быть выведено из некого единого достоверного принципа. Идеальным примером для него служит математика, которая основана на строгом доказательстве, на выведении своих положения из достоверных основ. Дедукция и синтез занимают ведущее положение.

Противоположные положения развивал анг. Философ Джон Локк. Люди, по его мнению, рождаются с совершенно чистой душой, подобно белой бумаге или чистой доски, которая наполняется записями только в ходе приобретения человеком знаний и жизненного опыта. «Нет ничего в интеллекте(сознании) чего не было бы раньше в чувствах». Источником нашего знания он признавал не только окружающий нас мир, но и субъективный мир наших идей. Действительный характер философии Локка нашел свое отражение в его учении о первичных и вторичных качествах. Первичные качества объективно присущи миру – протяженность, непроницаемость, движение и др., которые поддаются математическому выражению. Вторичные качества являются субъективными, не принадлежат самим вещам, а порождаются нашими органами чувств.

Это направление развил дальше Беркли, Юм (представители субъективного идеализма) Беркли считал, что факты сознания людей надо сопоставлять не с фактами объективной действительности, а с фактами сознания других людей. Давид Юм – все научные законы – это порядок, к которому привыкают люди, связь ощущений.

И.Кант. Мир реально существует, но он не познаваем. «Вещь в себе». Он разграничивал априорное познание и апостериорное.

Большой вклад в теорию познания внес Гегель. Применив диалектику к теории познания, он пришел к убеждению о познаваемости мира, о способности человека вскрыть внутреннюю сущность предметов. Большая заслуга Гегеля также в том, что он оценил роль практики в познании, о единстве законов бытия и мышления, отсюда следует догадка о единстве диалектики, логики и теории познания.

Фейербах. Не понял диалектику взаимосвязи чувственного и рационального в познании. Для него мышление не является качественно новой ступенью познания, а представляет собой простое суммирование чувственных восприятий. Он не видел противоречивый характер познавательного процесса, не понимая того, что только в ходе преодоления возникающих при этом противоречий и происходит правильное познание человеком окружающего мира.

Итак, вышеизложенные теории односторонние, не показывают активную роль мышления, как в познании, так и в практической деятельности, непонимание роли общественной практики в теории познания. Далее, сущность человека понималась абстрактно, а не как совокупность определенных (конкретно-исторически) всех общественных отношений, и поэтому только объясняли мир, тогда как речь идет об изменении его.

2. ВОПРОС. Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Начальной формой и источником знания являются ощущения и восприятия предметов и явлений, которые действуют прежде всего на органы чувст человека. Ощущения возникают под влиянием процессов, исходящих из внешней среды и действующих как раздражители на наши органы чувств. Существует пять органов чувств – зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Им соответствует пять видов ощущений. Каждый орган чувств имеет нервные окончания, которые принимают воздействия из внешней среды, возникают возбуждения, которые по соответствующим нервам передаются в кору головного мозга. Ощущения отражают определенные свойства объективного мира. Ощущаются не ощущения, а свойства реальных вещей. Здесь необходимо дать критику теории символов и иероглифов. Представитель этой теории немец. Ученый Г. Гельмгольц. Он считал, что ощущения – это только символы, иероглифы, вызываемые внешними воздействиями, но не имеющие с ними сходства. Он считал, что ощущения сходны с внешними предметами не больше, чем имя человека с ним самим.. Немецкий физиолог Мюллер считал, что каждый орган чувств представляет замкнутую в себе систему и обладает внутренней «специфической энергией». Он исходил из того, что один и тот же раздражитель, например, электрический ток при воздействии на разные органы чувств  вызывают разные раздражители. И, наоборот, разные раздражители, воздействуя на один и тот же орган, вызывают один и тот же эффект. И он сделал вывод, что ощущения не отражают свойства вещей, а выражают состояние органов чувств, обусловленные их специфической энергией. Дело в том, что Мюллер не понимал, чтоОрганы не производят ощущения сами по себе, он их рассматривал в полном отрыве от внешней среды. А именно под действием внешней среды и в единстве с ней они сформировались.

 Целостный образ предмета, воздействующего на органы чувств, называется

Восприятием, т.е. сочетание различных ощущений.

