- Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Узнать способ решения задач по нахождению части, если не известно целое.)
- Что вам поможет в достижении цели? (Известные типы задач и схемы, правила.)
- С чего начинаем решать задачу? (С составления схемы.)
- Какой первый будет шаг? (Отберем нужную схему.)
- Что дальше надо сделать? (Заполнить схему.)
- Какой будет следующий шаг? (Выстроим ход решения и запишем его.)
- Чем завершится ваша работа? (Сформулируем способ решения таких задач.)
Учитель может зафиксировать план на доске (Слайд 5).
- Если в задаче надо найти часть, какая схема подойдет? (На части и целое.)
- Какая из двух схем подойдет для решения задачи? (Левая схема.)
- Поставьте около нее галочку.
- Я предлагаю вам заполнить схему и решить задачу в группах. Я думаю, что вы помните, как надо работать в группах.
Ответственные от каждой группы получают листы (Р−23.1), на которых будет выполняться работа. Группы заполняют схемы и записывают решение:
- Представьте результаты своей работы.
На доске выставляются результаты работы групп. Представитель одной из групп рассказывает, как работала группа, описывает получившийся результат:
− Это какая задача, простая или составная? (Составная: чтобы ответить на вопрос, надо было выполнить два действия.)
- Чем эта задача отличается от изученного вида составной задачи? (В ранее изученной последним действием находили целое, а в новой задаче – часть.)
- Как назовем новый вид задачи? (Составная задача на нахождение части.)
- Как же решать такие задачи? (Сначала нужно найти целое, а затем часть.)
- Построим эталон. Что необходимо в него внести? (Схему.)
- А затем? (Ход решения.)
На доске фиксируется эталон (Д−23.6 или Слайд 6), («Построй свою математику»,
Э–1-2, стр.65):
- Как проверить сделанное открытие? (Можно посмотреть в учебнике и сравнить с эталоном.)
- Откройте учебник на стр. 44, сравните построенный вами эталон с тем, что дано в учебнике, что вы видите? (Мы составили эталон правильно.)
Можно предложить прослушать аудио файл в ЭФУ на стр. 89.
Учитель раздает учащимся эталоны к уроку 23.
- Смогли вы справиться с затруднением? (Да.)
- Что вам позволяет выполнять «открытый» способ? (Решать составные задачи на нахождение части, когда целое не известно.)