Представления - это образы тех предметов, которые когда-то воздействовали на органы чувств и потом восстанавливаются в сохранившимися в мозгу следам (памяти), при этом при отсутствии самих этих предметов, называются представлениями. Представление – это высшая форма чувственного познания действительности. Из имеющихся представлений человек может создавать различные комбинации, строить новые представления, т.е. образы предметов, которые он никогда не видел. Этот процесс называется воображением.

 

Абстрактное мышление и его формы. Понятие – это мысль,отражающая предметы в их общих и существенных признаках. То есть здесь важным приемом является обобщение.

Суждение – это такая форма мысли, познания, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо.

Умозаключение. Это процесс мышления в результате, которого из двух или нескольких суждений выводится новое суждение.

В практической деятельности отмечается единство двух моментов - чувственного и рационального в познании. Абсолютизация той или иной стороны выражает такие течения, как сенсуализм и рационализм.

3. ВОПРОС. Эмпирическое познание представляет собой отражение относительно поверхностных отношений, свойств и закономерностей, осуществляемое чувственного знания и мышления. Оно имеет свои методы – наблюдение, описание, эксперимент, индукция, аналогия, классификация и др. Служит основой возникновения теории, а также средством ее интерпретации.

Теоретическое познание – представляет собой отражение внутренних, существенных особенностей. Методы: восхождение от абстрактного к конкретному, историческое и логическое, моделирование и др. Эмпирический и теоретический уровни имеют общие методы: анализ, синтез индукция, дедукция, абстрагирование, интерпретация и т.д.

Метод наблюдения представляет собой целенаправленное восприятие объекта непосредственно или с помощью приборов. Недостаток этого метода – имеет погрешности и не является таким уж надежным методом. Наблюдение тесно связано с экспериментом.

Описание - выражение данных наблюдения с помощью языка (естественного или искусственного). Недостаток естественного языка – отсутствие строгой однозначности терминов. Но при помощи искусственного языка невозможно выразить всю сложность и противоречивость явлений.

Эксперимент, наблюдение служат непосредственной предпосылкой возникновения проблемы. Проблемой называют вопрос, который появляется у исследователя в результате получения нового эмпирического материала, не объяснимого с помощью старой теории. Проблема является началом формирования новых знаний.

Гипотеза представляет собой научно обоснованное представление, вероятностное объяснение каких-то явлений.

Теория – система доказанных и проверенных практикой положений.

Моделирование – научный метод, основанный на использовании моделей. Этот метод связан со сложностью, недоступностью объекта для изучения. Типы моделей: материальные, мысленные (логико-математические).

Индукция, дедукция – нельзя абсолютизировать тот или иной метод, необходимо их единство.

Анализ, синтез. Мысленное расчленение объекта на отдельные части. Соединение выделенных частей.

4. ВОПРОС. Истина – это правильное, выверенное практикой отражение действительности в сознании человека, воспроизведение познавательного предмета таким, как он существует независимо от нашего сознания. Важным является понятие–конкретность истины. Пример, полезен ли дождь? Для кого, где, когда и т.д. в процессе познания, как правило, используется моменты относительности истины. Абсолютные истины, их особенности - неизменность. Пример абсолютной истины - все люди смертны. Критерий истины – практика.

 

 

Литература:

 

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., Проспект, 2010-592с.

2. Губин В.Д. Философия: Учебник. – М., Проспект, 2010.

3. Миронов В.В. Философия: Учебник для вузов. – М., Норма, 2009.

4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. – М., Гардарики,

2008.   

 

Интернет-источники:

 

1. http:\ www. Philosophy.ru Философия в России.

2. http:\ www. Intencia/ru е о философии.

3. http:\ www. Anthropology.ru Философская антропология.

4. http:\ www. Ido rudn.ru Электронный учебник по философии. Авторы Гречко П.К. и Вержбицкий В.В.

5. http:\ www. Filo-lecture.ru Курс лекций по философии.

 

 

Лекция: Теория познания

9,10 главы Учебника 1 (С 183-234)

Раздел 5, глава 1 Учебника 3 (С.555-589)

Тема 4 Учебника 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: